Lt304888.ru

Туристические услуги

Солоны

30-04-2023

Эвенки
Самоназвание

эвэнкил

Современный ареал расселения и численность

Всего: 80 000 чел.
 КНР:
38 701 (2000)[1]

 Россия:
    38 396 (Всероссийская перепись 2010 г.)[4]

 Монголия:
1000 (1995)[5]

Археологическая культура

Глазковская культура

Язык

эвенкийский, якутский, хамниганский, русский, китайский

Религия

шаманизм, тибетский буддизм[6][7][8]

Входит в

тунгусо-маньчжурские народы

Родственные народы

Маньчжуры
Нанайцы
Орочи
Хамниганы
Эвены
Сибо
Удэгейцы

Эвенкикоренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название - тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны[9]. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

Содержание

География

Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре (бывш. Верхняя Тунгуска). В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.

История

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (5-7 века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Во II тыс. н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны) а также на побережье Байкала[10]

Согласно этнографических исследований[11], в древности Эвенки практиковали Обряд воздушного погребения, который часто встречается и у других народов включённых Старостиным С.А. в гипотезу о сино-кавказской макросемьи языков.

Численность

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. - 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (31.8%), якутский, бурятский и другие языки.

По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Республике Саха.

Эвенки России

В России эвенки проживают в основном в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 19311938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования.

Численность эвенков в России:

А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:

... Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго...[12]

Выдающиеся эвенки

  • Бомбогор (англ.)русск. (ум. около 1640) — вождь союза эвенкийских племен на Амуре в 1630-х годов. Под его руководством эвенки (солоны) вели борьбу против манчьчжурских завоевательных походов в их край, иногда собирая до 6000 воинов. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г, свезён в столицу маньчжурского (цинского) императора Абахая Мукден и там казнён[13].
  • Кульбертинов Ива́н Никола́евич (1917 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутская область — 1993 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутия) — участник Великой Отечественной войны, снайпер 23-й отдельной лыжной бригады, 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (487 человек).Прообраз этого героя использован в сериале "Снайпер 2. Тунгус".
  • Оёгир Николай Константинович (15 марта 1926 — 11 марта 1988 гг.) — эвенкийский писатель, поэт.
    Самобытный эвенкийский поэт, фольклорист и сказитель родился 15 марта в 1926 году в стойбище на озере Еромо, которое в то далекое время относилось к Чириндинскому родовому совету в семье охотника, рыбака.
    В 1947 году Н. Оёгир пошёл в Чириндинскую начальную школу. Но в десять лет уже начал работать приемщиком рыбы, затем — счетоводом в колхозе, проработав до 1982 года. С детства Н. Оёгир любил слушать от старых людей сказки, легенды, были. Позже стал их записывать на эвенкийском языке и публиковать в газете.
    Писать стихи Н. Оёгир начал в 1960-х годах[14].
  • Немтушкин Алитет Николаевич (12.11.1939 — 4.11.2006 гг.) — эвенкийский писатель.
    Родился 12 ноября 1939 года, в стойбище Иришки Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо-Евдокия Ивановной Немтушкиной. В 1957 году окончил Ербогачонскую среднюю школу, в 1961 году — Ленинградский Педагогический институт имени Герцена. Страсть к писательству привела Немтушкина в редакцию газеты «Красноярский рабочий». Более чем на 20 лет журналистика стала его судьбой. В 1986 году А.Немтушкин избирался ответственным секретарем Красноярской писательской организации; в 1990 году был удостоен звания «Заслуженный работник культуры»; в 1992 году был отмечен Государственной премией Российской Федерации в области литературы; член Союза писателей с 1969 года[14].
  • Чапогир Олег Васильевич — композитор. Родился в 1952 году в посёлке Кислокан Илимпийского района в семье потомственных охотников. С детских лет он слышал народные напевы от своей матери и односельчан во время сугланов и праздников. После окончания восьми классов Туринской средней школы поступил в Норильское музыкальное училище по классу народных инструментов северного отделения. Получив диплом, в 1974 году будущий композитор вернулся в родную Эвенкию, где и начал творить свои произведения[15].
  • Чепалова Юлия Анатольевна — российская лыжница, чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002 и 2006. Отец и личный тренер Юлии — Анатолий Михайлович Чепалов имеет эвенкийские корни.
  • Хайланьча (кит.)русск. (1740-1793), родился в китайском Приамурье (провинция Хэйлунцзян), эвенкийский национальный герой, выдающийся военачальник эпохи династии Цин.[16]

Эвенки Китая

В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности, проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

  • орочоны (букв. «оленеводы») ( кит. упр. 鄂伦春族, пиньинь: Èlúnchūn Zú) — 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % — в провинции Хэйлунцзян, 1,2 % — в провинции Ляонин. Около половины говорят на диалекте эвенкийского языка (иногда рассматриваемом как отдельный язык), остальные только по-китайски.
  • эвенки ( кит. упр. 鄂温克族, пиньинь: Èwēnkè Zú) — 30 505 на 2000 г., 88,8 % в Хулун-Буире, включают:
    • небольшую группу собственно эвенков — около 400 носителей в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которую сейчас перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют «йэкэ», китайцы — Yakute ( кит. упр. 雅库特, пиньинь: Yǎkùtè), так как они возводили себя к якутам.
    • хамниганы — сильно монголизированная группа, говорит на монгольском языке — хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти, т. н. маньчжурские хамниганы, эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после революции 1917 г., около 2500 человек живёт в Старобарагском хошуте.
    • солоны — переселились (вместе с даурами) из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем, в 1732 частью переселились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар (где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками в 2000 году). Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

Этноним

Название «тунгус» известно русским с XVI в., а самоназвание «орочен» в Приамурье («орочел» — на Охотском побережье) и «эвен» — в Приангарье известно с XVII в.

Традиционные занятия

Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда из целую. Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. На небольших речках устраивали запоры и устанавливали в них корыта и «морды». В рыбалке участвовало много мужчин.

К мужским относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили, из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из нее посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.

Эвенки Монголии

В Монголии эвенки представлены только хамниганами (около 3 тысяч человек), проживающими в Селенгинском аймаке.

Костюм сибирского эвенкийского шамана

Топонимы

Историческое имя эвенков - тунгусы - закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит.

От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан (рыбная), Енисей (Ионесcи: большая вода), Лена (Елю-Енэ: большая река), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: беличья), Сахалин (Сахалян-улла: Черная река), Чита (глина).

Эвенкийские административно-территориальные образования

Эвенкийские административно-территориальные образования в настоящее время (2009) имеются в России и Китае. В России к ним относятся Эвенкийский район Красноярского края (бывший Эвенкийский АО), Анабарский, Жиганский и Оленёкский улусы Якутии, Баунтовский район Бурятии и ряд сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии. В прошлом существовали и другие эвенкийские АТО.

В Китае к эвенкийским АТО относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

Примечания

  1. Из 38 701 эвенка (перепись 2000 г.) в КНР выделены отдельно собственно эвенки (30 505 чел.) и орочоны (8 169 чел.).
  2. В том числе 26 200 собственно эвенков и 3 640 орочонов
  3. В том числе 4 000 собственно эвенков и 4 210 орочонов
  4. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  5. Ethnologue report for language code: evn
  6. Ewenki, Solon — Asia Harvest
  7. Ewenki, Tungus — Asia Harvest
  8. Шубин А. Ц. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVIII—XX век). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. С. 64, 65
  9. Эвенки
  10. Районы компактного проживания
  11. Г. Ю. Ситнянский, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНЕГО КИРГИЗСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА.Печатная версия://Среднеазиатский этнографический сборник. Выпуск IV.М.,2001.С.175-180
  12. А. Н. Радищев описание Тобольского наместничества
  13. A Translucent Mirror: History and Identity in Qing Imperial Ideology. — University of California Press, 2001. — P. 196. — ISBN 0520234243
  14. ↑ Литературные страницы. Эвенкийский поэт Алитет Николаевич Немтушкин
  15. :Эвенкия: Культура
  16. Lee, Robert H. G. (1970), The Manchurian frontier in Chʼing history, Volume 43 of Harvard East Asian series, Center for East Asian Studies, Harvard University, ISBN 674-54775-6 

Литература

  • Народы Сибири. — М.-Л., 1956.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 517
  • В. И. Цинциус. Эвенкийский язык // Языки мира: Тунгусо-маньчжурские языки. М., 1997.
  • Эвенки // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  • Эвенки // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Люй Гуантянь. Хайланьча — храбрый полководец эвенкийской народности периода правления Цяньлуна // Бэйфан луньцун.- Харбин, 1983.- №5.- С. 103-107.

Ссылки

  • Краткая информация об эвенках на веб-сайте Ассоциации коренных, малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. (рус.)
  • Страница об эвенках Китая в Китайском информационном интернет-центре (рус.)
  • Страница об эвенках Китая на China’s Official Gateway to News & Information (англ.)
  • Галерея Новосибирского государственного краеведческого музея
  • Эвенкийские писатели и поэты Литературные страницы
  • Эвенкия, официальный сайт Культура, народное творчество
  • Эвенкитека, онлайн-библиотека по эвенкийскому языку и этнографии


Солоны.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01