25-05-2023
На территории Азербайджана находится множество армянских храмов, принадлежащих апостольской, католической, евангелистской и другим церквам. В Азербайджане, начиная ещё с советских времён, проводится политика умалчивания, «албанизации»(см.фальсификация истории в Азербайджане) или уничтожения армянских памятников, храмов и кладбищ[1].
На территории Нахичеванской Автономной Республики насчитывалось более 280 Армянских Апостольских церквей[6]. Неполный список Армянских Апостольских церквей на территории республики:
Торгово-общественный … центр (одновременно скаковое поле) располагался в азербайджанской части Гянджи. Он представлял огромную площадь (размеры 85,0X320,0 м), по контуру обсаженную вековыми карагачами. Главная Джума – мечеть (1606 г.) входом с двумя минаретами по бокам ориентирована на площадь.
Из четырех армянских церквей города наиболее ранней является церковь Ованнеса-Мкртыча (Иоанна Предтечи. 1633 г.). В 1816 г. к ней пристраивается притвор, а в 1862 г. он надстраивается колокольней. Она, как и церковь св. Григора Просветителя, располагалась в Килисакенде. Последняя, заложенная в 1853 г. и освященная в 1869 г., располагалась в верхней части Килисакенда.
По одной церкви было в кварталах Ереванцев (церковь св. Геворга) и Норашен (церковь св. Аст-вацацин). Кроме перечисленных церквей в различных армянских кварталах города было четыре часовни (св. Саркиса, св. Аствацацин, св. Киракоса и св. Югита). Наиболее интенсивной застройкой отличился квартал Ереванцев, на главной улице которого были сосредоточены лучшие магазины и гостиницы (в том числе Циралова), здания епархии армянской церкви, общественного собрания и т. д.
Цхна — ныне Чанабаб — старинное армянское село, в котором ещё в Средние века существовали скрипторий, театр, шёлкоткацкие и многие другие мастерские. Из архитектурных памятников известны монастырь Сурб Аствацацин, богато украшенная картинами и скульптурами Богоматери и распятого Христа. Стены, входы и наличники окон были украшены разнообразными орнаментами. В XIV—XVII веках при монастыре действовала школа, в которой переписывались многочисленные рукописи, богато украшенные различными знаками, а заглавные буквы в них выполнены в виде цветов и птиц. Две из этих рукописей хранятся в Ереванском Матенадаране.
Трунис — небольшое селение, утопающее в садах. В селе и его окрестностях сохранились руины нескольких церквей, каравансараев и других строений. Около села находится скала, на которой высечены изображения креста, которая считалась священной и служила местом паломничества жителей окрестных сел.
Кахакик — село в живописной части ущелья, в двухэтажными родовыми усадьбами армянских князей, оставляющих впечатление дворцов, которые служили знати дачами. Согласно преданию, Кахакик основали богачи из Агулиса. Из архитектурных памятников достойна внимания церковь, которая судя по строительной надписи, или была возведена, или отреставрирована в 1441 году.
Ынмер (Азнамир) — сохранились лишь развалины древнего села, с руинами армянской церкви, которую жители покинули XIX веке.
Хурс — небольшое село, где с незапамятных времен до начала XX века обитали армяне. Сохранились развалины армянской церкви.
Вохои (Ахаецик) — ныне село Алаин, в котором армяне жили с раннего Средневековья. Сохранились развалины монастыря Сурб Хач, стоявшей до конца XIX века, церкви св Степанос, разрушенной во время землетрясения 1931 года. — снесена</blocquote>
Бист — древнее село, расположенное среди живописной природы. В его окрестностях до сих пор сохранились остатки древних замков-крепостей, гробниц, часовень, мельниц и мостов. Сохранилась церковь монастыря Аствацацин, которая является крупнейшим из архитектурных памятников Нахичевана. Одним из известных духовных и культурных центров и XIII—XVII веках был монастырь св. Ншана, основанный, по преданию, ещё в V веке, где были переписаны многочисленные рукописи, часть из которых хранится в Матенадаране.
Список армянских храмов в современном Азербайджане.