Lt304888.ru

Туристические услуги

Октябрь (фильм)

23-10-2023

Октябрь
Десять дней, которые потрясли мир
Жанр

драма

Режиссёр

Сергей Эйзенштейн
Григорий Александров

Автор
сценария

Сергей Эйзенштейн
Григорий Александров

В главных
ролях

Василий Никандров, Николай Попов

Оператор

Эдуард Тиссэ, Владимир Нильсен

Композитор

Дмитрий Шостакович

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

102 мин

Страна

СССР

Год

1928

IMDb

ID 0018217

«Окт́ябрь»немой художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1927 году о событиях Октябрьской революции. Завершающая часть кинотрилогии («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»). Фильм демонстрировался в США под названием «Десять дней, которые потрясли мир».

Содержание

Сюжет

Кадр из фильма

Повествование начинается с символичной сцены свержения с пьедестала памятника русскому императору. Уличные беспорядки в Петрограде и критическое положение на фронтах. Солдатам и жителям Петрограда нечего есть, временное правительство неспособно удержать под контролем ситуацию в городе и стране. В этих условиях к власти приходят большевики и РСДРП(б). Лидер партии Владимир Ленин прибывает в мятежный город и встает во главе восстания. Захват власти большевиками под угрозой — к столице подступают войска генерала Корнилова.

Воинские части и матросы Балтийского флота, стоящие на стороне большевиков, стягиваются к Зимнему дворцу. Одновременно в Петроград съезжаются делегаты съезда Советов. В президиум съезда избирают представителей партии большевиков, а меньшевиков и эсеров изгоняют из зала. Восстание большевиков заканчивается взятием Зимнего дворца и прекращением полномочий Временного правительства. Концовка фильма — выступление Ленина с трибуны Второго съезда Советов и провозглашение победы революции.

История создания

После большого успеха «Броненосца „Потёмкина“» Эйзенштейн получил полный кредит доверия от руководства страны и задумал снять масштабное кинематографическое полотно о победе революции в стране. Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать[1].

В распоряжение режиссёра были предоставлены значительные ресурсы: плёнка, исторические костюмы, оружие. В качестве массовки было позволено использовать воинские части. Также Эйзенштейну разрешили снимать фильм на месте событий революции — на подступах к Зимнему и непосредственно в интерьерах дворца. Консультантами фильма выступили участники октябрьских событий: Крупская и Подвойский (он даже сыграл в фильме самого себя).

Планировалось что фильм будет выпущен на экраны к 10-летию революции в 1927 году, но съёмки затянулись и в прокат картина попала только в начале 1928 года[1].

Критика и культурное влияние

В отличие от «Броненосца „Потёмкин“», фильм, завершающий знаменитую кинотрилогию Эйзенштейна, носит более выраженный идеологический характер[2]. В 1927 году Эйзенштейн, признанный мастер, становится также теоретиком искусства. Он опубликовал несколько статей о новаторском методе в кино. Очередная его картина — попытка донести концепцию новой режиссуры: кино без типажа (без главных героев) и без выраженного драматургического сюжета. Картину по замыслу Эйзенштейна делает режиссёр за монтажным столом. В целом в СССР фильм был воспринят критикой положительно, но молодой режиссёр получил немало острых замечаний[1].

Слишком много времени и места в картине уделено фигуре Керенского и аллегорическому противопоставлению людей и интерьеров Зимнего дворца. Характерное для молодого Эйзенштейна увлечение экспериментами и трюкачество не украсило картину. По мнению Виктора Шкловского мишура и символизм перегрузили кадр: «Эйзенштейн запутался в десяти тысячах комнат Зимнего дворца, как путались в них когда-то осаждающие» [1].

Последовательность смены сцен обусловлена не столько режиссёрским замыслом, сколько иллюстрацией к историческому и идеологически выверенному толкованию событий Октябрьской революции. Актёров картины трудно назвать актёрами — они скорее двойники известных политических деятелей. [3]

По воспоминаниям А.Городницкого, "в фильме "Октябрь" профессиональных актёров почти не было. Ленина, например, играл рабочий цементного завода Никандров, имевший с ним портретное сходство. Ему пошили костюм, пальто и кепку, а на голове выбрили лысину. В роли Керенского снимался также похожий на него студент Университета. Зиновьева играл его настоящий брат, а в роли Троцкого был занят какой-то зубной врач, также обладающий большим сходством с героем".[4]

Среди первых зрителей картины были те, кто нашёл фильм ходульным и искусственным. Владимир Маяковский так отозвался о «актёрской игре» Никандрова, воплотившего образ Ленина в фильме:

Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него[5]

Несмотря на столь откровенную идеологическую ангажированность картины, критики отдают должное новаторскому методу в монтаже картины. Кинокритик Рауль Хаузман назвал монтаж Эйзенштейна «интеллектуальным» [6]

Французский критик Жан-Клод Конеса писал о фильме:

Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы как в показе революции, так и в экзальтированной манере этого показа[5]

Картина «Октябрь» считается первой в советской кинолениниане и заложила традиции, которые были успешно продолжены уже в эпоху звукового кино.

Из-за перемены политического климата в СССР на последних стадиях редактирования фильма режиссёр Эйзенштейн был вынужден вырезать кадры со многими деятелями революции (В.Антонов-Овсеенко, В.Невский, Л.Троцкий)[7]. А в 1933 году фильм был окончательно снят с экранов[8].

В ролях

Съёмочная группа

Ссылки

  • Ленин в Октябре
  • фильм на сайте кинотеатр.ру
  • Романова О. «Октябрь» Эйзенштейна: между художественным изобретением и мифом о революции

Примечания

  1. ↑ «Очерки истории кино СССР Немое кино: 1918 – 1934 годы» — Расцвет немого кино (1926-1930) Эйзенштейн после фильма «Броненосец „Потёмкин”» глава 4 // Н.А. Лебедев  (Проверено 9 января 2011)
  2. Российское кино: очень краткая история ссылка проверена 27 декабря 2008
  3. «Frankfurter Zeitung», 1928, 5. Juni. Зигфрид Кракауэр. Киноведческие записки. Перевод с немецкого А. С. Тимашевой. ссылка проверена 27 декабря 2008
  4. Из воспоминаний А.Городницкого
  5. ↑ Жан-Клод Конеса. «Октябрь: кризис изображения». Киноведческие записки. переводчик Евгения Илюхина ссылка проверена 27 декабря 2008
  6. Рауль Хаузман. «Довженковская Земля». Киноведческие записки. Перевод с немецкого С. Е. Шлапоберской. ссылка проверена 27 декабря 2008
  7. Октябрь. Цензурная история
  8. «Николай Подвойский: Зачем вызывали дух истории?» В. Листов «Искусство кино» № 2, 1988 год  (Проверено 9 января 2011)

Октябрь (фильм).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01