Lt304888.ru

Туристические услуги

Русь (космический корабль)

26-05-2023

Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС)
Заказчик

Роскосмос

Производитель

ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»

Задачи

Доставка экипажа и грузов на МКС, полет к Луне

Стартовая площадка

Космодром Восточный

Технические характеристики
Масса

при околоземных орбитальных полётах — 12 т (при полётах за околоземную орбиту — 16,5 т), масса возвращаемой части — 4,23 т (включая системы мягкой посадки — 7,77 т)

Размеры

длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м

Срок активного существования

до одного месяца

Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) на Викискладе
Макет ПТК НП на выставке МАКС 2009
Макет ППТС, представленный на МАКС-2009
Союз и ППТС

Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) и Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) — временные официальные названия проектов российских ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Неофициальное название проекта ракеты-носителя, упоминаемое в прессе, — «Русь-М»[1][2].

Содержание

Предыстория

Первый конкурс на новый российский космический корабль был объявлен Федеральным космическим агентством (Роскосмосом) 23 ноября 2005 года. Проекты были представлены предприятиями ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва» (проект «Клипер»), ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ОАО «НПО „Молния“». По результатам конкурса все три проекта были отправлены на доработку по причине технико-экономической нереализуемости, а конкурс был прекращён[3].

Примерно в то же время Россия предполагала, что в создании нового корабля будет участвовать Европа. После отказа ЕКА от совместных работ по «Клиперу», Роскосмос принял предложение об участии в разработке европейской перспективной пилотируемой космической транспортной системы ACTS на базе европейского грузового автоматического корабля ATV и российских технологий.

Согласно разработанной в РКК «Энергия» и принятой 14 июля 2006 года правительством РФ концепции развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 годы, предусматривается поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полёты на Марс[4]. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК «Союз» и создание межорбитального буксира «Паром». Затем (после 2015 года) предполагается создать национальный (отличный от участия в проекте ЕКА), более универсальный, нежели «Клипер», корабль, способный совершать полёты как на околоземную орбиту (в том числе транспортные и эвакуационные на орбитальные станции и автономные), так и к Луне (в том числе как часть возможного в будущем лунно-посадочного экспедиционного комплекса). Универсальность задач и компоновка корабля схожи с разрабатываемым в США космическим кораблём нового поколения «Орион».

Был проведён второй конкурс по ППТС, победители которого были объявлены 6 апреля 2009 года. Разработка корабля была поручена РКК «Энергия», ракету-носитель для него будет разрабатывать «ЦСКБ-Прогресс»[5].

Задачи

ППТС, как ключевой элемент российской космической инфраструктуры, создаётся для следующих задач[6]:

  • обеспечения национальной безопасности;
  • технологической независимости;
  • беспрепятственного доступа России в космос.

Характеристики

Для ППТС принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов — возвращаемого аппарата и двигательного отсека. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью, усечённо-конической формы сверху и одноразовым агрегатно-двигательным отсеком ниже, и будет широко использовать системы, проектировавшиеся в РКК «Энергия» для «Клипера». Максимальный экипаж нового корабля составит 6 человек (при полётах к Луне — до 4 человек), масса доставляемого на орбиту груза — 500[7]кг, масса возвращаемого на Землю груза — 500 кг и более, при меньшем экипаже. Длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м, масса при околоземных орбитальных полётах — 12 т (при полётах за окололунную орбиту — 16,5 т), масса возвращаемой части — 4,23 т (включая системы мягкой посадки — 7,77 т), Объём герметичного отсека — 18 куб. м. Длительность автономного полёта корабля — до месяца. Планируется, что за счёт использования алюминиевых сплавов повышенной прочности, а также углепластиков масса спускаемого аппарата будет уменьшена на 20-30 процентов[7]. Бытовые отсеки будут просто пристыковываться, в зависимости от той миссии, которая будет перед ППТС стоять.

Варианты космического корабля:

Показатель На околоземную обиту На окололунную орбиту (станцию)
На станцию, пилотируемый На станцию, грузовой Автономно, пилотируемый
Экипаж, чел. 6 0 4 4
Груз, кг 500 2000 (На Землю 500) 100
Время автономного полёта, сут. 5 30 14
Время полёта со станцией, сут. 365 200
Масса, т 12 16,5

При взлёте на экипаж должны воздействовать перегрузки не более 4g, а во время посадки в штатном режиме не более 3g. Корабль также должен быть многоразовым (до 10 полётов в космос) и иметь надёжность не ниже 0,995. На новом корабле стыковка с МКС может производиться в день его запуска, в отличие от Союза, который может стыковаться только через двое суток[8].

Корабль будет выводиться на орбиту новой ракетой-носителем с нового российского космодрома «Восточный».

Управление

По требованиям, предъявленными Роскосмосом, необходимо, чтобы кораблём мог управлять один человек. Управление пилотируемым кораблём будет осуществляться с помощью современных пультов управления на основе жидкокристаллических дисплеев с «гибкими» меню и форматами отображения данных.

Связь

Оборудование ППТС для связи будет производится через многофункциональную космическую систему ретрансляции «Луч», в которой используются спутники-ретрансляторы. Спутники позволят ЦУП проводить сеансы связи в любой момент времени, а не только при пролёте над наземными измерительными пунктами пилотируемого корабля. Вся информация, передаваемая и принимаемая на космический корабль и с него, будет представлять собой единый цифровой поток, защищённый от постороннего доступа, но удобный для дешифровки, распределения по потребителям и дальнейшего хранения.

Посадка

Спускаемый аппарат будет приземляться без применения парашюта. Для торможения будет использована реактивная система. Твёрдотопливные ракетные двигатели будут уменьшать скорость снижения начиная с высоты ≈1 км. Посадка будет осуществляться на амортизированные опоры, за счёт чего исключается падение спускаемого аппарата на бок после касания аппаратом грунтовой площадки.

В двигательной установке спускаемого аппарата будут использоваться экологически безопасные компоненты топлива газообразный кислород и этиловый спирт.

Новые конструкционные материалы, основанные на алюминиевых сплавах с улучшенными прочностными характеристиками, и углепластики снизят на 20—30 % массу конструкции космического корабля и позволят продлить срок его эксплуатации.

Хронология

Внешние изображения
ППТС на МАКС-2011
- ППТС на МАКС-2011.
  • 2009 год На авиасалоне МАКС-2009 был представлен макет ППТС.
  • 2010 год Эскизное проектирование корабля закончено в июне 2010 года. Военные представители в ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» одобрили эскизный проект перспективного пилотируемого космического корабля[9][10].
  • 2011 год Полноразмерный макет был впервые показан массовому зрителю на X Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011.
  • 2012 год В 2012 году сроки начала беспилотных испытаний были перенесены с 2015 на 2018 год[11].
    • Материалы технического проекта должны быть представлены на экспертизу в июле 2012 года[12]. Испытания корабля в беспилотном варианте планируется начать в 2018 году[7].
  • 2013 год В 2013 году должен начаться выпуск рабочей документации на элементы системы. По этой документации будут изготовлены вначале опытные, а затем лётные экземпляры космического корабля и ракеты-носителя для него[13].

См. также

Примечания

  1. РФ создаст корабль на шесть человек. Федеральное космическое агентство (12.04.2009). Архивировано из первоисточника 30 марта 2012. Проверено 10 мая 2011.
  2. Об «Ангаре», «Руси», «Булаве» и кое-чем другом. Военно-промышленный курьер (20.04.2011). Архивировано из первоисточника 30 марта 2012. Проверено 10 мая 2011.
  3. Интернет-брифинг А. Н. Перминова
  4. «РКК "Энергия": Концепция развития российской пилотируемой космонавтики», Новости Космонавтики.
  5. РКК «Энергия» выиграла конкурс на создание космического корабля будущего, Лента.ру (06.04.2009).
  6. На смену славно потрудившемуся «Союзу», Заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор пилотируемых комплексов Николай Брюханов (01.08.2009).
  7. ↑ На смену славно потрудившемуся «Союзу» РКК «Энергия», август 2009
  8. Перспективный российский корабль доберётся до МКС вдвое быстрее предшественника
  9. Военные одобрили проект нового пилотируемого корабля Революция в космосе (Проверено 10 января 2012)
  10. Эскиз нового российского космического корабля покажут в июле. Архивировано из первоисточника 30 марта 2012. Проверено 19 июня 2010.
  11. Новый пилотируемый космический корабль создадут в России к 2018 году | Наука и Технологии | Лента новостей «РИА Новости»
  12. Президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота, РКК «Энергия»(Проверено 10 января 2012)
  13. Техпроект нового российского космического корабля будет готов через полгода, NEWSru.com (08 января 2012 год). (Проверено 10 января 2012)

Ссылки

  • Эскиз корабля
  • Эскизы и планы работ по кораблю
  • Возможное применение корабля в лунно-посадочном экспедиционном комплексе
  • Ракета-носитель для корабля
  • Мониторинг и обсуждение новостей о ППТС на форуме журнала «Новости космонавтики»
  • Мониторинг и обсуждение новостей о ПТКНП на форуме журнала «Новости космонавтики»


Русь (космический корабль).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01