Lt304888.ru

Туристические услуги

Сковорода, Григорий Саввич

30-09-2023

Григорий Сковорода
Сковорода Григорій Савич
Дата рождения:

22 ноября (3 декабря) 1722(1722-12-03)

Место рождения:

село Чернухи,
Лубенский полк,
Киевская провинция,
Киевская губерния,
Российская империя[1] ныне Полтавская область,

Дата смерти:

29 октября (9 ноября) 1794(1794-11-09) (71 год)

Место смерти:

село Ивановка,
Золочевский уезд,
Харьковская губерния,
Российская империя; ныне Харьковская область, Украина

Гражданство:

 Российская империя

Школа/традиция:

Киево-Могилянская Академия

Направление:

Религиозная философия

Период:

Новое время. Эпоха Просвещения

Основные интересы:

Богоискание, поиск смысла человеческой жизни, поиски пути к счастью

Значительные идеи:
  • В онтологии: двунатурность мира — мир видимый и невидимый;
  • в теории познания: тройственное измерение познаваемых вещей и самой сферы возможного познания — мир великий или обительный, микрокосм-человек, мир символов — Библия;
  • в этике: идея сродности и сродного труда
Оказавшие влияние:

Пифагор, Платон, Аристотель, неоплатоники, стоики, эпикурейцы, отцы Церкви, представители средневековой мысли

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковской губернии (ныне Золочевский район Харьковской области)) — русский[2][3] и украинский философ, поэт, педагог.

Содержание

Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

Памятник Г. Сковороде в Харькове (фото Ю. Щербинина)

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 17591769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Мировоззрение

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной).

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа»[3][4].

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».[5]

А.Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трех мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой.[3]

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г.С.Сковороды:

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается. Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.

  • Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе») [1]
  • Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе») [2]
  • Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко [3]
  • Диалог, или разглагол о древнем мире [4]
  • Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире) [5]
  • Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире [6]
  • Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776) [7]
  • Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780) [8]
  • Потоп змиин (конец 1780-х) [9]
  • Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775) [10]
  • Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783) [11]
  • Пря бесу со Варсавою [12]
  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басни харьковские» (1774) [13]
  • «Благодарный Еродий» [14]
  • «Убогий жаворонок» [15]
  • «Басня Эзопова»

Библиография

Издания трудов Сковороды

Сочинения Григория Саввича Сковороды. Юбилейное издание (1794-1894 год)

Собрания сочинений

  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе. — СПб., 1861. — (5 трактатов, стихотворения, переписка и др.; изданы И. Лысенковым).
  • Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем. Юбилейное издание (1794—1894). — 7-й том Сборника Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1894. — (Первая научная публикация значительной части текстов философа. Несколько трактатов опущены по цензурным соображениям). [16]
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том I. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912. — (Издан только 1-й том предполагавшегося двухтомника).
  • Сковорода Г. С. Сочинения: в 2 тт. — К., 1961.
  • Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 тт. — (Сер. Философское наследие). — М.: Мысль, 1973. — (Под ред. В. И. Шинкарука. По сравнению с собранием сочинений 1961 г., добавлены два ранее неизвестных диалога, впервые опубликованных в 1971 г. — Observatorium и Observatorium specula).
  • Сковорода Г. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К.: Наукова думка, 1973. — Т. 1. — 532 с.; — Т. 2. — 576 с.
  • Григорій Сковорода: Повна академічна збірка творів. Под ред. проф. Л. В. Ушкалова. — Харьков: Майдан, 2010. — 1400 с. (Это собрание сочинений является основой для онлайнового конкорданса (контекстного словаря) Сковороды: The Online Concordance to the Complete Works of Skovoroda).

О нём

  • Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода. — Харьков, 1923.
  • Барабаш Ю. Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. — М., 1989.
  • Билыч Т. А. Г. С. Сковорода — выдающийся украинский философ XVIII века. — Киев, 1953.
  • Йосипенко С. Л. Философия Григория Сковороды: проблемы, направления и история исследования. - http://runivers.ru/philosophy/logosphere/366422/.
  • Лощиц Ю. М. Сковорода. — М., 1972. (Серия: ЖЗЛ).
  • Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. — СПб., 1998.
  • Попович М. В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М. В. Попович. — К.: Майстерня Білецьких, 2007. — 256 с.
  • Рабжаева М. В., Семенков В. Е. «Сон» Г. С. Сковороды как репрезентация творческой фрустрации // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 5. РГГУ. — М., 2008, с. 349—365
  • Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. — М.: Индрик, 2002. — 464с.
  • Стеллецкий Н.С. Странствующий украинский философ Григорий Саввич Сковорода. — Киев, 1894.
  • Табачников И. А. Григорий Сковорода. — М.: Мысль, 1972. — 208 с. — (Мыслители прошлого).
  • Тычина П. Г. Сковорода: симфония. — М., 1984.
  • Ушкалов Л. В., Марченко О. В. Нариси з філософії Григорія Сковороди. — Харків: Основа, 1993. — 152с.
  • Ушкалов Л. В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. — 1999. — Т.8. — С.23-44.
  • Чернишов В. В. Релігійні основи світогляду Г. Сковороди [17]
  • Чернишов В. В. Scientia divina: вчення Г. С. Сковороди про вищу науку // Практична філософія. — 2007. — № 2. — С.167-173.
  • Чернишов В. В. Вчення Г. Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346—347. Філософія. — С.136-141
  • Чернишов В. В. Г. Сковорода та філософія Просвітництва // Г. С. Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Майдан, 2007. — С.18-32.
  • Чернышов В. В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. — С.230-242.
  • Чернишов В. В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г. С. Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету — 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. — Ч.ІІ. — 145с. — С. 36-38.
  • Чернышов В. В. Понятие «Materia Æterna» у Г. С. Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.2. — М.: Современные тетради, 2005. — 776с. — С.346-347.
  • Чернышов В. В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. — Суми: Вид-во СумДУ, 2007. — С.152-154.
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.1-162.
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.163-388.
  • Шабловский Е. С. Г. С. Сковорода. — М., 1972.
  • Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г. Сковороды. — В: 35 години катедра «Обща и сравнителна литературна история» Великотърновски университет. Велико Търново, 2010,
  • Шкуринов П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. — М., 1962.
  • Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — М., 1969.

Примечания

  1. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет
  2. ↑ Г.С. Сковорода в истории русской культуры //Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции …, Ростов-на-Дону, 2003, с. 3-8.
  3. Философия для аспирантов. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
  4. Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. СПб., 1998. С. 122.

Ссылки

  • Сковорода Г. С. Беседа, нареченная Двое. О том, что блаженным быть легко. — М.: Тип. Решетникова, 1837.— 53 с. на сайте Руниверс
  • Сковорода Г. С. Дружеский разговор о душевном мире. — М: Тип. Решетникова, 1837.— 93 с. на сайте Руниверс
  • Полное собрание сочинений Г. C. Сковороды
  • Сковорода, Григорий Саввич — Биография. Библиография. Философские, этические взгляды. Высказывания
  • Интересные факты из жизни, творчество Григория Сковороды
  • Произведения Сковороды на аудиобиблиотеке litplayer

Сковорода, Григорий Саввич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01