19-10-2023
Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского и Уильяма Оккама, еврейского философа Исаака Альбалага (en:Isaac Albalag).
Содержание |
Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами[1]. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию[1]. Таким образом у Аверроэса концепция двойственной истины превращаетеся в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии.
В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт — представитель Шартрской школы — Жильбер Порретанский[2]. Из гносеологических воззрений Жильбера вытекало, что любое познание всегда формулируется в понятиях и есть познание единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, ибо понятие соответствует лишь материальной вещи. Поэтому философию и теологию совершенно нельзя смешивать и противоречие между их истинами невозможно. Позднее учение о двойственной истине поддерживали также Уильям Оккам, Пьетро Помпонацци.
Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету[1].
Это заготовка статьи по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Учение о двойственной истине.