Lt304888.ru

Туристические услуги

Требака

28-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Требака, трамбак[1], трембакул[2], трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно.

Описание судна

Грузовая требака в «Museo della Marineria» в Чезенатико, Италия.

Парусное деревянное двухмачтовое судно. Соотношение длины к ширине судна составляло примерно 3:1. Грузовые и торговые требаки имели длину от 20 до 30-ти метров, ширину около 6-ти метров и высоту борта около 2-х метров, рыболовецкие отличались меньшими размерами, их длина составляла от 10 до 20-ти метров, ширина от 3 до 5-ти метров, а высота борта от метра до двух. Суда имели рейковое парусное вооружение, с 2-мя кливерами на выдвижном бушприте[3][4][5][6][7].

Грот-мачта располагалась вертикально в 5/19 длины палубы от кормы, а фок-мачта была слегка наклонена вперед и находилась от кормы в 15/19 длины палубы. Длина грот-мачты от киля до топа равнялась утроенной наибольшей ширине судна, а длина фок-мачты была на 1 фут 8 дюймов меньше.

Перебрасываемый и неперебрасываемый люгерные паруса отличались способом крепления. Фал при перебрасываемом парусе крепился на рее почти посередине — в 2/5 длины рея к носу, а галс гаком заводился за что-либо впереди мачты. При этом парус всегда находился на подветренной стороне мачты. При лавировке и переходе на другой галс для перевода паруса на подветренную сторону нижний конец рея обводился вокруг мачты, и галс снова гаком крепился на соответствующем обухе. Фал при неперебрасываемом люгерном парусе крепился на 1/4 — 1/3 длины рея от нижнего конца, а галс — на мачте или на палубе. Этот парус при лавировке не перебрасывался, в связи с чем периодически находился то на подветренной, то на наветренной сторонах мачты. Как и на большинстве средиземноморских судов, мачты на требаках были без штагов[4].

Вооружались требаки орудиями малого калибра[8][9].

Использование судна

Современная грузовая требака в Италии

Использовались преимущественно для каботажного плавания в Средиземном, Чёрном и Азовском морях, наибольшее распространение получили на Адриатике. Повсеместно заслужили славу хороших прибрежных судов, способных выходить и в море. Своё происхождение данный тип судов берет из Кьоджа[4].

В европейских флотах требаки нередко использовались для транспортировки войск и военных грузов. В российском флоте распространения не получили, так для нужд флота было построено только 5 требак[8]. Строились эти требаки по образцам итальянских купеческих требак «Коло» и использовались в качестве посыльных, транспортных и лоц-судов[10][11][12]. Трофейные требаки зачастую переоборудовались и входили в состав флота в качестве судов другого типа.

Отряд средиземноморских военных судов США к началу XIX века приобрел две требаки для последующего переоборудования их в бомбардирские суда[4].

Примечания

  1. В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка.
  2. История русской армии и флота, 1913, с. 40
  3. ТРЕБАКА, трабакколо (рус.). Корабел.ru. Проверено 16 октября 2013.
  4. ↑ Морской словарь (ТР — ТЯ) (рус.). randewy.ru. Проверено 16 октября 2013.
  5. А. Б. Широкорад, 2007, с. 243
  6. Требака // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Боевая летопись русского флота, 1948, с. 451
  8. ↑ Требаки (рус.). «Парусники». Проверено 16 октября 2013.
  9. А. А. Чернышёв, 2010, с. 408
  10. Требаки (рус.). randewy.ru. Проверено 16 октября 2013.
  11. Требаки (рус.). «Военная Россия». Проверено 29 июля 2014.
  12. Чернышёв, 2002, с. 173—175

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Чернышёв А. А. Великие сражения русского парусного флота. — М.: «Яуза»:«Эксмо», 2010. — 416 с. — ISBN 978-5-699-37859-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Военная энциклопедия / Под ред. В. О. Новицкого, А. В. фон Шварца, В. А. Апушкина и Г. К. фон Шульца. — 2-е изд. — С-Пб.: Товарищество И. Д. Сытина, 1911. — 384 с.
  • История русской армии и флота / под ред. А. С. Грищинского, В. П. Никольского и Н. Л. Кладо. — М.: Московское книгоиздательское товарищество «Образование», 1913. — Т. 10. — 172 с.
  • Боевая летопись русского флота / Под ред. Н. В. Новикова. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил СССР, 1948. — 490 с. — 55 000 экз.

Требака.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01