14-10-2023
Нирманака́я (санскр. निर्माणकाय — nirmāṇakāya IAST; тиб. སྤྲུལ་སྐུ — ту́лку; монг. хувилгаан — хубилга́н — «феноменальное тело») — одно из трёх тел Будды, форма проявления Будды в обыденном мире.
В соответствии с учением о Трёх телах Будды (трикая), нирманакая — это физическое, человеческое тело Будды. Здесь «Будда» — это не исторический персонаж, а качественная характеристика всякого просветленного существа, «пробужденный». Таким образом, нирманакая — это не последовательные «перерождения» некоего будды, а проявления внеличностного абсолютно развитого совершенного потенциала ума в виде физической формы.
Тибетская калька санскритского термина нирманакая — тулку.
Институт тулку не имеет аналогов в других культурах. В политическом аспекте, он является альтернативой институту кровно-родственного наследования и выборам при выдвижении политических и религиозных лидеров. Система тулку получила развитие в XIII веке и стала важной чертой тибетской буддийской традиции, а с XVI века, — когда один из тулку школы Гелуг, Далай-лама V, был возведён на тибетский престол, — стал играть доминирующую роль в политике Тибета. В средневековом тибетском обществе эта система обеспечивала стабильность, снижение напряжённости в борьбе за власть и непрерывность наращивания знаний в рамках буддийской традиции без прямой зависимости от родовых связей и краткосрочной политической ситуации.
Тибетцы называют тулку также ринпоче (драгоценность). В тибетской традиции, это авторитетный духовный лидер тибетского буддизма, согласно традиционным воззрениям, постоянно перерождающийся с целью продолжить свою духовную работу. Тулку может считаться воплощением одного из персонажей буддийского пантеона; так, наиболее известным примером является Далай-лама — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, линия которого под этим титулом насчитывает четырнадцать реинкарнаций, начиная от Гедун Дуба (1391—1474). Самая старая линия тулку — Кармапы, которая начата Кармапой I Дюсумом Кхьенпой (1110—1193).
В настоящее время в Тибете и близлежащих регионах насчитывается более шести сотен линий тулку.
В Монголии тулку (старомонг. qubilγan (хубилган) — «перевоплощающийся») первоначально провозглашались преимущественно светские лица, в первую очередь — наиболее влиятельные князья. В зависимости от поприща, на котором лицу удавалось достичь наибольших успехов, — общественном или духовном — оно жаловалось титулами «хутухта» или «гэгэн». Первоначально титул хубилгана давался иерархами школы Гелуг с исключительно политическими целями:[1]
...лама Самданмиттун из монастыря Брэбун в беседе с Пятым Далай-ламой спросил у него между прочим: "Среди сыновей монгольских князей вдруг объявилось множество перерождений и хутухт. Это - истинное дело, или дело рук двух почтенных [Далай-ламы и Панчен-богдо]?" Далай-лама в ответ на это сказал: "Как мы можем знать, перерождения они все, хутухты, или нет? Мы только думаем, что жёлтая религия начинает только-только распространяться в Монголии. Если пожаловать детей, родившихся в аристократических семьях, титулами высших лам, монгольский народ будет слушаться их слов и указаний. Так в будущем окрепнут основы жёлтой религии. Ради этого мы ввели обычай объявлять хутухтами монгольских мальчиков". |
Начиная с XVIII века монгольский институт тулку продолжил складываться уже на базе собственно монгольской буддийской церкви, во главе которой находится Джебдзун-Дамба-хутухта (Богдо-гэгэн). Первый и второй Богдо-гэгэны принадлежали к монгольской ханской семье, однако начиная с третьего и вплоть до нынешнего все хубилганы являлись тибетцами и происходили из всех социальных слоев.
Монгольские тулку почитались, так же как и тибетские, во всех регионах распространения тибетского буддизма, в том числе и в России — в Бурятии, где в 1887 году появился собственный хубилган — Данзан Норбоев, признанный Далай-ламой шестым воплощением халхаского Ганжурва-гэгэна. В начале XX века Б.Д. Дандарон был опознан как хубилган посещавшего Бурятию тибетского хамбо-ламы Гьяяг Ринпоче. В позднейшее время ламы и верующие Тункинского района Бурятии считали своего земляка-ламу Д.-Х. Самаева воплощением известнейшего деятеля буддизма в России начала XX века Агвана Доржиева.
Хубилган.