Lt304888.ru

Туристические услуги

Трансфеминизм

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Трансфеминизм (также транс* феминизм) — направление феминизма, занимающееся защитой трансгендерных женщин. В более широком смысле, это разновидность феминизма, применяющая трансгендерный дискурс в феминистском контексте и феминистский дискурс в вопросах трансгендерности[1]. В то время как трансфеминизм имеет непосредственное отношение к трансгендерным людям, его идеи могут использоваться для переосмысления феминизма в целом.

Трансфеминизм исторически относится к третьей волне феминизма. Он утверждает разнообразие женщин и женского опыта. Значительная часть усилий трансфеминисток уходит на то, чтобы доказать цисгендерным феминисткам, что трансженщины являются женщинами.

Основные положения

С точки зрения трансфеминизма, трансженщины подвержены пересекающимся видам дискриминации: мизогинии и трансфобии, их сочетание Джулия Серано называет трансмизогинией[2]. При этом сама трансфобия является непосредственным следствием т. н. оппозиционного сексизма, то есть «убеждения, что женщины и мужчины являются жёсткими, взаимоисключающими категориями, каждая обладающая уникальным и неперекрывающимся с другой набором свойств, склонностей, способностей и желаний»[2]. Таким образом, любое движение за права трансгендеров должно быть по сути феминистским и выступать против патриархата[источник?].

Двумя важнейшими принципами трансфеминизма являются право на идентичность и право на изменение тела[3]:

Право на идентичность: по мнению трансфеминисток, принадлежность человека к женщинам, мужчинам и другим определяется исключительно самоидентификацией человека в качестве женщины, мужчины или кого-то другого. Никакие биологические (хромосомы, гениталии) или социальные (социализация, опыт, внешний вид) признаки не могут являться основанием для приписывания человеку пола.

Право на изменение тела: трансфеминизм выступает за право свободно изменять своё тело без необходимости получения диагноза «Транссексуализм» и иных требований. Не менее важным является право не подвергаться принудительной стерилизации при смене паспортного пола и насильственным операциям в случае интерсексуальности.

История возникновения

Трансфеминизм возник как ответ на трансфобные взгляды радикальных феминисток, распространившиеся с конца 70-х в США[4]. Для них транссексуальные женщины были не женщинами, а мужчинами, вторгающимися в женские пространства.

Одним из первых примеров негативного отношения феминисток к трансженщинам можно считать изгнание трансженщины Бэт Эллиот с Конференции лесбиянок в Лос-Анджелесе в 1973 г. Радикальная феминистка Робин Морган обвинила Эллиот в том, что она является «оппортунистом, нарушителем границ и разрушителем — с ментальностью насильника»[5]. Трансфобные взгляды получили распространение в феминистской среде благодаря книге Мари Дали «Gyn/Ecology»[6]: «Транссексуализм является примером хирургической технологии, созданной мужчинами, которая наводняет мир женщин подделками». Особенную известность получила «Транссексуальная империя»[7] радикальной феминистки Дженис Реймонд, которая приравнивает изменение пола к изнасилованию женщин: «Все транссексуалы насилуют женские тела, сводя реальных женщин до артефакта и присваивая их тела себе».

Работой, положившей начало трансфеминизму, считается книга «Империя наносит ответный удар: (пост)транссексуальный манифест»[8] трансженщины Сэнди Стоун, представляющая собой прямой ответ на обвинения Дж. Реймонд. В ней она критикует трансфобию эссенциалистски мыслящих радикальных феминисток, а также самих трансженщин, которые стараются подстроиться под нормы выбранного гендера и стирают свою идентичность как трансгендерных людей.

Противоречия с феминизмом 2-й волны

Трансженщины подверглись резкой критике и непринятию со стороны многих феминисток 2-й волны на основании того, что, по мнению этих феминисток, трансженщины на самом деле являются мужчинами. Для доказательства они использовали как биологические, так и социально-конструктивистские аргументы, все они последовательно отвергаются трансфеминизмом[4].

Биологические аргументы

По мнению Дж. Реймонд, принадлежность к женщинам определяется XX-хромосомами и последующим воспитанием в женской гендерной роли. Другим биологическим аргументом является наличие у многих трансженщин пениса — это определение женскости часто используется для исключения трансженщин, не прошедших операцию по изменению пола (пре-оп), из пространств «только для женщин».

Трансфеминистки критикуют упрощённое понимание пола, основанное на разнице хромосомного набора или в строении половых органов. Утверждение о том, что человек и её/его судьба определяется биологией, является не только трансфобным, но и антифеминистским. «По своей сути, феминизм базируется на убеждении, что женщины — это гораздо больше, чем пол тела, в котором мы рождаемся, и наши идентичности и способности могут превосходить ограниченную гендерную социализацию, которую мы получаем в детстве».[2]

Универсальный женский опыт

Часто встречающимся аргументом противниц признания транссексуалок женщинами является отсутствие у них истории угнетения как женщин. Для феминизма второй волны характерна идея о существовании универсального женского опыта угнетения, объединяющего всех женщин в мировое сестринство. Отсутствие у трансженщин данного опыта являлось основанием для непризнания их женщинами.

Идея мирового сестринства, основанная на общем опыте угнетения, критикуется феминистками 3-й волны[9], так как скрывает различия между женщинами и женским опытом, включая классовые, расовые и иные различия. Трансфеминизм как одно из направлений феминизма 3-й волны призывает с уважением относиться к уникальному опыту каждой женщины.

Мужские привилегии

Феминистки 2-й волны критикуют трансженщин за наличие у них мужских привилегий. Трансфеминизм не отрицает наличия у многих трансженщин мужских привилегий, однако обращают внимание на то, что в отличие от цисженщин у них отсутствуют другие привилегии — цисгендерные. Таким образом, «наш [трансженщин] опыт представляет собой динамическое взаимодействие между мужскими привилегиями и недостатками от того, что мы являемся трансгендерами».[3]

Интеграция трансфеминизма и мейнстримного феминизма

Хотя изначально трансфеминизм стоял в оппозиции к феминизму других направлений и был направлен исключительно на трансженщин, его принципы и задачи совпадают с таковыми для феминизма в целом, а использование трансгендерного дискурса позволяет по-новому взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются женщины целом.

Идея о том, что «женщиной не рождаются — женщиной становятся», общая для всех направлений феминизма, приобретает дополнительный смысл в трансфеминизме, который утверждает, что любой человек вне зависимости от биологии может стать женщиной.

Двумя основными направлениями для сотрудничества между трансфеминистками и феминистками являются право человека самостоятельно распоряжаться своим телом, связывающее право на изменение пола и право на аборт, и борьба с насилием[3].

Примечания

  1. Hill; Childers, R. J. (Report Chair); Childs, A. P.; Cowie, G.; Hatton, A.; Lewis, J. B.; McNair, N.; Oswalt, S. et al. (April 17, 2002). In the shadows of the arch: Safety and acceptance of lesbian, gay, bisexual, transgendered and Queer students at the University of Georgia (Report). Athens, GA: University of Georgia Department of Adult Education
  2. 1 2 3 Serano, J., (2007). Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. USA, CA, Emeryville: Seal Press.
  3. 1 2 3 Koyama, E., (2003). «The Transsexual Manifesto», Catching A Wave: Reclaming Feminism for the Twenty-First Century. Northeastern University Press.
  4. ↑ Яна Ситникова: Трансфеминистский ответ на трансфобию радикальных феминисток
  5. Faderman L. & Timmons S. (2006). Gay L.A.: A History of Sexual Outlaws, Power Politics, and Lipstick Lesbians. NY: Basic Books
  6. Daly, M. (1978). Gyn/Ecology: The metaethics of radical feminism. Boston: Beacon Press.
  7. Raymond, J. (1994). The Transsexual Empire: The Making of the She-Male. NY: Teachers College Press.
  8. Stone, S. (1991). «The Empire Strikes Back: A Posttranssexual Manifesto» in Straub K. and Epstein J., eds., Body Guards: The Cultural Politics of Sexual Ambiguity. NY: Routledge.
  9. hooks, b., (1986). «Sisterhood: Political Solidarity Between Women», Feminist Review;23;125-138.

Трансфеминизм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01