27-05-2023
Тень минувшего | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Публикация: |
1945 |
Издательство: |
«Тень минувшего» — научно-фантастический рассказ Ивана Ефремова опубликованый в 1945 году в журнале «Красноармеец» (№ 2-5)[1]
Содержание |
Археологическая экспедиция ведет раскопки[2] в Казакской АССР, на удалении 350-ти километров от Талды- Сай.[3] В пустыне исследуется поле костей динозавров.
Члены экспедиции, столкнувшись с нехваткой питьевой воды в роднике, вынуждены расширить место родника с помощью аммонала. Разобрав завал породы, учёные находят пласт окаменевшей смолы, имеющий гладкую зеркальную поверхность. Вечером археологическая группа видит мираж тиранозавра.
Руководитель экспедиции, Сергей Павлович Никитин, хочет остаться и понаблюдать за зеркалом, ещё некоторое время. Но понимая, что у археологов на исходе продукты питания — приказывает уезжать. Никитин выясняет, что стал свидетелем редкого фотографического эффекта — светового отпечатка без бромосеребрянного процесса. Ученый начинает искать подобные отпечатки и конструирует оптическую аппаратуру, способную видеть природные фотографии. Рассказ заканчивается победой Никитина, в научных кругах.
Отчетливо проступили все линии, штрихи, детали… Впечатление разбивалось, дробилось на отдельные, не связанные сюжетно части. Вначале он увидел кусок планетного пейзажа, в центре картины, то, несомненно, была Реана. Реана в глубокой древности, когда здесь ещё не было пустынь. Все пространств заполняли огромные, гордые, словно летящие навстречу небу шары трескучек… Планета трескучек? Кто же тогда создал это полотно, какой неведомый художник? Вдруг он заметил в правом нижнем углу картины знакомый холм, на котором они нашли развалины. Он сразу же узнал его, может быть, потому, что башни и зубчатые стены строений на фоне блеклого фиолетового неба выглядели так, как он пытался их себе представить ещё там, в пустыне.
Весь холм и эта старинная, защищенная высокой стеной крепость выглядели в пейзаже чужеродным телом. Они смотрелись как остров в зелёном море со странными белыми гребешками волн… Трескучки окружали замок со всех сторон, жались к стенам, гнездились в расселинах скал. Когда Ротанов едва заметно менял угол зрения, часть картины сразу же тускнела, словно пела, зато высвечивалась новая часть, и он никак не мет найти положения, в котором мог бы увидеть её сразу всю целиком. Впрочем, такое разбитое на отдельные фрагменты впечатление его пока устраивало, оно помогало полнее усваивать информацию. Неожиданно для себя он установил, что светлое округлое пятно над поверхностью планеты вовсе не солнце, а человеческое лицо. Лицо женщины с огромными, чуть разнесенными глазами, смотрящими пристально и тревожно. Чуть позже он увидел её руки, словно простертые над планетой в немом призыве, в попытке защитить, спасти раскинувшийся под ней зелёный мир от какой-то угрозы.
Рассказ экранизирован в шестом выпуске телепроекта «Этот фантастический мир»[1]
Произведения Ивана Ефремова | |
---|---|
Романы: | Туманность Андромеды | Час Быка | На краю Ойкумены (Великая дуга) | Лезвие бритвы | Таис Афинская |
Рассказы и повести: | Катти Сарк | Звёздные корабли | Сердце Змеи | Встреча над Тускаророй | Эллинский секрет | Озеро горных духов | Путями старых горняков | Олгой-Хорхой | Голец Подлунный | Белый Рог | Тень минувшего | Алмазная труба | Обсерватория Нур-и-Дешт | Бухта радужных струй | Последний Марсель | Атолл Факаофо | Юрта Ворона | Афанеор, дочь Ахархеллена | Пять картин |
Документальные повести: | Дорога ветров |
Тень минувшего.