21-10-2023
Су-15 | |
---|---|
|
|
Тип | истребитель-перехватчик |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | Завод № 153 |
Главный конструктор | Н. Г. Зырин |
Первый полёт | 30 мая 1962 года |
Начало эксплуатации | 30 апреля 1965 года[1] |
Конец эксплуатации | 1996 год[2] |
Статус | снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | СССР см. на вооружении |
Годы производства | 1966 — 1981[2][3] |
Единиц произведено | ~ 1 300[2][4] |
Изображения на Викискладе |
Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «большая бутыль») — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР.
Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году.
Самолёт предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500—3000 км/ч и высот 500—23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с РГС осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.
Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель И. Ф. Сорокин, которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.
Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций[5].
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-15ТМ:
Источник данных: «Уголок неба»[6], «Sukhoi Interceptors»[7]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Фото | Тип | Бортовой номер | Местонахождение | |
---|---|---|---|---|
Су-15ТМ | 01 | Мемориал I корпуса ПВО Заполярья, Абрам-Мыс, Мурманск, Мурманская область | ||
Су-15 | 01 | Одесский военно-исторический музей, г. Одесса, Украина | ||
Су-15ТМ | 04 | НАПО им. Чкалова, Новосибирск | ||
Фото Фото | Су-15 | 05 | Возле могилы Героя СССР Петра Наумовича Зубко, с. Лесное, Украина | |
Су-15ТМ | 11 | Центральный музей Великой Отечественной войны, Москва | ||
Су-15ТМ | 15 | 514 Авиационный ремонтный завод, Ржев | ||
Су-15ТМ | 16 | Государственный музей авиации, Киев, Украина | ||
Су-15 | 30 | г. Невьянск, Свердловская область | ||
Су-15ТМ | 31 | п. Золотая Долина, Приморский край | ||
Су-15ТМ | 37 | Ходынское поле, Москва | ||
Су-15ТМ | 39 | Центральный музей Вооружённых Сил, Москва | ||
Су-15 | 40 | Памятник возле Дома Офицеров, Южно-Сахалинск | ||
Су-15ТМ | 41 | Военно-исторический музей воздушных сил Вооружённых Сил Украины | ||
Су-15 | 42 | Ходынское поле, Москва | ||
Су-15УМ | 46 | Музей ПВО, Ржев | ||
Су-15УМ | 50 | Ходынское поле, Москва | ||
Су-15УМ | 56 | Полтавский музей дальней и стратегической авиации, Украина | ||
Су-15ТМ | 76 | Авиационно-технический музей, Луганск, Украина | ||
Су-15ТМ | 77 | Новоалександровск, Ставропольский край, Россия | ||
Су-15 | 85 | Кривой Рог (клуб «Юный Авиатор»), Украина | ||
Су-15ТМ | 85 | Ходынское поле, Москва | ||
Су-15 | 87 | п. Шишкино, Ставропольский край, Россия | ||
Су-15ТМ | 265 (старый б/н 29) | п. Сокол (неподалёку от г. Кемь), Карелия | ||
Т-58Л | 11 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино | ||
Су-15ТМ | ? | п. Хурба, Хабаровский край, в/ч 77944 | ||
Фото | Су-15УМ | ? | г. Доброполье, Украина |
Представленные данные не полные и не окончательные.
Дата | Страна | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
11.1977 | Клин | 3/3 | Три катастрофы в течение 17 минут. Среди погибших — генерал В. Кадышев, главный штурман авиации ПВО СССР.[10][11] | |
12.10.1979 | Цивильский район Чувашская ССР | 1/1 | Самолёт 681 ИАП, аэродром Данилово под Йошкар-Олой. Разбился во время ночного учебно-тренировочного полёта. Погиб лейтенант Скамейкин Сергей Владимирович[12]. | |
18.06.1981 | Армянская ССР | 1/0+4 | Самолёт 166 ИАП, аэродром Сандар, Марнеули, Грузинская ССР. Участвовал в перехвате аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44 и вынужден был совершить таран. В результате машина получила повреждения, лётчик катапультировался[13]. |
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания «Сухой») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Т-4 • SSBJ • Ш-90 (Т-12) • МФП (Су-41) • С-37 (Су-47) • Т-60 • Су-37 • С-54 • КР-860 |
Су-15.