02-07-2023
П-42 | |
---|---|
Т-10-15 на аэродроме Раменское, 2004 год | |
Тип | рекордный самолет |
Разработчик | / ОКБ Сухого |
Главный конструктор | Р. Г. Мартиросов |
Первый полёт | 1986 год |
Статус | передан в музей авиации на Центральном аэродроме Москвы |
Единиц произведено | 2[1][2] |
Базовая модель | Су-27 |
Изображения на Викискладе |
П-42 — советский/российский экспериментальный реактивный самолет, созданный на основе истребителя Су-27 путем облегчения конструкции и демонтажа большей части бортового оборудования, предназначенный для установления рекордов скороподъемности, высоты и дальности полета и др.
Содержание |
П-42, аналогично Су-27, имеет нормальную аэродинамическую схему и интегральную компоновку: крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Крыло имеет стреловидность 42° по передней кромке. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки и увеличения аэродинамического качества при полете на сверхзвуковых скоростях используются корневые наплывы большой стреловидности. Для снижения веса конструкции было решено отказаться от механизации крыла[2]. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном — служащего для управления по крену. Было решено отказаться от регулируемых воздухозаборников[3]. Вертикальное оперение двухкилевое, по сравнению с серийными Су-27, высота килей была уменьшена[3], демонтированы пилоны, подфюзеляжные гребни и хвостовая балка[3]. Носовой обтекатель был заменен с радиопрозрачного на более легкий металлический[3], была демонтирована значительная часть БРЭО, радиолокационная и оптико-локационная станции[3]. Благодаря применению всех этих мер, максимальную взлетную массу удалось снизить до 14100 кг[2], масса пустого самолета не сообщается.
П-42 оснащался двумя форсированными турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами, которые получили обозначение «Р-32»[2]. По сравнению с обычными АЛ-31Ф, форсажная тяга двигателей Р-32 была увеличена до 13600 кгс[2]. Два таких двигателя вместе с небольшой максимальной взлетной массой самолета обеспечивали значение тяговооруженности не менее 1,93 кгс/кг. Благодаря этому самолет получил возможность преодолевать сверхзвуковой барьер в режиме вертикального набора высоты[2]. Высокая тяговооруженность также создала и своеобразную проблему: тормоза не удерживали самолет на старте[2]. Для решения этой проблемы использовался тяжелый гусеничный тягач, к которому самолет прицеплялся с помощью троса и электронного замка. От реактивной струи тягач был защищен массивной бронеплитой[2].
Источник[4]
Дата | Пилот | Достижение | Название |
---|---|---|---|
27 октября 1986 года | Виктор Пугачев | 25 с | Подъем на высоту 3000 м |
15 ноября 1986 года | Виктор Пугачев | 37 с | Подъем на высоту 6000 м |
10 марта 1987 года | Николай Садовников | 44 с | Подъем на высоту 9000 м |
10 марта 1987 года | Николай Садовников | 55 с | Подъем на высоту 12000 м |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 28 с | Подъем на высоту 3000 м с 1000 кг |
19 апреля 1988 года | Олег Цой | 38 с | Подъем на высоту 6000 м с 1000 кг |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 48 с | Подъем на высоту 9000 м с 1000 кг |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 59 с | Подъем на высоту 12000 м с 1000 кг |
Дата | Пилот | Достижение | Название |
---|---|---|---|
20 мая 1993 года | Виктор Пугачев | 22250 м | Максимальная высота с 1000 кг |
20 мая 1993 года | Виктор Пугачев | 1015 кг | Макс. вес, поднятый на высоту 15000 м |
20 мая 1993 года | Виктор Пугачев | 66 с | Подъем на высоту 15000 м |
20 мая 1993 года | Виктор Пугачев | 66 с | Подъем на высоту 15000 м с 1000 кг |
Дата | Пилот | Достижение | Название |
---|---|---|---|
10 июня 1987 года | Николай Садовников | 19335 м | Высота в горизонтальном полете |
11 апреля 1987 года | Николай Садовников | 26 с | Подъем на высоту 3000 м |
31 марта 1988 года | Евгений Фролов | 37 с | Подъем на высоту 6000 м |
31 марта 1988 года | Евгений Фролов | 47 с | Подъем на высоту 9000 м |
11 марта 1987 года | Николай Садовников | 58 с | Подъем на высоту 12000 м |
11 марта 1987 года | Николай Садовников | 76 с | Подъем на высоту 15000 м |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 28 с | Подъем на высоту 3000 м с 1000 кг |
19 апреля 1988 года | Олег Цой | 38 с | Подъем на высоту 6000 м с 1000 кг |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 48 с | Подъем на высоту 9000 м с 1000 кг |
17 мая 1988 года | Олег Цой | 59 с | Подъем на высоту 12000 м с 1000 кг |
Дата | Пилот | Достижение | Название |
---|---|---|---|
27 октября 1986 года | Виктор Пугачев | 25,37 с | Подъем на высоту 3000 м |
15 ноября 1986 года | Виктор Пугачев | 37,05 с | Подъем на высоту 6000 м |
10 марта 1987 года | Николай Садовников | 44,18 с | Подъем на высоту 9000 м |
10 марта 1987 года | Николай Садовников | 55,54 с | Подъем на высоту 12000 м |
Источник[2]
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
П-42.