04-06-2023
Покровские ворота | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Олег Меньшиков |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
132 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0083465 |
«Покровские ворота» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Литературной основой фильма послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. Премьера по Центральному телевидению состоялась в феврале 1983 г.
Содержание |
Москва, осень 1956 года. Молодой человек лёгкого нрава и взрывного темперамента, любитель девушек и «прожигатель жизни» Костик (О. Меньшиков), приехавший из родного города в Москву, учится уже в аспирантуре МГУ. Он живёт в коммунальной квартире у своей тётушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Соседями Костика являются колоритный артист Мосэстрады, исполнитель куплетов и фельетонов Аркадий Варламович Велюров (Л. Броневой), а также необычный тройственный союз — шведская семья («Высокие, высокие отношения») в составе: Маргарита Павловна Хоботова (И. Ульянова), Лев Евгеньевич Хоботов (А. Равикович), Савва Игнатьевич Ефимов (В. Борцов).
С юмором показана жизнь творческой интеллигенции в условиях коммунальной квартиры. Неугомонный Костик направо и налево общается с девушками, а в промежутках между похождениями успевает ещё и учиться. Артист Велюров, старый холостяк и любитель поухаживать за молодыми девушками, ревностно относится к каждой строчке своего разговорного творчества на эстраде, на этой почве периодически донимает мелочными придирками своего постоянного автора — поэта Соева (Е. Моргунов), а в промежутках между «актами творчества» любит выпить. («Заметьте, не я это предложил!»).
Маргарита Павловна, научный работник, занимающаяся Южной Америкой, недавно развелась со своим супругом, 43-летним литератором, работающим в издательстве, где печатаются сочинения зарубежных поэтов, Львом Евгеньевичем, с которым она прожила в браке 15 лет, и скоро собирается заключить брак с Саввой Игнатьевичем, художником по металлу, преподающим в ремесленном училище, аккордеонистом-любителем, большим знатоком всех разновидностей штихеля, в отличие от Льва Евгеньевича человеком очень практичным и «земным». Жизнь образованного, тонкого и чувствительного (однако при этом беспомощного в бытовых мелочах человека) Льва Евгеньевича Хоботова, совсем недавно ставшего свободным от брака, насыщена весёлыми и грустными событиями. Он мечется меж двух огней — с одной стороны вольная жизнь с её прелестями и опасностями, роман с медсестрой Людочкой (Е. Коренева), с другой стороны — всё та же привычная тихая гавань под крылом своей уже бывшей супруги Маргариты Павловны, взявшей над ним своеобразную «опеку», которой он так тяготится.
Маргарита Павловна «знает» о Хоботове главное — без неё он пропадёт, так как он недотёпа в простых бытовых вещах. Поэтому она недовольна его встречами с Людочкой, всячески «раскрывает ей глаза» на его «истинную сущность». В этом своеобразном психологическом противостоянии Хоботова и Маргариты Павловны на стороне Хоботова выступает «либерал» и ценитель свободы Костик, всяческий поддерживающий самоуважение Льва Евгеньевича, а на стороне Маргариты Павловны — «знающий жизнь» практик и гуманист Савва Игнатьевич. Он тоже уверен, что без Маргариты Павловны Хоботов пропадёт, а на все жалостные взывания последнего отвечает: «Ты потерпи, Лев, на фронте и не такое терпели». В такой ситуации у Льва Евгеньевича есть только одна слабая надежда — на то, что к весне Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич съедут из коммуналки в отдельную квартиру и дадут ему, наконец, жить своей жизнью.
Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич ещё перед самым новым годом становятся официальными супругами (а одним из свидетелей на их бракосочетании был их «третий» — Лев Евгеньевич, оперативно подменивший так не ко времени напившегося Велюрова). Прошла зима, наступила весна. Лев Евгеньевич всё так же встречается со своей подружкой — молодой медсестрой Людочкой, по возрасту годящейся ему в дочери. Костик находит себе новую пассию — работницу ЗАГСа красавицу Риту (В. Воилкова), и безжалостно вычёркивает из своей жизни (и из телефонного списка на стене коммуналки) всех своих прежних подружек. Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич вот-вот получат отдельную квартиру. Однажды Маргарита Павловна огорошивает Льва Евгеньевича своим «озарением» о том, что он и дальше должен быть при ней, и поэтому переедет в отдельную квартиру вместе с ними с Саввой Игнатьевичем. Лев Евгеньевич негодует. На повышенных тонах он заявляет Маргарите Павловне, что непременно женится на Людочке, но бывшая жена отвечает, что всё это несерьёзно и нечестно прежде всего по отношению к самой же Людочке, ещё не догадывающейся о том, с кем собирается связать свою жизнь. В этом споре Лев Евгеньевич перевозбуждается и ему становится плохо. Маргарита Павловна устраивает его в хорошую больницу к своей знакомой, предполагая у него воспаление аппендикса.
Льву Евгеньевичу делают срочную операцию. Через неделю в больнице его навещает Людочка, а потом Костик со своей Ритой, а также Велюров. Компания всячески веселится. Вдруг Лев Евгеньевич замечает невдалеке Маргариту Павловну с Саввой Игнатьевичем. Они пришли за ним, «брать» его. Маргарита Павловна говорит Льву Евгеньевичу, что его переезд с ними в отдельную квартиру будет только временной мерой — до тех пор, пока не появится женщина, которой Маргарита Павловна сможет со спокойным сердцем передать его «из рук в руки». И тут контроль над ситуацией берёт на себя Костик — он велит Льву Евгеньевичу переодеться в костюм Велюрова, брать Людочку, садиться с ней на мотоцикл с коляской к своему другу Савранскому, который в этот момент неподалёку, и бежать. Он так и делает — сбегает с Людочкой восвояси. Маргарита Павловна хочет взять машину и догонять мотоцикл Савранского, на что Костик замечает ей, что «догнать Савранского — это утопия»…
В самом начале и концовке фильма видны реалии ранних 1980-х годов: бульдозер ломает дом, где находилась коммуналка. Рядом, в автомобиле «Жигули» сидит повзрослевший и остепенившийся Костик (М. Козаков), упоительно ностальгирующий и рассуждающий о быстротечности времени и бренности бытия («Молодость, ты была или не была, куда всё делось? Где вы теперь, мои подружки?…»). Остальные герои повествования не показаны, об их судьбе можно только догадываться.
В числе характерных деталей картины — виды старой Москвы 1950-х, уходящей в историю, и песни Булата Окуджавы.
Фильмы Михаила Козакова | |
---|---|
1970-е | Ночь ошибок (1974) • Безымянная звезда (1978) |
1980-е | Покровские ворота (1982) • Если верить Лопотухину (1983) • И свет во тьме светит (1988) • А это случилось в Виши (1989) • Визит дамы (1989) |
1990-е | Тень, или Может быть, всё обойдётся (1991) • Ужин в четыре руки (1999) • Чествование (1999) |
2000-е | Джокеръ (2002) • Медная бабушка (2004) • Играем Шекспира (2004) • Очарование зла (2006) |
Покровские ворота (фильм).