15-10-2023
Термин третий пол, точнее третий гендер используется для описания людей, которые по своей воле или в итоге общественного консенсуса не идентифицируются ни как мужчина, ни как женщина, а также людей, которые причисляют себя или причисляются обществом к иному гендеру, не укладывающемуся в двоичную систему понимания пола. Под термином «третий» как правило понимается «другой», поскольку некоторые антропологи и социологи описывают «четвертый», «пятый», и даже «некоторые» гендеры. Эти понятия может быть довольно трудно понять в привычных понятийных категориях.[1][2][3][4]
Для разных культур или отдельных лиц третий пол может пониматься различно, например, как промежуточное состояние между мужчиной и женщиной, как состояние бытия («дух мужчины в теле женщины»), как состояние отрицания обоих полов, как способность пересекать, перетекать или изменять пол, как другая категория, вообще не зависящая от категорий «мужчина» и «женщина».
Термин используется для описания специфических идентичностей в ряде современных традиционных культур: хиджр в Индии, Бангладеше и Пакистане, фаафафинов в Полинезии, «клятвенных девственниц» на Балканах, бердаче в Америке, катой в Таиланде, бача-бази и бача-пош в Пакистане и Афганистане, и многих других.
В современном западном обществе также рассматриваются ряд трансгендерных и интерсексуальных идентичностей: гендерквир, шимейл, бигендер и тд.
В ряде государств мира «третий пол» имеет официальный статус:
Третий пол.