20-05-2023
«Слово жизни» (швед. Livets Ord, дословно англ. Word of Life) — религиозная община, относящаяся к группе известной как «Движение веры», также — международное объединение поместных протестантских пятидесятнических общин. На конфессиональном поле «Слово жизни» позиционионируют как протестантское движение умеренно-харизматического направления[1] а также как неопятидесятническое движение[2].
Другие наименования поместных протестантских пятидесятнических общин, входящих в объединение (используются местными религиозными организациями) — Церковь христиан веры евангельской «Скала Надежды»[3], «Собор Хвалы»[4][5].
Содержание |
Церковь основана в Уппсале, Швеция, пастором и теологом Ульфом Экманом 24 мая 1983 года[6]. Сам Ульф Экман руководил церковью в качестве главного пастора до 2000 года, когда он сложил с себя этот пост, передав его Роберту Эку и начав работу в области расширения международного влияния церкви в частности и протестантизма в целом. Церковь является представителем умеренного харизматического движения, как в Швеции, так и по всему миру, имея прямое отношение к Движению веры. В России первым и основным центром развития является Московская церковь Слово жизни, провозглашённая Ульфом Экманом в сентябре 1995 года. Становлению церкви «Слово жизни» в России посвящена книга Карла-Густава Северина «Народ, похитивший наши сердца»[7].
Учение церкви находится в русле традиционных христианских представлений. Церковь подчёркнуто стремится соответствовать Слову Божьему во всех деталях учения и применять на практике всё, о чём говорит Библия. Из особенностей теологического учения церкви «Слово жизни» можно отметить внимание к теме близкого личного общения каждого верующего с Богом. Эта особенность видна не только в учении церкви, но в ещё большей степени в текстах песен, поющихся на собраниях и являющихся для верующих одной из форм молитвы (например, последние DVD московской церкви «Слово жизни»: «Моё сердце» 2011[8], «Печать Твоей любви» 2010).
Особенностью учения является разностороннее описание отношений верующего христианина с Духом Святым, в том числе через служение Богу в церкви. Наиболее значимыми здесь выступают: библейское представление о «помазании» (греч. τò χρίσμα) (этой теме посвящены книги с одноимённым названием у Ульфа Экмана[9], Кеннета Хейгина[10] и Бенни Хинна[11],); а также слова апостола Павла о «Дарах Духа» (1 Кор. 12:7-10). Тема «Даров Духа» имеет непосредственное отношение к самоидентификации церкви как «харизматической» (от греческого «χάρισμα», то есть «дары»).
Следует также отметить социальную направленность в теологическом учении: опираясь на ряд цитат из Библии, церковь выступает за уважение и поддержку гражданских властей (в основном отталкиваясь от доктринального учения современного протестантского теолога Джона Бивера, примером какового может послужить его книга «Награда за честь»[12]); противостоит влиянию на общество сексуальных меньшинств; церковь выступает против абортов, эвтаназии; пасторы этой христианской церкви выступают за полный отказ от спиртных напитков в жизни христианина. Также церковь осуществляет разностороннюю деятельность в сфере милосердия.
«Слово жизни» выступает за единство верующих: так, как минимум с 2001 года, на еженедельных воскресных богослужениях в Москве Православная церковь упоминалась только в положительном контексте. Проповеди в церкви часто обращены к практическим жизненным вопросам, таким, как отношение к трудным периодам в жизни человека, укреплению семьи, исцелению от болезней; одновременно с этим даётся информация о том, как именно на каждый конкретный вопрос отвечает Библия. К слову, тема исцеления, вопреки расхожему мнению, не является темой, на которой делается особый акцент. Тематику проповедей произносимых в московской церкви «Слова жизни» можно отследить в специальном разделе её сайта, либо на портале Russian Podcasting, на котором выложены аудио-записи её воскресных проповедей за последние два года[13].
Также следует отметить, что современные лидеры церкви не чужды анализу учения в своей церкви и его пересмотру; так, например, Ульф Экман неоднократно упоминал в проповедях и эссе о том, что он пересмотрел некоторые свои взгляды в статье «Наша неизменная цель — пробуждение»[14]. В частности, церковь «Слово жизни» пересмотрела своё отношение к проповеди о финансовом преуспевании: если в первые годы в московской церкви иногда произносились проповеди на данную тематику, то с 2006 года таких проповедей не было.
«Слово жизни» определяет себя как «современную церковь с древним посланием»: церкви стремятся внедрять христианские ценности в обществе. В частности, московская церковь «Слово жизни» учредила в октябре 2011 «праздник Библии»[15], ставящий целью поднятие авторитета Библии в современном обществе. Примерами также могут служить музыкальный фестиваль «Призван быть первым» (официальный сайт фестиваля: www.pbp-media.ru; номинации: «рэп», «современный танец», «брэйкданс», «поп-музыка», «рок-музыка») и театральный фестиваль «Мистерия»[16], организованные церковью и опирающиеся на библейские представления о морали и о грехе.
Кроме самих церковных собраний, церкви, там, где это возможно в соответствии с законодательством, обычно имеют частные детские сады, школы и т. д. Многие поместные церкви оказывают регулярную помощь бездомным питанием и одеждой.
В начале 1990-х годов религиозная организация «Слово жизни» стала помогать евреям эмигрировать в Израиль через Швецию как страну-транзит. В 1993 году «Словом жизни» основана организация «Операция Жаботинский» (англ. «Operation Jabotinsky», в честь В. Е. Жаботинского) для оказания помощи евреям из бывшего Советского Союза. Штаб-квартира и координационный центр организации находится в Упсале, но основная активность проявляется организацией на местах в странах СНГ и в Израиле[17].
Имея широкий спектр направлений работы, одновременно, «Слово жизни» обладает также и центральной стратегией своей деятельности. Эта стратегия церкви обозначена в её видении:
Этими словами определяются приоритеты в деятельности церкви: обучение, разносторонняя подготовка верующих и миссия благовестия. Курсы обучения и подготовки в церквях «Слова жизни» разнообразны, но исходным и фундаментальным среди них является «Библейская школа»[20], обучение в которой направлено на разностороннюю духовную и практическую подготовку верующих (официальное название «Курсы библейской теологии»). Эти курсы 1 и 2-х годичные, второй год обучения направлен на подготовку миссионеров и пасторов. Многие верующие, по итогам обучения, принимают для себя решение начать личную миссионерскую практику, и, поддерживаемые церковью финансово, уезжают в регионы мира, где позиции как христианства в целом, так и протестантизма в частности, очень слабы — в первую очередь про-исламские регионы Кавказа и Средней Азии. О значении этих курсов говорит то, что в местах, рассматриваемых церковью как ключевые для своего развития, «Слово жизни» иногда сначала открывает Библейскую школу, вокруг которой формируется община, и только после открывает поместную церковь. Так это было в Москве, и так это происходит сейчас в Израиле[21].
Миссионерская деятельность церквей «Слова жизни» разносторонняя, большое значение в ней придаётся благовестию в странах с традиционно не-христианским вероисповеданием. Среди этих регионов наибольшие результаты в количестве и численности открытых церквей достигнуты в Азербайджане[22], Таджикистане[23], Индии и во Вьетнаме[24].
Одновременно, миссионерская деятельность церквей «Слова жизни» имеет и свою стратегию, выражающуюся в приоритетном направлении распространения. Эти направления исходят из материнской церкви «Слова жизни» в Уппсале, Швеция и пролегают далее через различные страны на юг, сходясь в конечном итоге в Иерусалиме. Эта стратегия последовательно реализуется церковью: Слова описанного выше видения были провозглашены Ульфом Экманом в 1983 году[6]; в начале 1990-х были открыты церкви в России и на Украине; затем миссионеры уже этих церквей открыли церкви в Таджикистане, Туркменистане, Азеербайджане и в Армении, где поместная церковь в Ереване насчитывает сегодня более 10 000 человек[25]. Сегодня приоритетный миссионерский фронт церквей «Слова жизни» — это Афганистан, где открыты подпольные церкви[26] и Турция, армянскими миссионерами открыта церковь в Стамбуле.
Материнская церковь «Слова жизни» в гор. Упсала, Швеция, предоставляет автономию поместным церквям. В местах, важных для церкви с точки зрения стратегического развития, образуются крупные поместные церкви, развивающие разностороннюю деятельность и имеющие ряд образовательных программ. Эти церкви имеют статус «центров» «Слова жизни»[27][18]:
В России церкви «Слово жизни» юридически объединены в «Ассоциацию Христиан Веры Евангельской „Церкви веры“»[35] Президент ассоциации церквей в России Маттс-Ола Исхоел. Ассоциация объединяет около 250 церквей (по собственным данным) и входит в Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) РОСХВЕ, старший епископ — С.В.Ряховский. Головная организация ассоциации — Московская церковь «Слово жизни» объединяет, по собственным данным, около 3500 членов и располагается по адресу Москва, ул. Павла Корчагина, д.2.
Другие крупные поместные церкви «Слова жизни» в России расположены: в Самаре[36], в Челябинске[37], в Иркутске[38], в Ростове-на-Дону[39], в Красноярске[40], в Калуге[41], в Улан-Удэ[42], в Сочи[43]в Пятигорске[44], во Владикавказе[44].
По данным Славянского правового центра практически везде, где открывались отделения «Слово жизни», на общины обрушивался град критики, в основном через каналы средств массовой информации и со стороны других, более ортодоксальных церквей. Так, в 1999 году организация «Слово жизни» обвинялась в причинении грубого вреда психическому здоровью своим членам и изменении их личности. Однако, Магаданский городской суд по делу о признании деятельности церкви «Слово Жизни» противоречащей действующему законодательству и её ликвидации вынес решение об отказе заявителю — прокурору Магаданской области[52].
Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации, работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства, и возглавляемая Александром Дворкиным[53], включает организацию «Слово жизни» вместе с «Движением веры» в свой список наиболее известных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых[54].
РАЦИРС приводит информацию о «Движении веры» и шведской организации «Слово жизни» из справочника «Религии и секты в современной России», в котором они характеризуются как «деструктивный культ псевдохристианской харизматической направленности с оккультным уклоном, оказывающий сильное влияние на психику адептов»[55].
Л. Э. Адамия указывала, что публикации А. В. Кузьмина, на взгляд представителей «Слова жизни»[56],
… формируют о протестантской Церкви пятидесятнического направления «Слово жизни» искаженное представление как о страшной тоталитарной деструктивной секте, в которой лидеры являются мошенниками и преследуют лишь цели наживы, а также заинтересованы в организации политического переворота в стране. |
По мнению Л. Э. Адамия, деятельность организации представляется в статьях А. В. Кузьмина как асоциальная, противоречащая культуре русского народа, изобилующая преступлениями против человека и общества в целом, в связи с чем Л. Э. Адамия просит провести экспертизу публикаций А. В. Кузьмина на предмет содержания в них признаков экстремизма[56].
Слово жизни (церковь).