Lt304888.ru

Туристические услуги

Трамвай №36 (Санкт-Петербург)

04-07-2023

Маршрут трамвая
36
Маршрут
Отправка

Оборонная улица

Конечная

Стрельна

Основные остановки

Кировский завод
Автово

Интервал

15 минут

Протяжённость

19,8 км

Перевозчик
Организация

ГУП «Горэлектротранс»

Парк

8

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Маршрут №36 — маршрут петербургского трамвая, единственный маршрут в городе, ведущий в пригород — посёлок Стрельна — соединяя его с конечной станцией на Оборонной улице. Маршрут проходит по улице Трефолева, улице Маршала Говорова, по улице Новостроек близ станции метро Кировский завод, Кронштадтской улице близ станции метро Автово, по Автовскому трамвайному путепроводу пересекает железнодорожную линию и Красненькую речку и по проспекту Стачек и Петергофскому шоссе следует в Стрельну[1].

Оба маршрутных огня красные[2].

Содержание

История

Ораниенбаумская электрическая линия

Предшественницей трамвайного маршрута № 36 может считаться Ораниенбаумская электрическая линия, которая часто также рассматривается как прообраз российских пригородных поездов[3].

Идея прокладки трамвайной линии из Автово в ближние петербургские пригороды была выдвинута в 1898 году, в декабре 1906 года строительство было поручено «Обществу Северных электрических железных дорог» (позже «Общество Ораниенбаумской электрической линии»). В 1912 году был уложен первый отрезок железнодорожного пути на участке АвтовоСтрельна. В 1913 году началось строительство линии по проекту инженера С. А. Бернатовича, который победил в конкурсе. Центральная электростанция строилась в границах Петербурга на берегу реки Екатерингофки, а три тяговые подстанции возводились в поселке Княжево (сохранилась постройка «кирпичного стиля» на проспекте Стачек вблизи Трамвайного проспекта), в Стрельне и Мартышкине (также сохранилась в составе бывшего механического завода вблизи путепровода). В Княжево, рядом с Автово, появился вагонный парк с мастерскими (впоследствии трамвайный парк имени Котлякова, пр. Стачек, 114).

Участниками строительства и авторами технических усовершенствований были известные отечественные инженеры: профессор Политехнического института А. В. Вульф, будущий академик Г. О. Графтио, профессор Института инженеров путей сообщения Г. К. Мерчинг, будущий профессор ЛЭТИ А. А. Смуров. К военной осени 1914-го на протяжении 38 километров (до Мартышкина) было уложено двухпутное железнодорожное полотно, возведены искусственные сооружения и от Нарвских ворот до Стрельны подвешена контактная сеть. С началом Первой мировой войны пришлось отказаться от заказанных за границей составов и воспользоваться эвакуированными из Риги трамвайными вагонами.

Первый участок дороги от депо Княжево до Путиловского завода открылся для пассажирских перевозок только в декабре 1915 года, а в январе 1916 года трамваи пошли по Петергофскому шоссе до Нарвских ворот. Центральная электростанция так и не была введена в эксплуатацию. Действовавший отрезок запитывался от городской сети, что делало технически невозможным движение трамвая дальше Стрельны. К лету революционного 1917 года работал участок от Нарвских ворот до Привала (развилки Нарвской и Петергофской дорог) на Петергофском шоссе, позже — до Стрельны (протяжённость — около 25 км).

После Октябрьской Революции, в 1920-е годы, в связи с тяжёлым экономическим положением в стране рельсы и шпалы от Стрельны до Ораниенбаума были демонтированы вместе с силовыми агрегатами Ораниенбаумской электростанции, отправленными для обслуживания уральских рудников и строительства в Азербайджане. Из-за нехватки электричества в часы пик тогда же по рельсам Оранэлы пускались трамвайные составы, сцепленные с паровозом[4].

В 1924 году движение от Автово до Стрельны возобновилось, а в 1929 году пути были присоединены к городской трамвайной сети. Во время Великой отечественной войны были разрушены и пути от Стрельны до города.

В 1953 году трамвайная линия до Стрельны была восстановлена. В 1959-1963 году линия перенесена с проспекта Стачек. С тех пор по ней проходит трамвайный маршрут № 36 (а также частично — другие маршруты). Были планы продления линии до Петергофа, Ораниенбаума и даже (через дамбу) до Кронштадта, для чего разрабатывались проекты специального скоростного трамвая.

Трамвай № 36 на Кронштадтской улице

История маршрута №36

Трамвайный маршрут под этим номером первоначально соединял завод имени Ломоносова с Петровской площадью. По нынешнему проспекту Обуховской Обороны трамваи следовали до проспекта 25 октября (название Невского проспекта в с 1918 по 1944 год), с него заворачивали на Лиговскую улицу, шли по улице Жуковского, проспекту Володарского (ныне Литейный), улице Белинского, Инженерной улице мимо Михайловского замка через Марсово поле, по Кировскому (сейчас Троицкий) мосту пересекали Неву и выезжали на проспект Максима Горького (Кронверкский), по улице Розы Люксембург (ныне Введенская) поворачивали на проспект Карла Либкнехта (Большой проспект Петроградской стороны) и затем по Пионерской и Новоладожской улицам следовали на Петровский остров. Маршрут закрыт в 1941 году.

В 1952 году маршрут восстановлен по новой трассе и стал ходить в Стрельну. Начинался тридцать шестой маршрут у Казанского собора, по улице Плеханова (ныне Казанская) и Декабристов выезжал на набережную канала Грибоедова, по проспекту Маклина (ныне Английский проспект) следовал до площади Репина, по Старо-Калинкину мосту пересекал Фонтанку, по проспекту Газа (ныне Старо-Петергофский) шёл до площади Стачек, а оттуда по проспекту Стачек и Петергофскому шоссе в Стрельну.

В конце 50-х трамвайное движение было постепенно убрано с северной части проспекта Стачек и было пущено в обход по улице Трефолева, Маршала Говорова, Кронштадтской улице.

В 1961 году маршрут пущен в обход площади Стачек. Выезжая по проспекту Газа на набережную Обводного канала, трамваи объежали площадь по Лифляндской улице, улице Калинина и улице Трефолева, откуда возвращались на привычный маршрут по улице Маршала Говорова.

В середине 1964 году в связи с закрытием кольца у Казанского собора[5] маршрут был сокращён и начинался теперь в Фонарном переулке. В 1971 станция отправления перенесена на площадь Тургенева, откуда до площади Репина трамвай шёл по Садовой улице, а затем старым маршрутом в Стрельну.

В 1992 году маршрут № 36 был существенно сокращён и начинался теперь на Турухтанных островах, откуда выезжал на Кронштадтскую улицу и от станции метро Автово по своему маршруту следовал в Стрельну. Нынешний вид маршрут приобрёл в 2006 году, когда станция отправления была перенесена на пересечение улиц Трефолева и Оборонной в связи с закрытием кольца на Турухтанных островах[5][6].

Примечания

  1. Маршруты петербургского трамвая
  2. Горэлектротранс: Таблица цветовой символики маршрутов трамвая
  3. Горэлектротранс: Оранэла - первая российская электричка
  4. Журнал «Нева» 2005, № 8, седьмая тетрадь, Владимир Парахуда, Загадочный ОРАН
  5. ↑ Конечные станции петербургского трамвая с датами открытия и закрытия, маршрутами.
  6. История маршрута № 36 Петербургского Трамвая

Литература

  • Гольцов Н. Н. История Оранэлы — Стрельнинской трамвайной линии. В документах и воспоминаниях. — СПб.: Сударыня, 2006. — 254 с.

Трамвай №36 (Санкт-Петербург).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01