Lt304888.ru

Туристические услуги

Незарегистрированный брак

22-10-2023

Межличностные отношения
Типы отношений

Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга) · Значимый другой · Казуальные · Конкубинат · Куртизанка · Любовник (любовница) · Моногамия · Муж (супруг) · Однополые связи · Педерастия · Полиамория · Поливерность · Полигамия · Родство · Романтические · Семья · Сексуальный партнёр · Сожительство

События

Заключение брака · Развод · Разрыв отношений · Расставание · Половой акт · Супружеская измена · Ухаживание

Чувства и эмоции

Близкая связь · Влечение · Комперсия · Влюблённость · Любовь (эрос, филия, сторге, агапэ· Привязанность · Ревность · Платоническая любовь · Романтическая любовь · Страсть · Увлечение

Поступки

Калым (Приданое· Гипергамия · Супружеская измена · Сексуальное поведение · Похищение невесты

Насилие в отношениях

В семье · Над взрослыми · Над детьми · Подростковое насилие

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Факти́ческий брак, или незарегистрированный брак, или неформальный брак, или сожительство (юрид.), или фактические брачные отношения (юрид.) — отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак. В Законодательстве РФ отсутствует понятие «фактический брак» (ч. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ «признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния»). Однако, отсутствие термина и качественной характеристики этого термина в нормативных актах, не исключает использования терминов сожительство и фактические брачные отношения в актах судебных органов России, что позволяет утверждать о допустимости использования этой юридемы.

С точки зрения права (в данном случае России), для таких отношений чаще всего логично применяется термин сожительство. В бытовом общении, в разговорной речи для описания таких отношений зачастую ошибочно применяется понятие гражданский брак, хотя согласно определению БСЭ гражданским браком называется совсем другое понятие — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви[1]. Гражданским браком незарегистрированные отношения начали называть в Российской империи в XIX веке, так как единственной официально признанной формой брака тогда был церковный брак и люди, сожительствовавшие без его заключения, предпочитали называть свои отношения гражданским браком (так как гражданский брак в смысле оформленного в соответствующих органах государственной власти без участия церкви в то время уже существовал, например, во Франции).[2]

Содержание

О терминах

Термин «сожительство» в отношении незарегистрированных семейно-брачных отношений если и применяется, то применяется совершенно не логично. Семейно-брачные отношения в человеческом обществе возникли и успешно существовали значительно раньше каких-либо государственных институтов, которые могли бы осуществлять их регистрацию. Нужно понимать, что семейно-брачные отношения по своей природе — первичны. Они возникают и формируются независимо от их регистрации кем бы то ни было — государством, церковью, кем угодно. Отдельные граждане воспринимают государственную регистрацию брака как некое испрашивание разрешения на вступление в брак. Как в средние века для вступления в брак требовалось согласие (одобрение) церкви. На заре советской власти отдельные мракобесы пытались установить правила, при которых для вступления в брак требовалось бы разрешение комсомольского или партийного руководства. Таким гражданам незарегистрированный брак видится чем-то недозволенным, нарушающим какие-то нормы, правила. «Как так, люди сами что-то решают и что-то осуществляют? Не порядок. К ногтю их, ату их!!!» Но в современном свободном обществе не требуется чье-либо разрешение на вступление в брак. Требуется только личное желание мужчины и женщины быть счастливыми в браке. Здоровая современная мораль это понимает. Государственная регистрация брака предусмотрена лишь для того, что бы осуществлять судебное регулирование имущественных отношений между супругами, родителями и детьми, по большей части — в случае развода. В прочих отношениях от факта регистрации брака ни чего не зависит. Например, известны случаи привлечения к ответственности законных мужей по обвинению в изнасиловании законных жен. Если же супруги согласны сами регулировать свои имущественные отношения — для них регистрация брака может оказаться не нужной. Таким образом незарегистрированный брак, при наличии всех первичных признаков семейно-брачных отношений, является браком не зависимо от того нравится это кому-то или нет. Следовательно, использование для обозначения незарегистрированного брака каких-то иных терминов, вроде «сожительства» — не логично и не уместно. Нужно отметить, что в нормативных юридических документах термин «сожительство» не используется (проверено в программе «Консультант плюс»). В противном случае использование этого термина можно было бы рассматривать как форму социальной дискриминации. Термин «сожительство» можно встретить только в отдельных комментариях (не всегда грамотных) к юридическим документам. В обиходе к использованию термина «сожительство» обычно прибегают лица, зараженные пережитками средневековой морали и не освободившиеся от социально-религиозных предрассудков.

Юридическая сторона вопроса

Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей фактический брак признаётся юридически не везде и не всегда.

В России

Термин «фактические брачные отношения» был введен в юридическое употребление с принятием КЗоБСО (Кодекса законов о браке, семье и опеке) РСФСР 1926 г. До 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» — со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Но ныне действующий Семейный кодекс РФ, как и КоБС (Кодекс о браке и семье) РСФСР 1969 года, избегают использования терминов «фактический брак», «фактические брачные отношения». Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь использованы словосочетания «лица, не состоящие в браке между собой», «живущие семейной жизнью».

Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

Поскольку в «фактическом браке» приобретаемое имущество не является по умолчанию совместным, как в официальном браке, супругам стоит учитывать этот факт. При приобретении имущества (автомобиль, квартира и т. д.), собственником будет лицо, на которое оформлен тот или иной объект собственности.[3]

В других странах

Германия

Процент детей, рождённых у женщин, не состоящих в браке (от общего количества новорожденных), по отдельным странам, в сравнении 1980 и 2007 года.[4]

В Германии наряду с браками и однополыми гражданскими партнёрствами в немецком праве существует институт «бракоподобных жизненных сообществ» (нем. eheähnliche Lebensgemeinschaft), также называемых «внебрачными жизненными сообществами» (нем. nichteheliche Lebensgemeinschaft). Данные бракоподобные сообщества (как разно-, так и однополые) образуют при определённых условиях «единое жизненное сообщество» (нем. Einstehensgemeinschaft, Bedarfsgemeinschaft), частично защищаемое законом.

Германское законодательство признает правовые последствия только за зарегистрированным браком или гражданским партнёрством (для однополых пар). Однако германская судебная практика рассматривает вступление в фактический брак как образование общества гражданского права, то есть объединения лиц, не являющегося юридическим лицом, но которое вправе иметь обособленное имущество. При этом фактическое сожительство признается внутренним обществом (Innengesellschaft). Это означает, что соответствующие нормы об обществе применяются только к отношениям фактических супругов между собой, но не с третьими лицами. Фактические супруги могут заключить договор, регулирующий их имущественные отношения, но не вправе включать в договор о партнерстве положения, затрагивающие интересы третьих лиц или государства (предусмотреть право одного из фактических супругов совершать без доверенности сделки от имени другого и т. п.).

Обычно такие договоры называются договорами о партнёрстве, их образцы опубликованы. В них предусматриваются, например, следующие положения: право одного партнера пользоваться вещами другого без предоставления замены потребляемых вещей; равное участие партнеров в расходах на наем жилого помещения для совместного проживания; обязанность партнера, расторгающего фактический брак, выехать из такого помещения и обязанность другого партнера освободить его со следующего после выезда месяца от расходов по оплате жилья; общая долевая собственность на приобретенные в период сожительства предметы домашнего обихода и раздел их при прекращении сожительства таким образом, чтобы каждый партнер имел возможность в дальнейшем вести отдельное хозяйство. Условия договора о партнерстве не должны противоречить «добрым нравам», например, устанавливать обязанность возместить убытки или выплатить неустойку в случае одностороннего прекращения сожительства.

Эквадор

В Эквадоре в 1982 г. был принят закон «О регулировании фактического брака», согласно которому «постоянный и моногамный фактический брак продолжительностью более двух лет между мужчиной и женщиной, свободными от брачного союза, чтобы вместе жить, рожать детей и оказывать друг другу взаимную помощь, дает основание для образования общности имущества». Все, что касается общности имущества в фактическом браке, регулируется нормами Гражданского кодекса Эквадора о супружеской общности. При этом постоянное управление общностью осуществляет тот из сожителей, который уполномочен на это официальной грамотой, а если уполномочие отсутствует, общностью управляет мужчина. Такой же порядок действует в Эквадоре и в отношении законного брака. Статья 0 закона Эквадора «О регулировании фактического брака» предписывает применять к пережившему лицу, состоявшему в фактическом браке, все правила о наследовании по закону, предусмотренные Гражданским кодексом Эквадора, как если бы он являлся супругом. Статья 11 предоставляет тем, кто «в согласии с данным законом основал фактический брак», право на все льготы, предусмотренные налоговым и пенсионным законодательством для супругов.

Общность имущества в фактическом браке по данному закону прекращается в следующих случаях: а) по взаимному согласию состоящих в нём лиц, выраженному в публичной грамоте или перед судьей по гражданским делам; б) по воле одного из сожителей, причем также выраженной письменно перед судьей по гражданским делам и сообщенной другому сожителю с соблюдением определенной процедуры; в) в случае вступления одного из сожителей в брак с третьим лицом; г) в случае смерти.[3]

Моральная оценка явления

В наше время фактический брак занимает всё более значимую социальную роль в институте семьи. Согласно отчёту американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не оформляют свои отношения в юридическом плане[5]. Поэтому фактический брак, который был инцидентом из ряда вон выходящим, постепенно становится распространённым социальным явлением и получает всё меньше общественного осуждения.

Религиозный взгляд

В христианстве

С самого момента возникновения христианства допустимые римским правом отношения конкубината не одобрялись.[6] Христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет:

А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию.

Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана (приблизительно 160—220 гг.), приравнивались к блуду и прелюбодеянию. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве юридический договор.

Св. Василий Великий, в своих канонических правилах, утверждённых как общецерковные 2-м правилом Трулльским собором, прямо приравнивает сожительство к блуду:

Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожития (конкубината), то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет (26-е правило святителя Василия Великого)

59 правило св. Василия Великого в качестве епитимии предписывает отлучать блудников от причастия на семь лет, однако по всей видимости такая строгая епитимья налагалась довольно редко.

Среди позднейших византийских каноников встречаются более мягкие взгляды. Так, Матфей Властарь, иеромонах из Солуни, в своём труде «Алфавитная синтагма» полагал:

Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом (М. Властарь. Синтагма. П. гл.17).

В настоящее время, Русская Православная Церковь, признает законным лишь зарегистрированный брак, приравнивая фактический брак к блуду.

В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключённого в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. [7]

В современной практике Русской Православной Церкви живущие в фактическом браке отлучаются от причастия до исправления греха.[8] Также недопустимо в таком состоянии становиться крестными восприемниками.[9]

Современные оценки в светском обществе

В современном западном и российском обществах, несмотря на ряд связанных с сожительством юридических проблем[уточнить], оно получает всё большее распространение и, соответственно, общественное признание. Однако при этом существуют довольно выраженные градации, отражаемые партнёрами в том, как они называют свой союз. Обычно те, кто считают его долговременным и прочным, называют своего партнёра супругом.

См. также

Примечания

  1. Гражданский брак — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер
  3. ↑ Фактические брачные отношения и право собственности
  4. Changing Patterns of Nonmarital Childbearing in the United States. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  5. «Менее прочные, чем брак». — Может ли брак выдержать грозную бурю?
  6. В. А. Цыпин Церковное право
  7. Основы социальной концепции РПЦ
  8. о. Павел Гумеров Гражданский брак
  9. Можно ли назвать браком «гражданский брак»?

Незарегистрированный брак.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01