Lt304888.ru

Туристические услуги

Прямой парус

19-10-2023

Парусное судно

Па́рус — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.

Как правило, парус используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа. Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте — например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае, также он приводит в движение колесные и ледовые буера.

Парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае.

Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок.

Встречаются и совсем уж не похожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно не похожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

Содержание

История паруса

Типы парусов

Прямые паруса

Грот-мачта брига, несущая прямые паруса

Прямые паруса — паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги. Имеют вид равнобокой трапеции. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами в горизонтальной плоскости и растягиванием нижних углов паруса шкотами и галсами в нужном направлении. Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли, барки, баркентины, бриги и бригантины.

Косые паруса

Косые паруса — паруса, которые ставятся близко к диаметральной плоскости судна. Имеют множество видов.

Доу под латинским парусом

Лати́нский па́рус

Имеет вид прямоугольного треугольника. Верхней стороной (гипотенузой) крепится к рейку, наклоненному вперед. Передний конец рейка доходит до палубы; за него берется галс.

Бермудский парус

Бермудский парус — треугольный парус, передняя шкаторина которого растягивается по мачте, а нижняя по гику.

На данный момент является наиболее распространённым типом паруса. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером. Правильно настроенный бермудский парус наиболее близок к аэродинамическому идеалу — самолётному крылу. Бермудский парус зародился в регионе Бермудских островов, где им пользовались местные рыбаки. В 1920-е годы он пришел на смену гафельному парусу, который использовался в то время повсеместно.[1]

Судно Reaper с люгерным парусным вооружением

Лю́герный (ре́йковый) парус — разновидность косого паруса.

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку, нижней — к гику.

Гафельный парус

Кливер

Стаксель

Прочие типы парусов

Части паруса

Рисунок, показывающий названия частей паруса.

В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные паруса, и потому для большинства из них верны шесть терминов — по одному на каждый угол и сторону паруса. Сторона паруса, в общем случае, называется шкаториной. Различают переднюю, заднюю, нижнюю шкаторины. Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте. Углы паруса треугольной формы называются галсовым, фаловым и шкотовым. Нижний, прилегающий к мачте — галсовый угол, верхний, прилегающий к мачте — фаловый угол, и задний, прилегающий к гику — шкотовый угол.

Шкаторины и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением так называемых «дельных вещей». Усиления углов именуются боутами и бантами. Усиления шкаторин, как правило, специальных названий не имеют.

Боуты и банты углов паруса несут на себе основную долю нагрузок, передаваемых от полотнища паруса на корпус судна через такелаж и рангоут. Оформление углов паруса, в общем случае, представляет собой накладывание на угол паруса нескольких слоев парусной ткани, ориентированных по направлению действия наибольшей нагрузки, а также установку какой-либо детали, позволяющей закрепить такелажный конец.

Снасть, прикрепляемая к верхнему углу ундер-лиселя (паруса) и растягивающая (через блоки) переднюю шкаторину вдоль нижней реи называется абгалдырь [2].

См. также

Примечания

  1. Яхтенное дело. Справочное издание. - СПб.: "Элмор", 2005.
  2. Техническая энциклопедия под ред. Л. К. Мартенса в 26 томах. АО «Советская энциклопедия», М., 1927.

Литература


Прямой парус.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01