Lt304888.ru

Туристические услуги

Управление особого строительства

10-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Управление особого строительства НКВД, Особстро́й (УОС НКВД СССР) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР.

В ведении Особстроя находились:

Создание

Управление организовано 28 августа 1940 года[2] приказом Наркома внутренних дел СССР № 001060. Начальником Особстроя был старший майор госбезопасности Александр Павлович Лепилов. УОС НКВД СССР дислоцировалось на станции Безымянка (в 18 км от исторического центра г. Куйбышева).

Объекты законсервированного Куйбышевского гидроузла в соответствии с постановлением правительства в 1940 году были переданы Особстрою от Управления Строительства Куйбышевского гидроузла. В приказе наркома НКВД Берия предписывалось:

«Произвести передачу Управлению Особого Строительства НКВД СССР нижеперечисленных предприятий, хозяйств и материально-имущественных ценностей. Передаче Управлению Особого Строительства подлежат: 1. Безымянская ТЭЦ с линиями электропередач. 2. Куйбышевская ТЭЦ с линиями электропередач. 3. Центральный механический завод. 4. Киркомбинат. 5. Куйбышевский ДОК. 6. Строительство жилых домов в г. Куйбышеве. 7. Красноглинская железная дорога (с подъездными путями). 8. Жигулёвская контора нерудных материалов. 9. Жигулёвский ДОК. 10. Жигулёвская лесобиржа. 11. Зубчаниновский участок. 12. Новосемейкинский участок. 13. Торгпит. 14. Совхозы и сельхозы.

Все предприятия передаются с имуществом, ценностями, аппаратом, рабсилой, активами и пассивами».

По состоянию на июль 1940 года в ведении Особстроя находились:[3]

  • Жигулёвский район (2 участка) — 6000 человек;
  • Куйбышевский участок (Куйбышевская ТЭЦ) — 2000 чел.;
  • Мехзаводской участок — 2000 чел.;
  • Безымянский участок (Безымянская ТЭЦ) — 3000 чел.;
  • Зубчаниновский участок — 900 чел.;
  • Киркомбинатский участок — 1500 чел.;
  • Инвалидный городок — 700 чел.

C августа 1940 года численность заключённых в лагерях Особстроя быстро увеличивалась, подробнее см. в статье Безымянлаг.

Деятельность

Основной задачей Особстроя было строительство авиационных и моторостроительного заводов вблизи города Куйбышева, а также других промышленных и жилых объектов в городе и его окрестностях. В качестве рабочей силы использовались заключённые Безымянского исправительного-трудового лагеря (Безымянлага), военнопленные, а также некоторое количество вольнонаёмных работников (инженерных специальностей).

Территории, подведомственные Особстрою в Куйбышеве, обозначались как районы[4]. По состоянию на апрель 1941 года в составе Особстроя имелись следующие районы[5]:

  • 1-й район (6 участков) — строительство авиационных заводов № 122[6] и 295[7] (4 км от ж.д. станции Безымянка, восточная часть нынешнего Юнгородка);
  • 2-й район (2 участка) — строительство авиамоторного завода (1 км от ж.д. станции Безымянка, западная часть нынешнего Юнгородка);
  • 3-й район (2 участка) — строительство аэродрома для авиазаводов и шоссейных дорог в Зубчаниновке (4400 чел., 8 км от ж.д. станции Безымянка, 1 и 4 км от ж.д. платформы Зубчаниновка);
  • 4-й район (1 участок) — строительство жилого городка (4 км от ж.д. станции Безымянка, район нынешней площади Кирова).

Помимо районов, имелся ряд отдельных участков:

  • Безымянская ТЭЦ — строительные работы;
  • Куйбышевская ТЭЦ — строительные работы и деревообделочный комбинат;
  • Мехзаводской участок (при нём штрафной участок в Орловом овраге) — строительные работы, металлоконструкции, песчаный карьер (3 км от механического завода);
  • Киркомбинат — производство кирпича;
  • Контора подсобных предприятий (3 участка, бывший Жигулёвский район) — выгрузка леса, деревообделочный комбинат, каменные карьеры (Коптев овраг на левом берегу Волги в 28 км от г. Куйбышева, Ширяево — на правом берегу Волги в 15 км от Коптева оврага);
  • Зубчаниновский участок — швейные мастерские, склады общего и технического снабжения (5 км от ж.д. станции Безымянка);
  • Красноглинский участок — деревообделочный комбинат, Центральный лазарет (Коптев овраг);
  • Елшанка — песчаный карьер (ж.д. разъезд Елшанка Чкаловской железной дороги, 198 км от Безымянки);
  • Сакмара — песчаный карьер (ж.д. разъезд Сакмара Чкаловской железной дороги, 316 км от Безымянки);
  • Кряж — овощной совхоз (5 км от ж.д. станции Кряж);
  • Хорошенький — мясо-молочный совхоз (60 км от г. Куйбышева).

К декабрю 1941 года строительство первой очереди авиационных заводов было закончено. В начале 1942 года все лагерные участки, обслуживающие строительство (карьеры по добыче песка и камня, лесопильные заводы) были объединены в лагерь № 14 Конторы подсобных предприятий. Летом 1942 основной задачей УОС стало строительство дорог, соединяющих район Безымянки с Куйбышевым и расширение жилгородка. Количество заключённых уменьшилось за счёт досрочно освобождённых и отправленных на фронт на 18 тысяч человек. Первый и второй районы, а также цех металлоконструкций объединили в трест «Промстрой», на который возлагалась достройка авиазаводов и вспомогательных производств. Из других районов были созданы тресты «Жилстрой», «Монтажстрой» и «Доркоммунстрой»[8].

В 1943 году, в связи с сокращением объёмов капиталовложений, число подразделений сократилось, часть хозяйственных объектов вышло из ведения УОС. Расположенные на Безымянской площадке объекты промышленного и жилищного строительства были переданы 11-му строительному тресту и сняты с баланса Управления особого строительства. Теплоэлектроцентрали были переданы Куйбышевэнерго, водопровод, канализация, очистные сооружения и трамвайные линии, обслуживавшие Жилпосёлок, — Куйбышевскому горкомхозу. В составе УОС в декабре 1943 года был ликвидирован Жигулёвский район. В декабре 1944 года для выполнения строительно-монтажных работ на месторождениях нефти был создан Самаро-Лукский район, который имел 7 строительно-монтажных участков (Губинский, Печерский, Ставропольский, Зо́льненский, Отважненский, дорожный и электромонтажный).

К концу 2 квартала 1945 года главнейшие объекты нефтеперерабатывающего завода № 443 были закончены и сданы в эксплуатацию. Помимо заключённых Безымянлага (около 10 тыс. чел.), на строительстве завода были заняты мобилизованные татары из Крыма (около 1500 чел.), а также вольнонаемные строители, значительная часть которых в прошлом была узниками Безымянлага, после освобождения они были закреплены за Особстроем в качестве трудмобилизованных. [9] В марте 1946 года все незавершённые строительством объекты были переданы в ведение Главнефтегазстроя[4].

В целях перевода Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ на сжигание природно­го газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей, 20 мая 1942 года в структуре Особстроя было создано управление строительством газопровода Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев, а 15 сентября 1943 года был введён в эксплуатацию основной 160-километровый участок меж­ду Куйбышевом и Похвистневом. К концу декабря к газопроводу подключен участок Бугуруслан — Похвистнево, общая длина газопровода достигла 180 километров (на тот период это был самый крупный газопровод в СССР). Шло строительство ещё одного участка газопровода до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. 31 декабря 1943 года вступил в строй участок газовой магистрали от Безымянки до Мехзавода длиной 5,6 км[8].

В апреле–августе 1943 года в подчинении Особстроя находилось Управление строительства Широковской ГЭС на реке Косьва и Вилухинской ГЭС на реке Усьва.

С 1944 года на объектах Особстроя работали военнопленные[10], которых предоставляло Главное управление военнопленных и интернированных НКВД СССР[11][12][13][14].

С сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбы­шева получили по новому газопроводу 260 миллиардов кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тысячам тонн каменного угля и позволило высвободить от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые были направлены для перевозки оборонных грузов. Во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала сюда поступать по трубопроводу с нефтепромыслов Самарской Луки, где основной рабочей силой также бы­ли заключённые лагерей УОС[8].

8 декабря 1945 года приказом Наркома внутренних дел СССР № 001479 Особстрой был передан в состав Главного управления аэродромного строительства (ГУАС НКВД).

Объекты

Управлением особого строительства были построены

в Куйбышеве и окрестностях
в Пермском крае

Примечания

  1. БАКАЛЬСКИЙ ИТЛ
  2. История МВД
  3. ГУСО ЦГАСО. Ф.Р. 2064. Оп. 2. Д. 11. Л. 1, 5.
  4. ↑ Управление особого строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 гг.). Исторические источники. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  5. ГУСО ЦГАСО. Ф. Р. 2064. Оп. 2. Д. 11. Л. 20, 21.
  6. 1 2 На территории, первоначально предназначенной для завода № 122, в октябре 1941 года разместился эвакуированный из Москвы самолётостроительный завод № 1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»).
  7. 1 2 На территории, первоначально предназначенной для завода № 295, осенью 1941 года разместился эвакуированный из Воронежа завод № 18 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, а ныне — АО «Авиакор».
  8. ↑ Страницы истории: Управление особого строительства и Безымянлаг
  9. Страницы истории: Управление особого строительства и Безымянлаг
  10. Этот день в истории края. Силами военнопленных. Самара today, 29 июля 2011
  11. Проблемы социально-бытового обеспечения и трудового использования узников Безымянлага. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.9, № 2, 2007 — Самара, 2007 Стр. 412—421.
  12. «Особый контингент»: из истории организации и деятельности стройотряда крымских татар и лагерей военнопленных на объектах Управления особого строительства НКВД СССР (1944—1946 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара, 2006 — Стр. 801—814.
  13. «Самара сегодня»
  14. Немецкие пленные на Южном проезде Самары (Толевый-3) Губернский портал «Самара.ру», 20 Марта 2012
  15. Сегодня это ОАО «Салют».
  16. «Объект № 15 Управления особого строительства НКВД»
  17. ↑ Заключённые на стройках коммунизма. Гулаг и объекты энергетики в СССР: Собрание документов и фотографий — М.: РОССПЭН, 2008.

Ссылки

  • Справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР»
  • Валерий Ерофеев. Строительство особого значения. Волжская коммуна, 13.08.2010
  • Валерий Ерофеев. Завод у станции Липяги. Волжская коммуна, 18.11.2011
  • Валерий Ерофеев. Энергия Победы. 70 лет назад ввели в строй первый агрегат Безымянской ТЭЦ Волжская коммуна, 21.10.2011
  • Наталия Санникова. Управление особого строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 годов). Исторические источники / Самарский государственный университет, Самарский Центр аналитической истории и исторической информатики. – Самара, 2009. – 356 с. ISBN 978-5-93760-011-0
  • Заключённые на стройках коммунизма. Гулаг и объекты энергетики в СССР: Собрание документов и фотографий / Отв. ред. О. В. Хлевнюк; Отв. составители О. В. Лавинская, Ю. Г. Орлова; Составители Д. Н. Нохотович, Н. Д. Писарева, С. В. Сомонова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 448 с.: ил. ISBN 978-5-8243-0918-8
  • Олег Петров. Строительство предприятий и социальных объектов авиационной промышленности на территории Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. (диссертация, автореферат) 2002
  • Ольга Бушуева. Безвозвратные людские потери Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны. (диссертация, автореферат) 2010
  • Из истории системы лагерей НКВД в Куйбышевской области. / сост. A. B. Захарченко, А. И. Репинецкий. — Самара: издательство «НТЦ», 2008. — 552 с.
  • Голландка нашла в Самаре могилу отца. Газета «Волжская коммуна», 24.05.2008

Управление особого строительства.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01