Изначально был введён параллельно будущей трассировке первой линии метрополитена, в период 1929-2001 года действовал от по направлениям от крупных промышленных предприятий в центр города.
Площадь Стачек[• 4] в начале XX века была одним из ключевых транспортных узлов юго-западной части города. Это место было городской границей, за которой находились пригороды, куда от площади Стачек[• 4] вела ветка парового трамвая. От площади Стачек трамвай шёл по Старо-Петергофскому проспекту[• 6] в Коломну. Трамвайная ветка от площади Тургенева[• 5] к Нарвским Воротам построена 23 февраля (8 марта) 1909 года и существует до сих пор. Из Коломны трамваи этого маршрута следовали по всему протяжению Садовой улицы, проезжая такие оживлённые места, как Сенная площадь, Апраксин двор и Гостиный двор. Эта часть была открыта для движения трамваев 28 октября (10 ноября) 1907 года[4].
После этого маршрут двигался дальше по Садовой, пересекал Неву по Троицкому мосту[• 8], эта часть построена 25 марта (7 апреля) 1908. Далее трамвай сворачивал на улицу Куйбышева)[• 7], движение по которой открылось в конце 1908 года и следовал в сторону Финляндского вокзала, эта часть маршрута была открыта в 1(14) марта 1909. На углу Большого Сампсониевского проспекта у пассажиров была возможность пересесть на паровик и продолжить путь в северные пригороды города. Конечной остановкой являлся Финляндский вокзал, который позволял продолжить путь в сторону Карельского перешейка[3][4].
Практически весь путь следования трамвая уцелел до 2011 года, единственный участок маршрута, где демонтированы пути - это Финский переулок, 2000. Большая часть этих путей не используется для пассажирского движения: Старо-Петергофский проспект[• 6] и большая часть Садовой улицы[• 3] существует в виде соединительной ветви.
Трамвай просуществовал до 1923 года, в 1923-1929 годах он был упразднён[4].
Топонимическая справка
↑До октября 1923 года улица Белинского называлась Симеоновская улица
↑До 1918 года Литейный проспект назывался Литейная улица, с октября 1918 года получил название проспект Володарского
↑ 12В октябре 1923 года Садовая улица получила название улица 3-го Июля
↑ 123До 1923 года площадь Стачек называлась Нарвская площадь
↑ 12До октября 1923 года площадь Тургенева называлась Покровской площадью, позже - площадь писателя Тургенева
↑ 123До 1910 года Старо-Петергофский проспект назывался Петергофский проспект, 1910 года получил название Старо-Петергофский проспект, с 3 октября 1922 года получил название проспект Юного Пролетария
↑ 12До октября 1918 года улица Куйбышева называлась Большая Дворянская улица, позже - 1-я улица Деревенской Бедноты
↑В октябре 1918 года Троицкий мост получил название мост Равенства
Маршрут трамвая № 1 по состоянию на 1933-1940 годы с изменениями 1934 и 1939 годов
В связи с общественными изменениями в стране произошёл спад уровня жизни народа, к тому же политика властей не поощряла переезд с места на место. В связи с этим изменились цели перевозок: в основном требуется доставлять людей на работу и с работы. В связи с этим маршрут возобновляется в направлении от завода «Электросила», который выпускал энергоблоки для электростанций, строившихся в рамках плана ГОЭЛРО. Другой конечной точкой маршрута стал созданный в 1920 году крупный завод «Светлана», который производил лампы накаливания. Первый маршрут был снова запущен между 1929 и 1933 годом[4], его протяжённость составляла 17,8 км, он делал 32 остановки. Это был единственный трамвайный маршрут, связывавший северные районы города с Петроградской стороной.
Маршрут был запущен в таком виде к 1929 году[4], и перевозил в часы «пик» сравнительно много пассажиров — авария, которая случилась на Московском проспекте привела к большому количеству жертв[5].
Трамвай начинал свой маршрут от кольца «Светлана», которое находилось напротив здания пожарной части. На память об этом кольце сохранилось расположение трамвайной остановки в некотором отдалении от угла площади. Несколько сотен метров трамвайной линии от Светлановской площади до кольца были построены в период 1925—1933 годов при продлении линии трамвая в направлении района Озерки[6].
Светлановская площадь в то время представляла собой Т-образный перекрёсток проспектов Энгельса и 2-го Муринского. Её современный вид сформирован в 1960-е годы, а тогда на месте будущего транспортного узла находились отдельные здания. Дальше трамвай первого маршрута следовал в направлении Финляндского вокзала, и через несколько остановок спускался к станции Ланская. Эта часть пути пролегала по ветке в сторону Политехнического института, открытой в дореволюционный период[4].
От Ланской трамвай следовал в сторону Чёрной речки по Сердобольской улице мимо Ланского трамвайного парка и далее по Торжковской улице. Эта ветка была специально построена для открытия этого маршрута, но большого пассажиропотока не давала, так как часть улицы занимали постройки, связанные с деятельностью ипподрома. В результате том на отрезке, на котором в 2011 году расположены три остановки трамвая, в 1933 году была только одна. На правом берегу последняя остановка трамвая располагалась на углу Приморского проспекта, там где сейчас находится Ушаковская развязка[7]. Остановка перенесена в связи со снятием трамвайного движения с центральных улиц города в 1945—1947 годах.
Остановка Московский пр. 91, рядом с которой произошла трагедия в 1930 году сейчас перенесена на угол Детского переулка[5]. При следовании через Московские ворота трамвай проезжал сквозь них и делал остановку[7].
Далее трамвай следовал по свежепостроенной линии в направлении Средней Рогатки, его конечная станция находилась у завода «Электросила»[7].
Сохранилась только северная и южная части этого трамвайного маршрута, на Петроградской стороне, Васильевском острове и в районе Адмиралтейства сейчас снято трамвайное движение.
Изменения
В 1934 году были проложены трамвайные пути по Чкаловскому проспекту и вместо Большого проспекта маршрут перевели на эту улицу.
В 1939 году изменения коснулись конечной станции «Электросила»: трамвайное кольцо было перенесено на свободное место на углу Благодатной улицы, которое позволяло осуществлять отстой трамвайных вагонов и оборачивать больше маршрутов[4].
Для этого из центра города по проспекту Стачек был пущен ряд трамвайных маршрутов. Одним из них стал маршрут № 1. Северная конечная станция маршрута была перенесена на Барочную улицу. Несмотря на это протяжённость маршрута на момент создания оказалась достаточно внушительная — 32 остановки и 15,5 километров.
По Тучкову мосту трамвай прибывал на Васильевский остров и проходил через крупный транспортный узел на углу 8-й линии и угол Среднего проспекта. Оттуда трамвай следовал в район Театральной площади, это был довольно насыщенный транспортный коридор, в который были переведены трамваи с Невского проспекта, где в первой половине 1950-х годов было снято трамвайное движение[2].
В связи с застройкой района, вводом в действие новых станций метро и снятием трамвайных путей трамвайный маршрут модифицировался.
В 1947 году сняли пути с Большого проспекта и трамваи были переведены на Малый. Добавилась одна остановка и их стало 33[2].
В 1955 году была введена в строй первая ветка Ленинградского метрополитена, после этого трамвайная линия постепенно была перенесена в сторону от трассы метрополитена[8], это происходило в три этапа.
В 1957 году проложены пути на Кронштадтской улице и продолжении улицы Новостроек, трамвайное движение с Комсомольской площади движение было снято[2]. В связи с этим была введена остановка на углу Кронштадтской и Корабельной улиц. Кроме этого был демонтирован мост через Фонтанку на продолжении Никольского переулка и на этой половине переулка снято трамвайное движение. Маршрут был пущен напрямую по Садовой улице до Лермонтовского проспекта, к тому же снята остановка на углу улицы Розенштейна[4]. В этом варианте трамвай делал 35 остановок, протяжённость маршрута составила 15,2 километра.
12 октября 1959 года движение с проспекта Стачек было перенесено на улицу Маршала Говорова[4]. Длина маршрута достигла 16 километров, трамвай совершал 38 остановок.
После 1962 года[9] (возможно, с 5 декабря 1961[4]) трамвай окончательно с проспекта Стачек на всём протяжении и ходит по Лифляндской улице и улице Калинина. Длина маршрута достигла 17,4 километров, трамвай совершал 40 остановки.
В 1967 году при открытии станции метро Василеостровская остановка с 4-й линии была перенесена на место рядом с метро.
В начале 1970-х годов были устроены две остановки на Корабельной улице: Корабельная ул, 4 и Корабельная ул, 6. Теперь маршрут имел 42 остановки[10].
В 1991 году была запущена долгосрочная реконструкция набережной Обводного канала и маршрут был направлен в обход через Рижский проспект, длина маршрута составила 17,2 километра, трамвай делал 39 остановок[12].
Около 1995 года ремонты линий были закончены и первый трамвай следовал с Васильевского острова через Балтийский вокзал. Количество остановок было равно 35, длина восстановленного маршрута составила 15,5 км.
В 2001 году конечная станция на набережной реки Смоленки была закрыта и трамвай № 1 с 1 сентября стал следовать на конечную станцию «Детская улица»[4].
В итоге, после всех сокращений, маршрут № 1, обслуживавший Васильевский остров, был упразднён в пользу маршрута № 40[14]. В 2011 году маршрут восстановлен, как укороченный вариант маршрута 6 и следует от станции "Ул. Кораблестроителей" до "Детской ул.". Работает по рабочим дням.
См. также
Данный маршрут трамвая, в отличие от трамвая № 6, сворачивает на 22-й линии, делает остановку на Большом пр. и следует по Косой линии до Детской улице.
Примечания
↑Сорока, Михаил Хрисанфович Фронтовой трамвай: (О работе Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления в годы войны). — Л.: Лениздат, 1986. — 173 с. — 30 000 экз, экз.
↑ 123456750 лет ленинградского трамвая. — М.: Издательство Минкомхоза РСФСР, 1957.
↑ «План Петрограда с ближайшими окрестностями». Приложение к адресной и справочной книге «Весь Петроград». издательство Товарищества А. С. Суворина — "Новое Время» (1916). — Карта города. Проверено 5 января 2011. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
↑ История маршрута № 1 Петербургского Трамвая. — Маршруты трамвая. Проверено 5 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
План города Ленинграда по районам составленный по новейшим официальным источникам Второе издание. Масштаб 230 сажен в дюйме. Издание государственной картографии (1925). — Карты: обзорная, сборная, трамвайных линий и по районам. Алфавитный список, список переименований 1925 год. Проверено 5 января 2011. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
↑ "Новый план Ленинграда" (Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Карта сети пассажирского городского транспорта (Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
Транспортные чиновники забыли, что у «Нарвской» есть трамвайные пути, Город, Фонтанка.ру (30 августа 2009). Проверено 9 января 2011. «Пути были сняты во второй половине 50-х годов, сразу после строительства метро для того, чтобы загрузить пустые в то время вагоны подземки».
Как проехать по Ленинграду. В помощь туристу (1962). — Карта составлена по состоянию на июнь 1962 года. Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
Ленинград. Маршруты городского транспорта (1974). — Карта с указанием остановок. Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
Ленинград Маршруты городского транспорта (1977). — Карта с указанием остановок на 1 января 1977 года. Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
Ленинград Маршруты городского транспорта (1991). Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
↑ Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта (1992). Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
Трамваю №40 дали дорогу от «Горьковской» до Детской – за счет маршрута № 1, Гаzета.СПб (19 октября 2007 года). Проверено 10 февраля 2011. «В связи с продлением трамвая 40 маршрута закрывают 1-й трамвайный маршрут, который начал полноценно работать лишь в августе, после завершения всех ремонтных работ на Среднем проспекте и 22-23-ей линиях Васильевского острова».