Lt304888.ru

Туристические услуги

Протестантизм в Нидерландах

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Протестантизм возник в результате Реформации (от лат. reformatio— преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, направленных на восстановление церкви в духе Евангелия и на устранение всего того, что представлялось отходом от него.[1] Для борьбы с протестантизмом, Карл V ввел инквизиторские суды (что в 1522 послужило разделом Нидерландов на Северные и Южные). Из это следует то, что дата распространения протестантских идеи по нидерландским землям предшествует вышеописанному событию.

История становление

Группа протестантов, 16 век

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью М. Лютера, однако ни лютеранство, проповедовавшее верность сюзерену (которым для Нидерландов был испанский король), ни анабаптизм не получили в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения стали приверженцами реформации общественных институтов.[2] Наиболее драматические события в Нидерландах произошли во время правления фанатичного католика короля Испании Филиппа II, который поставил своей целью искоренение ереси в подвластных ему землях. Эти меры вызвали ответную реакцию со стороны нидерландцев. Спонтанно возникали очаги сопротивления властям, особенно во время казней так званых "еретиков". Одновременно в 1562 году оформилась и аристократическая оппозиция (так называемая Лига господ), которую возглавили принц Вильгельм I Оранский, граф Ламораль Эгмонт, адмирал Горн. В 1563 году возник близкий к Лиге господ - Союз дворян. После этого, 5 апреля 1566 года депутация союза в составе нескольких сот человек вручила правительнице Нидерландов  Маргарите Пармской обращение, содержавшее требования оппозиционеров. Их одеяние дало повод одному из вельмож обозвать депутацию гёзами, то есть нищими.[3]

В Нидерландах папский деспотизм очень рано вызвал самый решительный протест. За 700 лет до М. Лютера против Папы Римского бесстрашно выступили два епископа, которые, оказавшись в Риме, увидели истинный характер того, кто сидит на «святом престоле. Этот протест из века в век поддерживали все новые люди. Те первые учители, которые исколесили много стран под вымышленными именами, работали в духе вальденсских миссионеров, проповедуя повсюду новую идею евангельской истины. Их учение быстро распространялось. Нигде реформаторское учение не было так единодушно принято, как в Нидерландах, несмотря на преследования, сильнее которых не было ни в одной стране, за редкими исключениями. В Германии Карл V запретил Реформацию, но князья упорно сопротивлялись его деспотизму. В Нидерландах его власть была сильнее, и там непрестанно выходили указы о гонениях и преследованиях.[4]

Иконоборческие движения, Цюрих, 1524 г.

Зёрна идеи Реформации нашли в Нидерландах благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах – Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте. Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561 г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию. На следующий год кальвинисты начинают открыто противостоять политике Филиппа II. Они устраивали многотысячные молебни в окрестностях городов, освобождали из тюрем единоверцев. Они и их сторонники - дворяне потребовали от испанского короля вывести из Нидерландов войска, созвать Генеральные штаты, отменить законы против еретиков. Летом 1566 г. на большей части территории Нидерландов развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы не только уничтожали иконы, но также разоряли и разрушали католические храмы. За несколько месяцев погрому подвергли 5500 храмов и монастырей, а кое-где - дворянские дома и замки. Горожане и крестьяне добились от испанских властей разрешения деятельности кальвинистских проповедников, но ненадолго. Уже в следующем году король Испании Филипп II послал в Нидерланды герцога Альбу для расправы с еретиками. Его десятитысячная армия устроила в Нидерландах кровавый террор. Альба возглавил «Совет по делам о мятежах» ( «Кровавый совет» (Bloedraad), как его прозвали в народе), который вынес более 8 тысяч смертных приговоров, включая приговоры ближайшим сподвижникам Вильгельма I Оранского. Лидеры протестантов, многие горожане-кальвинисты и анабаптисты бежали из страны. Вооруженные сопротивления Вильгельма I Оранского и его германских наемников были подавлены.

Карикатура на католическую церковь

Однако борьбу с испанцами продолжали гёзы. Так называли себя настроенные против Испании дворяне и все, кто боролся с испанским режимом. Они нападали на испанские суда, гарнизоны, крепости. Дальнейший ход Реформации связан с Испано-нидерландской войной и буржуазной революцией в Нидерландах, в результате которой из северных провинций образовалось независимое протестантское государство с республиканской формой правления. Южные провинции оставались католическими и находились под властью испанского короля. Реформация разделила нидерландское общество на тех, кто представлял новые центры и новые ценности европейской жизни, и тех, кто представлял традиционное общество. Первые – владельцы мануфактур, связанные с развивающейся мировой торговлей купечество и дворянство, фермеры, наемные работники. Все они были, как правило, протестантами – кальвинистами, анабаптистами, лютеранами. Вторые – католическое духовенство, бюргеры старинных ремесленных городов, землевладельцы, крестьяне – оставались верны католицизму. Одним из ключевых фигур того времени был - Эразм Роттердамский. Он пользовался большим авторитетом и был одним из самых образованных людей своего времени. Французский философ П. Бейль назвал его «Иоанном Крестителем» Реформации. И, хотя, сам Эразм Роттердамский не покидал лона католической церкви, но во многих отношениях его критика нравов церкви была еще более радикальной и уничтожающей, чем критика М. Лютера. После Реформации и Контрреформации, в первой половине 17 века, в Европе разгорелась война, которая получила название тридцатилетней (1618 – 1648гг.). Война началась внутри Священной Римской империи как религиозная. Позднее в неё вступили в другие государства – Дания, Швеция, Франция, Голландия и Испания, преследовавшие свои интересы. Поэтому её считают последней религиозной и первой общеевропейской войной. 24 октября 1648 г. в Мюнстере и Оснабрюкке был подписан мирный договор, получивший название Вестфальского. Он заложил основы нового порядка межгосударственных отношений в Европе. Были признаны равноправными католическая и протестантская церкви и закреплен принцип: «Чья власть, того и вера». Вестфальский мир сохранил раздробленность Германии. Страны-победительницы - Франция и Швеция - расширили свои владения за счет владений австрийских и испанских Габсбургов. Увеличилась в размерах Пруссия; официально была подтверждена независимость Голландии и Швейцарии.[5]

Наше время

Логотип Всемирной Лютеранской Федерации

В ХХ века протестантизм открыл новое в жизни христиан всего мира явление – стремление не ограничивать полноты религиозной жизни рамками одной конфессии. Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий). Все это привело к тому, что сейчас в Нидерландах – больше 40% населения атеисты, более 27% католиков и только чуть более 16 % протестанты. Это вероучение в Нидерландах представлено Протестантской церковью Нидерландов, которая кардинально меняется под тенденциями нового времени. Пример тому – разрешение на благословение браков «сексуальных меньшинств» в 2004 году. Протестантская церковь Нидерландов подчиняется Всемирной лютеранской федерации (англ. Lutheran World Federation) или ВЛФ (LWF) — крупнейшее глобальное объединение национальных и региональных лютеранских церквей, со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. В состав Протестантской церкви Нидерландов входят:

Ключевые фигуры

См. также

  • Официальный сайт Нидерландской Протестантской Церкви
  • Официальный сайт Всемирной Лютеранской Федерации
  • Реформация в Нидерландах

Источники

  1. И.Н.Яблоков. История религии Т.2 / под ред. проф. И.Н.Яблокова. — Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: "Высшая школа", 2004. — С. 311. — 680 с. — ISBN 5-06-004508-0.
  2. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. — М.:: Протестант, 1992. — С. 125. — ISBN 5-85770-021-3.
  3. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Эпоха Реформации— Европа.. — Минск: Харвест, 2002. — С. 58. — 624 с. — ISBN 985-13-0267-8.
  4. Уайт Елена Г. Конфликт веков. — Тула: Источник жизни, 1993. — С. 146. — ISBN 5-86847-007-9.
  5. Силичев Д.А. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. — М.:: Приор, 2000. — С. 342-349. — 352 с. — ISBN 5-7990-0076-5.
  6. Н. В. Ревуненкова. Протестантизм. — Религии мира. — Питер, 2007. — С. 27-29. — 221 с. — ISBN 978-5-469-01656-4.

Протестантизм в Нидерландах.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01