17-07-2023
Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути[1][2][3].
Содержание |
Подъёмники классифицируют[1] по следующим признакам:
Клетьевые подъёмники (так называемые лифты) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих. Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъёмники разделяются на грузовые и пассажирские. Грузовые в свою очередь делятся на собственно грузовые, товаро-пассажирские (грузовые с проводником) и малые товарные (для пищевых предприятий и торговых учреждений). По роду привода они разделяются на электрические, гидравлические и подъёмники с ручным приводом. Наибольшее применение имеют подъёмники с электроприводом. Скорость движения грузовых подъёмников колеблется в пределах 0,1-1,5 м/сек. Обычные пассажирские подъёмники имеют скорость v = 0,5-3,5 м/сек. Основные данные пассажирских и грузовых электрических подъёмников нормированы по ГОСТ 5745-51. Грузоподъёмность пассажирских подъёмников обычно рассчитывается на подъём 0,25-1,5 т; грузовые подъёмники поднимают 0,25-15 т, а малые товарные — 50-100 кг. Основные части клетьевого электрического подъёмника следующие: клеть или кабина, направляющие устройства для клети, шахта, противовес, органы подвешивания, лебёдка, предохранительные устройства, электроуправление.
Пневматические переносные подъемники используются вместо талей.
Передвижные подъемники применяются главным образом на складах для укладывания в штабели массовых штучных грузов. Кроме того, они используются также и для некоторых погрузочных работ. Передвижные подъемники подразделяются на несамоходные (штабелеукладчиками) и на самоходные.
Штабелеукладчики изготовляются не только с электроприводом подъемного механизма, но также и с пневматическим или гидравлическим приводом, а при небольшой грузоподъемности — и с ручным механизмом, подъема. Грузоподъемность штабелеукладчиков находится обычно в пределах 250—1000 кг при высоте подъема до 5 м. В последнее время все большее и большее распространение получают самоходные подъемники, установленные как на универсальных моторных тележках (на так называемых электро-, пневмо- или автокарах), так и на специализированном колесном ходу с использованием ряда стандартных автомобильных узлов и деталей. Грузоподъемность их редко превышает 5 т при высоте подъема до 5 м. Самоходные подъемники (автопогрузчики) изготовляются с различными захватными органами, соответствующими форме поднимаемых грузов (вилочный погрузчик).
Подъёмно-транспортные машины | |||||
---|---|---|---|---|---|
Грузоподъёмные |
|
||||
Транспортирующие | Багажная карусель • Канатная дорога • Конвейер • Нория • Патерностер • Траволатор • Элеватор • Эскалатор | ||||
Подвесного однорельсового транспорта | Подвесной электротягач • Электро- и автотележки | ||||
Напольного транспорта | Погрузчик • Транспортировщик паллет • Тягач • Штабелёр • Электрокар | ||||
Погрузочно-разгрузочные | Автомобилеразгрузчик • Вагоноопрокидыватель • Инерционный разгружатель • Ковшовый погрузчик • Пневморазгрузчик • Разгрузочно-штабелёвочная машина • Разгрузочная машина скребкового типа | ||||
Другие | Механизированная система парковки автомобилей: Автомобильный накопитель элеваторного типа • Навесное оборудование для погрузчиков • Многоярусный автоматический паркинг |
Подъёмник.