Организация Дорожного Движения (ОДД) — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения.
Одним из видов ОДД является проектная деятельность по оптимизации дорожного движения автотранспорта и пешеходов. Дорожное проектирование используется при строительстве новых, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ старых дорог. Часто ОДД применяется для снижения аварийности на опасных дорожных участках.
Схематические объекты
Пример схемы организации дорожного движения
Схема ОДД включает в себя:
Все элементы управления дорожным движением имеют на схеме свои условные обозначения.
Меры для снижения транспортной нагрузки на города
Световое табло со сменной информацией.
Стратегия развития транспорта в крупных мегаполисах, как правило, направлена на предоставление конкурентных преимуществ общественному транспорту по отношению к личному автотранспорту и на снижение использования автомобиля в городе. В соответствии с зарубежной практикой применяют следующие решения:
- Зонирование территории города. В крупных городах выделяются исторические районы, территории высокой деловой активности и плотной жилой застройки, внутри которых устанавливаются разные ограничения. Так, в Париже реализуется программа «Центр без автомобиля».
- Введение платы за использование личного автомобиля в городе. За въезд в городскую черту, проезд по магистрали, парковку и т. д. устанавливается плата, размер которой зависит от удаленности от центра и времени (увеличивается в часы пик). Для реализации этого метода необходимо решить целый ряд проблем с перехватывающими парковками, пересадочными узлами, организацией движения общественного транспорта, способами оплаты.
- Развитие внеуличной дорожной сети. Создание сети внеуличных скоростных городских магистралей, обладающей высокой пропускной способностью, требует значительных затрат времени и средств, но является самым эффективным решением транспортных проблем города.
- Информирование участников движения о транспортной ситуации и маршрутах объезда перегруженных участков с помощью многопозиционных дорожных знаков, световых табло со сменной информацией, радио и пр.
Правовое регулирование
Нормативную базу составляют: международные правовые акты (в рамках ООН, либо ЕС, СНГ, ШОС) и национальное законодательство. На международном уровне, прежде всего, это Международная конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах.
в России
В [2], [3], [4], [5]. Проектирование ОДД осуществляется на основании различных нормативных актов[1] в области безопасности движения. Основополагающими являются:
- статья 21 Федерального закона от 10 января 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[2].
- ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»[3].
- ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»[4].
- ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры»[5].
- ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования[6].
- а также региональные нормативные акты.
в зарубежных странах
Опыт зарубежных стран различен. Так, в Болгарии, Дании, Испании, Украине, Финляндии отношения в сфере организации и безопасности дорожного движения регулируются единственным законом.
В ряде стран — Норвегии, Германии, Швеции и др. — наряду с основным законом о дорожном движении, регулирующим вопросы ОДД, действует ряд других, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. В Эстонии помимо основного приняты законы в отношении каждого вида транспорта.
В Австралии и Франции все вопросы, связанные с организацией движения и обеспечением безопасности на дорогах регулируются правилами дорожного движения.
Заказчики и исполнители
Заказчиками такого вида проектирования, в зависимости от типа дороги, могут являться Федеральное дорожное агентство, органы муниципальной власти, частные владельцы. Исполнителями выступают компании, занимающиеся профессиональным дорожным проектированием. Компании могут как проектировать схему участка вместе с самим производством работ на нем, так и специализироваться только на проектировании. Так как проект ОДД нуждается в согласовании с Госавтоинспекцией МВД России, то это требование так же выполняет компания-исполнитель.
Литература
- Ноздричев А. В. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 240400. — Курган: Издательство КГУ, 2003
- Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Транспорт, 2001—247 с.
- Кременец Ю. А. Технические средства организации дорожного движения. — Москва, ИКЦ «Академкнига», 2005
Примечания
- [1].
- Федеральный закон от 10 января 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
- ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
- ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
См. также
Ссылки
- Правовое регулирование и организация дорожного движения: зарубежный опыт
- Инженерные методы и средства совершенствования организации дорожного движения. Материалы конференции.
- Рубрика «Организация движения» в журнале «Автотранспортное предприятие»