15-07-2023
Однопо́лая или ра́дужная семья[1] — семья (с детьми), образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами)[2]. Следует различать понятия однополого брака (или другой формы зарегистрированного однополого союза) и фактической однополой семьи с детьми. Появление термина «радужная семья» связано с радужным флагом — символом международного ЛГБТ-движения.
В отличие от гетеросексуальных семей появление ребёнка в однополой семье практически всегда является осознанным шагом и связано с принятием множества решений[3]. Одним из таких решений, например, может быть решение о том, кто из женщин в лесбийской паре будет вынашивать ребёнка и какую роль будет выполнять его биологический отец[3][4].
Существует несколько возможностей появления детей в однополых семьях[5][6]. С одной стороны, это дети, рождённые в предыдущих гетеросексуальных отношениях. При этом, второй биологический родитель остаётся за пределами однополой семьи. В последнее время увеличивается число однополых семей, в которых дети рождаются и воспитываются непосредственно уже в этой семье по желанию обоих партнёров. При этом отношение ко второму биологическому родителю может быть совершенно различным — от полного отсутствия контактов до регулярного участия в жизни и воспитании ребёнка[5].
Условия появления и воспитания детей в мужских и женских парах различаются вследствие различия возможностей по осуществлению родительства[5]. Мужские пары могут обзавестись ребёнком лишь при участии женщины, готовой выносить и родить ребёнка. Кроме естественного зачатия это возможно осуществить с привлечением суррогатной матери, что не всегда осуществимо вследствие существования различных правовых регламентов в отношении суррогатного материнства в разных странах[3]. Таким образом, мужские пары чаще всего вынуждены прибегать к усыновлению или взятию детей под временную опеку[3]. Женские пары имеют больше возможностей завести ребёнка, используя донорскую сперму или воспользовавшись услугами искусственного экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)[3]. Нередко геи и лесбиянки решают завести и совместно воспитывать общего ребёнка, иногда такие «квир-семьи» образуются между двумя парами — мужской и женской[3].
Воспитание детей однополыми парами, а также возможность разрешения таким парам усыновления детей или получения ими права пользоваться услугами искусственного оплодотворения и суррогатного материнства является предметом научных и общественных дискуссий. Существуют различные исследования, которыми апеллируют как противники, так и сторонники родительских прав для ЛГБТ. Те и другие пытаются найти ошибки и неточности в исследованиях своих оппонентов.
В 2005 году Американская психологическая ассоциация (APA) выпустила обзор 67 исследований (59 опубликованных статей и 8 неопубликованных диссертаций), рассматривающих потенциальные негативные последствия для ребёнка гомосексуальности его родителей. На основе анализа этих исследований сделан вывод, что ни одно из исследований не показало, что дети, воспитываемые родителями-геями или родителями-лесбиянками, находятся в неблагоприятном положении по сравнению с детьми гетеросексуальных родителей[7].
Несмотря на это, оппоненты подобной практики усыновления и воспитания утверждают, что благополучие ребёнка в таких союзах находится под угрозой, так как, по их мнению, существует связь между гомосексуальностью и педофилией, а также из-за того, что в таких семьях отсутствует ролевая модель противоположного пола.
Американская психологическая ассоциация поддержала усыновление и воспитание детей в однополых парах своими официальными заявлениями от 2004 года.[8][9] Американская медицинская ассоциация выпустила аналогичное заявление, поддерживающее практику усыновления детей однополыми парами, а также призывающее своих членов бороться за устранение неравенства в сфере здравоохранения для таких детей.[10]
В 2007 году социологами Амстердамского университета было проведено исследование 100 гетеросексуальных и 100 лесбийских пар, в которых дети 4-8 лет воспитывались с самого рождения. Количество мальчиков и девочек в исследуемых группах было примерно одинаковым. В результате исследования оказалось, что обнаружить разницу между уровнем благополучия детей в этих семьях не удается. Полученные данные согласуются с проведенными ранее американскими исследованиями.[11][12] К аналогичным выводам по итогам исследований пришло министерство юстиции Германии[13][14].
В 2009 году опубликовано исследование университетов Арлингтона и Восточной Калифорнии, которое показало что сексуальные предпочтения родителей не имеют никакого влияния на развитие эмоциональных проблем у усыновлённых детей.[15]
В опубликованном в 2014 году докладе Института семейных исследований Австралии говорится, что дети в таких семьях так же эмоционально и социально развиты, как и их сверстники, воспитывающиеся в семьях гетеросексуальными парами. К аналогичным выводам исследователи пришли и рассматривая развитие с точки зрения способности детей к обучению. Более того, некоторые исследователи пришли к выводу, что дети, воспитывающиеся лесбийскими парами, получают со стороны родителей воспитание более высокого качества по сравнению с воспитанием их сверстников, растущих у разнополых пар и мужских однополых пар[16][17].
Как указывал в 2010 году Майкл Розенфелд из Стенфордского университета, ни в одной из 45 ранее опубликованных в научной литературе работ, посвящённых проблеме гомосексуальных родителей, не найдено никаких статистически значимых недостатков у детей, воспитанных родителями-геями или родителями-лесбиянками по сравнению с другими детьми. Успешное обучение в начальной школе является полезным и объективным критерием развития ребёнка. Результаты исследований подтверждают, что дети из однополых пар, по всей видимости, не имеют каких либо недостатков развития. При сравнении студентов, дети, воспитанные в однополых парах, в рамках статистической достоверности не отличаются от детей гетеросексуальных супружеских пар[18].
Например, в обзоре публикаций, проведённом консервативной христианской организацией под названием «Family Research Council», утверждается, что существует связь между мужской гомосексуальностью и педофилией и что по этой причине опасения относительно угроз нормальному воспитанию детей в однополых парах в целом оправданы.[19][20]
Однако, это утверждение не подтверждается выводами отчёта «Американского объединения за гражданские свободы» (American Civil Liberties Union, сокр. ACLU), в которых говорится, что большое количество опубликованных социологических исследований установило вероятность «сравнительной нормальности» детей, выросших в однополом окружении.[21] При сравнении таких детей с детьми разнополых родителей не обнаружено различий в «степени популярности, социальной адаптированности, гендерной поведенческой роли, гендерной идентичности, сообразительности, самопринятии, в эмоциональных проблемах, интересе к браку и воспитанию, в самоконтроле, моральном развитии, независимости, функциях эго, объективных отношениях или самооценке».[22]
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов полагает, что «педофилия в очень многих случаях напрямую связана с гомосексуализмом»[23]. Но при этом «такие исследования нигде не публикуются, их сложно найти — то же самое педофильское лобби мешает их доступности для широкого круга читателей»[23]. Астахов, который является также членом Международного Фонда защиты от дискриминации, разработал двустороннее соглашение об усыновлении между США и Россией, подписанное главой МИД РФ и Госсекретарём США 13 июля 2010 года, которое исключает возможность усыновления российских детей американскими однополыми парами[24].
Некоторые оппоненты усыновления в однополых парах задаются вопросом, сможет ли такое окружение предоставить ребёнку адекватные гендерные роли. Суть подобных возражений сводится к тому, что без мужской или женской ролевой модели дети не смогут правильно развиться и воплотить эти роли в своих будущих гетеросексуальных отношениях.[25][26]
Согласно противоположным мнениям, представления о ролевых моделях ребёнок может найти:
Исследование, проведённое группой учёных из США, установило что дети росшие в семье с двумя матерями ведут себя согласно стереотипным половым ролям. Среди таких детей наблюдается лишь некоторая размытость в игровых предпочтениях (по типу «куклы против автомобилей»), а также в стереотипных гендерных представлениях о карьерных стремлениях.[27]
Среди специалистов достигнут консенсус о том, что семейное окружение, состоящее из одного родителя, сказывается на ребёнке хуже, чем семья, состоящая из двух.[21][25][26] Например, доктор Джеймс Добсон (James Dobson), основатель консервативной организации «Focus on the Family», защищающей «традиционные семейные ценности», ссылается на существование «сотен, если не тысяч, статей и исследований, демонстрирующих, что дети лучше всего себя чувствуют в семье с матерью и отцом, показывающим им ролевые модели и преданность друг другу».[28]
Развитие этого тезиса используется многими группами, противодействующими усыновлению в однополых семьях.Сторонники защиты «традиционных семейных ценностей» считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье с выраженными гендерными ролями — маскулинной и фемининной соответственно — отца и матери. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания[29][неавторитетный источник? 303 дня].
Соответствующий довод о том, что однополая семья для ребёнка непригодна, основывается на предположении, что дети с одним родителем страдают из-за отсутствия одной ролевой модели, но по мнению ACLU, причина на самом деле может заключаться в дефиците родительской заботы и недостатке внимания, что наблюдается в семье с одним родителем.[21] В отчёте ACLU выражается мнение, что неясно, каким образом исследования семей с одним родителем связаны в этом свете с предположениями о качестве воспитания в однополой паре с двумя родителями.
Другим доводом против воспитания детей в однополых парах является сомнение, не станут ли дети копировать сексуальную ориентацию родителей и не будут ли они более подвержены гендерной дисфории, чем остальные. Результаты исследований близнецов позволяют сделать предположение, что на формирование ориентации влияет совокупность неких биологических факторов и факторов окружающей среды , хотя на данный момент среди специалистов отсутствует консенсус по поводу того, каковы конкретно эти факторы.
Среди людей, которые в сознательном возрасте идентифицируют себя как гомосексуалы, подавляющее большинство воспитано разнополыми родителями. В результатах ряда опубликованных научных исследований, сравнивающих детей, которых воспитывали две матери, с детьми, выращенными матерью и отцом, не обнаружено связи между типом семьи и возникновением у детей впоследствии гомосексуальной ориентации.[30][31][32] Подробнее см. статью Биология и сексуальная ориентация.
Тем не менее, существует ряд исследований, утверждающих, что дети в однополых семьях становятся гомосексуальными чаще, чем в разнополых[33]. Некоторые исследования показывают, что дети, воспитываемые лесбиянками, демонстрируют не менее высокие показатели социальной адаптации, успеваемости и общего развития, чем их сверстники от разнополых браков[34][35][36].
В 2012 году Марк Регнерус, доктор социологии, адъюнкт-профессор в Техасском университете в Остине (США), закончил полуторагодичное научное исследование на тему «Как отличаются взрослые дети, родители которых имеют однополые отношения»[37], результаты которого утверждают о том, что дети из однополых пар более подвержены депрессии, а их родители чаще получают пособия.
Методология[38], в частности, смешение в одну группу людей, у чьих родителей был случайный гомосексуальный опыт, вместе с теми, кто воспитывался в однополой семье[39], и результаты исследования были жёстко раскритикованы сторонниками усыновления детей однополыми парами[40] и учёными[41][42], хотя сам Регнерус утверждает, что ориентация родителей никак не влияет на родительские способности человека, и выявленные различия, вероятно, частично вызваны недостатком поддержки однополых семей в обществе[40]. В работе отдельно указано, что «исследование не является лонгитюдным, и не может быть использовано для установления причинно-следственных связей»[43].
Более двухсот учёных со специальностями PhD и MD, включая президента Американской Социологической Ассоциации и президента Американской Медицинской Ассоциации, написали открытое письмо, в котором выразили претензии к «доказательности статистической обработки» работы Регнеруса и указали на ошибочность его выводов[44].
Имеются данные, свидетельствующие о том, что само исследование было создано по указанию консервативного Уизерспунского института для манипуляции общественным мнением[45][46].
Из 3 000 детей, участвовавших в исследовании Регнеруса, всего два ребёнка воспитывались однополыми родителями в течение значительного периода жизни, оба — в семьях лесбиянок[47].
По причине того, что оба партнёра не могут являться биологическими родителями ребёнка, совместное родительство возможно лишь через прохождение процедуры усыновления родного ребёнка одного партнёра вторым партнёром. Разрешение подобного усыновления зависит от конкретного государства. В некоторых странах, где такое усыновление не разрешено, второй партнёр может оформить опеку на ребёнка, которая позволяет ему осуществлять родительские права и обязанности в ограниченной форме.
Вопрос совместного усыновления детей однополыми парами является темой жарких общественных дискуссий. Законодательство относительно разрешения такого усыновления существенно различается в разных странах. Как правило, разрешение подобного усыновления следует в странах, легализовавших ту или иную форму однополых союзов. При этом существует ряд стран, легализовавших однополые браки или партнёрства, в которых совместное усыновление детей не разрешено или было запрещено до недавнего времени.
Согласно социологическому опросу, проведённому организацией «Выход», в котором приняли участие 98 респондентов из 22 городов России, в большинстве «радужных семей» воспитываются биологически родные дети (90 %), в том числе в 36 % случаев дети были зачаты в предыдущих гетеросексуальных отношениях и в 54 % случаев — при помощи новых репродуктивных технологий. Лишь в 10 % семей дети были усыновлены или взяты под опеку[48].
В России сексуальная ориентация официально не является ограничением к доступу к вспомогательным репродуктивным технологиям (оплодотворение донорской спермой, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение), но при этом у однополой семьи возникают проблемы с установлением родительства ребёнка[49]. Тем не менее, в соответствии с российским законодательством, только один партнёр в однополой паре может усыновить ребёнка (либо быть его биологическим родителем), опекуном или приёмным родителем. При этом дальнейшее воспитание и содержание ребёнка однополая пара может осуществлять совместно.
Имущественные взаимоотношения связанные с содержанием ребёнка могут быть отрегулированы партнёрами в гражданско-правовом соглашении. Но неимущественные аспекты (право на участие в воспитании, право видеться с ребёнком) не поддаются договорному регулированию. При этом проблемы в случае смерти, тяжелой болезни, длительного отъезда юридического родителя могут быть решены путём подачи в органы опеки и попечительства заявления, в котором юридический родитель указывает своего партнёра в качестве будущего опекуна ребёнка.
ЛГБТ | ||
---|---|---|
Лесбиянство • Гомосексуальность • Бисексуальность • Трансгендерность | ||
История | ЛГБТ-движение • Движение экс-геев • Хронология декриминализации • Хронология легализации союзов | |
Права | Легальность однополых контактов • Брак • Партнёрство • Радужная семья (Усыновление) • Донорство крови | |
Преследование и предубеждения |
Гомофобия • Бифобия • Трансфобия • Предубеждения • Дискриминация • Декларация ООН • Законы против содомии • Пропаганда гомосексуализма • Пропаганда гомофобии • Насилие на почве гомофобии и трансфобии | |
Субкультура | Гей-бар • Гей-гимн • Гей-игры • Гей-квартал • Гей-прайд • Гей-туризм • ЛГБТ-пресса • ЛГБТ-сообщество • Символика • Спорт • Терминология | |
ЛГБТ и общество | Аутинг • Каминг-аут • Квир-исследования • Общество и гомосексуальность • Религия и гомосексуальность | |
Портал ЛГБТ • Проект ЛГБТ |
Радужная семья.