Lt304888.ru

Туристические услуги

Черкессия

24-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Черкесия
Адыгэ хэку

 

XIII в. н.э. — 1864 г.



Флаг
Столица Сочи
Язык(и) Адыгский язык (Адыгэбзэ, Адыгабзэ)
Религия ислам, древние этнические верования, христианство
Население до 2 миллионов[уточнить][источник не указан 338 дней]
Форма правления Военная демократия

Черке́сия (Черке́ссия, Черка́сия, адыг. Адыгэ Хэку) — историческая область на Юге России (Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, КЧР, КБР) территория исторического проживания (адыгов), те или иные области которой в разное время именовалась различными макротопонимами в соответствии с экзонимами и эндонимами населявших её народов: «Касогия», «Зихия» (в узком смысле: Чигия), «Папагия», «Авасгия» и др. (см. ниже), при этом подчас какой-либо макротопоним обозначал не только территорию проживания того или иного народа, но переносился (в основном, иностранцами) на всю территорию, населенную племенами адыгов.

Общие сведения

Наиболее подробное описание средневековой Черкесии сделал архиепископ Султании Иоанн де Галонифонтибус в 1404 г. Из его писания следует, что на рубеже XIV и XV вв. Черкесия расширила свои пределы на север до устья Дона и он отмечает, что «город и порт Тана находится в этой же стране в Верхней Черкесии, на реке Дон, которая отделяет Европу от Азии». (Галонифонтибус И. де. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). З. М. Буниятов в комментариях отмечает, что в этом предложении в оригинале (рукописи) говорится о Зихии (Sicia) — Sychia у Юлиана и Ziquia у Рубрука. Глава IX сочинения посвящена Черкесии. В первом же предложении сам Галонифонтибус подчеркивает, что у этой страны два названия: Зикия и Черкесия (в рукописи Ziquia sive Tarquasia): «Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор, на побережье Черного моря». [1]

В 1625 г. Джиованни да Лукка, миссионер-доминиканец, детально описывает границы Черкесии: «От гор, которые ими называются Варадскими, до Кудесчио, первой из деревень, лежащей в стране черкесов вдоль приморского берега, считают 300 миль. Впрочем, все это пространство, хотя очень плодородное, не населено. От Кудесчио до Абхазии считается 140 миль. Народ, живущий на этих горах, называет себя христианами, подобно жителям лесов, растущих на равнинах. Они повинуются особенным князьям».[2]

В XVIII веке Черкесия располагалась на исторической территории проживания адыгов (черкесов) и абазин, а именно в горах, предгорьях и степях северо-западного и центрального Кавказа, то есть занимала нынешнюю республику Адыгея, часть территории современных Ставропольского (юг) и Краснодарского (центр и юг) краёв. К середине XIX века представляла собой конфедерацию племенных княжеств (Кабарда, Джиляхстаней (Малая Кабарда), Темиргой, Бжедугия, Натухай, Убыхия, Махош, Егерухай, Хатукай, Бесленей, абазинские княжества) и земель свободных общинников (Абадзехия, Мамхег, Шапсугия). В средние века — по побережью Азовского и Чёрного морей южнее реки Дон до р. Бзыбь, включая находящуюся в её устье Пицунду, к югу по Главному Кавказскому хребту, и на востоке до Каспийского моря (к северу от устья р. Сулак). Земли к северу от Кубани к концу XVI века заняли ногайцы (до 1783 года), так называемые Малые Ногаи или Казыева Орда, которые слабо контролировались черкесскими князьями.

Цари, правители

В первой четверти XI века народами Черкесии (или частью её?) управлял известный Редедя.[источник не указан 768 дней]

Благодаря античному историку и географу Арриану, нам известно имя одного из царей зихов (во втором веке), так как он сообщил[3] :

«Рисмаг был царем абазгов, …Спадаг — царем санигов… и Стахемфак — царем зихов».

1237 год — в персидских хрониках историк Рашид ад-Дин указал, что черкесский царь Тукар погиб в битве с монголами[4].

1255 год — в своей книге «Путешествие в Восточные страны» фламандский монах-францисканец и путешественник Гийоме де Рубрук записал — «К югу у нас были величайшие горы (Кавказ), на которых живут по бокам, в направлении к пустыне, черкисы (Cherkis) и аланы, или аас, которые исповедуют христианскую веру и все ещё борются против татар»[5].

1333 год — папа Иоанн XXII в своем письме, адресованном царю Зихии (не до конца прояснён вопрос: имелась ли в виду, в узком смысле, Чигия — или, в широком смысле, — Черкесия) Верзахту, благодарит правителя черкесов (или же зихов, чигов) за помощь в деле внедрения христианской веры среди язычников-адыгов (черкесов).[6] Следует отметить: властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру, остальные черкесские князья также приняли католичество.

1390 — Инал, сын Пшимафа, противостоит Парсабоку.[источник не указан 768 дней]

1471 год — сохранился договор, заключённый между правителем Зихии и правителем Кафы, упоминающий имя ещё одного правителя зихов — ПетрезокаPetrezok, the paramount lord of Zichia»).[7] Договор предусматривал поставку хлеба из Зихии в Кафу.

К вопросу о готах в Зихии (Черкесии)

Пока единственным свидетельством того, что в конце IV века н. э. имело место готское проникновению в Зихию, является перипл Псевдо-Арриана[8].

Города

Крупнейшим городом, вероятно, было поселение Зихо́поль, о котором сообщает «География» Страбона[9][уточните ссылку]:

«… недалеко от Гермонассы находятся Трапезунт и затем Колхида. Здесь где-то находится одно поселение под названием Зигополь».

Вторым известным древним городом зихов является Никопсия.

Более поздние сообщения

Византийская хроника сообщала[10] :

«Зима 763/764 гг. люта бысть. С начала октября сделался великий холод не только в нашей земле (Византии), но и на востоке, севере, западе, так что северная часть Понтийского моря (Черного) на 100 миль от берега превратилась в камень. И то же было от Зикхии до Дуная, от Куфиса-реки (Кубани) до Днестра и Днепра, от всех прочих берегов — до Мидии (Курдистана). Когда же снег выпал на столь толстый лед, то толщина его уве­личилась ещё, и море приняло вид суши. И ходили по нему, как посуху, из Крыма во Фракию (Юго-Восточную Болгарию) и из Константинополя в Скутари (азиатская часть Босфора)».

В 957 году Константин Багрянородный, византийский император записал[11]

«За Таматархой (Та­мани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия(Казакия), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами, под пастбища и застроенные ими,— это Турганирх, Царваганин и другой островок. В бухте Спатала находится ещё один островок, а в Птелеях — другой, на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию (Абхазия) — вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль.»
  • 1245 год — Черкасы были названы Рашид ад-Дином среди народов, которые Чингисхан предназначил для владений Джучи (в одном ряду с урусами и асами)[12](в § 262 и 270 «Сокровенного сказания» они названы серкесутами); о них говорится в булле Иннокентия IV 1245 года[13].
  • 1230 год (ориентировочная дата) — Сихия — так произносили и записывали Зихию венгерские миссионеры[14].
  • Книги познания мира (Libellus de notitia orbis), которую Иоанн де Галонифонтибус написал на испорченной латыни.
  • 1830 год — Черкесия — официально никем не признанная конфедерация племен Северо-Западного Кавказа, управляемая органом народного представительства племен — Хасэ, с 1861 года — Черкесским Парламентом (Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ), размещавшимся в долине реки Сочи (Шачэ). Парламент имел всенародное представительство и решал важнейшие государственные вопросы (предшественник современных парламентов).

К вопросу о границах Зихии

Локализация некоторых объектов неясна. Ю. Н. Вороновым ранее было предложено[15] обратить внимание на вышеуказанное сообщение Константина Багрянородного[11], так как 1 миля = 1481,5 м, то протяженность Зихии, находящейся, по Константину, между реками Укрух и Никопсис, составляет 445 км, а Авасгии (Абхазия) — тоже 445 км, то есть общая их протяженность оказывается чуть большей, чем расстояние от Анапы до Трапезунда (около 800 км). Таким образом, отмечает Воронов, Никопсия должна находиться между современной Гагрой и Адлером, а Сотириуполь — не в секторе Сухум — Пицунда (как считали Ю. Кулаковский, З. Анчабадзе и др.), а в районе Трапезунда. Тем самым границы Авасгии в X в., по Константину, простирались вплоть до Трапезунда. Никопсия предположительно идентифицируется с городом Нафсай, известным по «Житию Або Тбилели», локализуемым в районе современного Гантиади (Цандрипш).

Христианский период истории Черкесии

Христианские предания о посещении Зихии апостолами

Одно из самых первых упоминаний зихов (зикхов, чигов, циков или джиков — таковы разнообразные транскрипции данного этнонима) осталось в исторографии благодаря церковным преданиям христианской веры, согласно которым первые семена христианства были занесены в Зихию ещё в I веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита.

Период православный

Абазгийская епархия

В позднеримское и ранневизантийское время на территории современной Абхазии, в то время — эллинизированной Абазгии существовала Абазгийская епархия Константинопольского Патриархата.

Возглавлялась архиепископом. Кафедра находилась в древнем Севастополисе (современный Сухум); крупным опорным центром был Питиунт (Пицунда). Включала в себя ряд мелких епископий: Анакопийскую и другие.

Сведения о епархии отрывочны; питиунтские архиепископы упоминаются со времени Первого вселенского собора (325), а севастополисские — Халкидонского (451). В 407 году по пути в Питиунт умер Иоанн Златоуст. В VIII веке Абазгийская епархия попала под грузинское влияние (как и сама Абазгия, ставшая Абхазским царством) и была преобразана в Абхазский католикосат.

В первой половине IX века Абазгийская епархия входила в Никопскую епархию.

Никопская епархия

Всего в Зихии известны четыре древние епархии, имевшие центры в Зихо́поле (Ζυγόπολις) или Зихи́и (Ζιχία), в Фанагории, Ни́копсисе (Νίκοψις) и Тама́тархе[16][17]. Вероятно епархии в Зихополисе и Фанагории в скором времени были упразднены. По меньшей мере упоминания о них в позднее время не встречаются[16].

Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года[18] вместе с епископом Боспора Иоанном.

В нотициях VII - VIII веков епархиями Зихии (επαρχία Ζηκχίας) названы три автокефальные архиепископии: Херсонская, Боспорская (επαρχία της αυτής (то есть Ζηκχίας) ο Βοσπόρου) и Никопская (επαρχία της αυτής ο Νικόψεως)[19], хотя, как утверждает Ю. А. Кулаковский, собственно епархией зихов из перечисленных могла быть названа только Никопсийская[20][21].

С Никопсисом церковь связывает предание об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита. Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившем паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году[22].

Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века[23]. Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. Это "северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моня), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии"[24].

С конца X века и до конца XI существует объединённая архиепископия Таматархи и Зихии с центром в Таматархе. Однако при императоре Алексее I Комнине (1081−1118) и патриархе Евстратий (1081−1084) кафедры вновь были разделены, при этом центром Зихийской архепископии стал Никопсис. Впоследствии епархии были вновь объединены в архиепископию Зихии и Матрахи. Епархиальным центром остался Никопсис.

В конце XIII века статус Зихийской епархии был повышен до митрополии. Так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г.

Зихийская епархия

Всего в Зихии известны четыре древние епархии, имевшие центры в Зихо́поле (Ζυγόπολις) или Зихи́и (Ζιχία), в Фанагории, Ни́копсисе (Νίκοψις) и Тама́тархе[16][25]. Вероятно епархии в Зихополисе и Фанагории в скором времени были упразднены. По меньшей мере упоминания о них в позднее время не встречаются[16].

Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года[26] вместе с епископом Боспора Иоанном.

В нотициях VII - VIII веков епархиями Зихии (επαρχία Ζηκχίας) названы три автокефальные архиепископии: Херсонская, Боспорская (επαρχία της αυτής (то есть Ζηκχίας) ο Βοσπόρου) и Никопская (επαρχία της αυτής ο Νικόψεως)[27], хотя, как утверждает Ю. А. Кулаковский, собственно епархией зихов из перечисленных могла быть названа только Никопсийская[28][29].

С Никопсисом церковь связывает предание об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита. Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившем паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году[30].

Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века[31]. Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. Это "северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моня), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии"[32].

С конца X века и до конца XI существует объединённая архиепископия Таматархи и Зихии с центром в Таматархе. Однако при императоре Алексее I Комнине (1081−1118) и патриархе Евстратий (1081−1084) кафедры вновь были разделены, при этом центром Зихийской архепископии стал Никопсис. Впоследствии епархии были вновь объединены в архиепископию Зихии и Матрахи. Епархиальным центром остался Никопсис.

В конце XIII века статус Зихийской епархии был повышен до митрополии. Так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г.

Период католический

В XII веке на Кавказе появились первые католические миссионеры.

Еще в 1192 году император Византии Исаак Ангел возобновил прежнюю привилегию итальянских купцов-генуэзцев, позволив им посещать все земли своей державы, «включая Русь и Матраху». Матраха — старинное поселение на Таманском полуострове, которым в разное время владели, по-разному его именуя: византийцы — Таматарха, русские — Тмутаракань, итальянцы — Матрега. Вслед за купцами на эту окраину Северного Кавказа пришли клирики.[33]

Достоверно известно, что венгерские доминиканцы в 1236 г. отправились за Волгу на поиски прародины мадьяр Великой Венгрии. Они высадились именно в Матреге, поскольку отсюда были проложены давние пути и на Русь, и на Волгу, и на Дербент. В XIII в. доминиканцы основали монастырь в Тифлисе — именно через них первые известия о жителях Северного Кавказа достигли Европы.[33]

К 1288 г. относится известие о гибели двух францисканцев в «Каспийских горах». Однако, современный французский историк Ж.Ришар (фр.) всё же остерегается относить этот факт к Дагестану: ведь по одной версии, убийцами их были аланы, другая относит это к Иберии, т.е. Грузии (округ Каспи). Но в то же время Марко Поло (конец XIII в.) упоминает о генуэзских кораблях на Каспии, которые «стали плавать сюда недавно», торгуя гилянским шёлком. И вряд ли при этом Дербент не привлек их внимания.[33]

В 1261 году, после того как Византия разрешила селиться здесь генуэзцам, на побережье Крыма и сегодняшнего российского Чёрного моря стали возникать генуэзские колонии. В своих колониях генуэзцы строили католические храмы. Центром миссионерской деятельности католической церкви в данном регионе стал город Каффа (сегодня — Феодосия). На черноморском побережье Кавказа в средние века существовало около 40 селений генуэзцев, самыми большими среди которых были Матрега (сегодня — Тамань), Мапа (сегодня — Анапа), Батияр (сегодня — Новороссийск) и Копа (сегодня — Славянск-на-Кубани).

Тем временем, в соседних странах всё больше распространялась проповедь католицизма. Всё больше генуэзских и венецианских колоний возникало в Крыму, а затем и на кавказском берегу от Сухума до устья Дона. На южной окраине Закавказья ильхан Абу-Саид (1317−1335) из монгольской династии Хулагу-хана, правившей Ираном и сопредельными землями, дал согласие папе Иоанну XXII основать в своей столице Султании католическое архиепископство.[33]

В этот период, в 1315 году другое католическое епископство (архиепископство[33]) возникло на Нижней Волге в Сарае — столице соседней Золотой Орды[34], который к тому времени с 1261 года уже был центром новообразованной Сарайской епархии Русской православной церкви.

Миссионерская деятельность католиков ширилась, успех их проповеди закреплялся созданием своеобразных «опорных пунктов» — церковных миссий, называемых в исторических трудах «епископскими центрами». Некоторые из них вплотную примыкали к пределам Кавказа: с юга — в Тебризе, Мараге, Сарабе, Тифлисе, а с севера — в Тане (устье р.Дон).[33]

Матрегская епархия

В XIV веке на Таманском полуострове была образована Матрегская католическая епархия, епископом которой был черкес (адыг).[35]

В 1404 году, повествуя о Черкесии, в своей книге Иоанн де Галонифонтибус сообщал[36]:

Хорошо известно, как черкесский дворянин <известный впоследствии как Иоанн Зихский> был продан в Генуе, где он прошёл обучение, и когда он освободился от рабства, то стал францисканцем и в конце концов Святой престол посвятил его в архиепископы епархии этой страны. Здесь он жил и долго удерживал свой приход, обращая в христианство многих своих соотечественников.

Автор книги допустил одну ошибку: автор, причисляет к доминиканскому ордену и Иоанна Зихского, но как заметил исследователь этих записок Л. Гарди, Иоанн Зихский был францисканцем, что следует из буллы Папы Климента VI[37].

В 1330 году в католицизм были обращены некоторые черкесские князья. Католиком был адыгский князь Миллен (Верзахт). С ним Папа Римский поддерживал связи с 1329 по 1333 год.[35]

В 1346 году в Зихии первым католическим епископом был назначен францисканец Иоанн[35] (Иоанн Зихский фр. Jean de Ziquie, по происхождению черкес[33]).

21 февраля[33] 1349 года в Авиньоне Жан де Зики был произведен Папой Римским в сан архиепископа[35].

В 1358 году архиепископу Иоанну Зихскому даны полномочия облекать саном епископа. К этому моменту уже существовал епископский центр в Маппе (Анапе).[33]

Иоанн Зихский докладывает римской курии, что его «провинция» распространяется до Железных Ворот, откуда «на расстоянии восьми дней пешего хода нет другого епископства латинского обряда»[33][38].

В 1363 году возникла необходимость разграничить пределы парафий Таны и Маппы. Они принадлежали к разным архиепископствам (Сарая и Матреги), что вызвало необходимость разграничения, как результат выделение особого «епископства Каспийских гор» (дата не известна, но в 1363 г. оно уже действовало)[33][39].

Тридцать лет спустя, в 1376 году в Матреге умер архиепископ Иоанн Зихский.

В дальнейшем титулярными епископами Матрегскими номиновались: Теофил Матуленис (Литва. Епископ Матрегский с 1928 по 1943 год, в дальнейшем — епископ Кашядорский) и Рафаель Гонзалес Эстрада (Гватемала. Епископ Матрегский 1944 по 1994 годы). Также титул епископа Матрегского решением архиепископа Августина Бачинского присвоен Павлу Левушкану, ординарию Южного Церковного округа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания в России.

Френккардаши

В результате миссионерской деятельности католической церкви в XII−XV веках и смешанных браков жителей генуэзских колоний черноморского побережья с местными жителями возникла этноконфессиональная группа черкесов «френккардаши», которая получила название от католических монахов-францисканцев, занимавшихся миссионерской деятельностью в Зихии. По своей религиозной принадлежности френккардаши были католиками.

Кафинский префект Генуэзской республики Д’Асколи послал[когда?] к адыгам миссионера Д. де-Лукка, которому адыгская аристократия оказала почтение и согласилась принять католических миссионеров. По словам Д’Асколи, у адыгов (черкесов) не было церквей и священников. Их шогены[кто?], научившись немного читать по-гречески, исправляли у черкесов духовные требы христианских обрядов[35].

В 1475 году Каффа была взята турками. Постепенно турки завладели остальными генуэзскими колониями черноморского побережья. Влияние Католической церкви при турецком владычестве стала постепенно ослабевать. Общины френккардашей оставались без попечения католических священников, часть уехала в Геную, остальные растворились в местном населении.

Последнее упоминание о френккардашах, проживавших в Северном Причерноморье, датируется 1673 годом.

Френккардаши под Эльбрусом

Фредерик Дюбуа Де Монпере, в своей книге «Путешествие вокруг Кавказа» сообщал следующее [40]:

«Со временем правления Инала связано другое предание; оно было рассказано мне генералом Энгельгардтом в Пятигорске; позднее я нашел его у только что названных авторов, но расскажу то, что слышал.

Франки или генуэзцы обитали по всем долинам северного подножья Кавказа и находились в мире и дружбе с жителями этой страны. Жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространяясь даже за рекой Кубанью. Один из вождей франков полюбил жену кабардинского вождя и просил кабардинца уступить ему ее, но кабардинец и слышать не хотел об этом. Между тем жена кабардинца, быть может, любившая франка или, скорее, движимая желанием послужить родине, посоветовала своему мужу уступить ее франку, но с тем, чтобы он исполнил все условия, которые предложат ему на третий день после свадьбы. Франки собрались с кабардинцами в церкви за рекой Кубанью, напротив Камары; здесь их вожди принесли взаимную клятву. Затем они повторили эту клятву перед языческими идолами кабардинцев. Наступил третий день, и кабардинский вождь объявил свои условия: он потребовал, чтобы франки удалились за Кубань, что они и вынуждены были исполнить. Часть их ушла к подножию Эльбруса, где они забыли и свою веру и свое происхождение.»

Из записок коменданта Дербентской крепости времен царя Петра I немца Гербера[35]:

Кубетинцы «имеют свое происхождение от генуэзцев, потому что в разговорах и песнях находим слова генуэзские, вещи под штемпелем оных, и пушки под генуэзским гербом, и притом кубетинские женщины и поныне на печеных хлебах делают крест, хотя и не знают, для чего».
Френккардаши в Крыму

В 1634 году, доминиканец Эмиддио Доттелли Д’асколи, сообщал о дальнейшей истории френккардаши следующее[41] : «Иные же (френккардаши) остались при дворе хана, даровавшего им селение, называемое Сивурташ (Sivurtasc), то есть остроконечный камень, которое до сих пор существует и заметно издали. Хан дал им также бея той же национальности, называвшегося Сивурташ-беем. Хан очень дорожил ими и отправлял их в качестве послов в Польшу и к другим христианским государям; сделал их всех спагами (spaha), то есть придворными дворянами. Со временем бей перешел в магометанство, многие последовали его примеру. Сивурташ находится на близком расстоянии от ханского дворца, потому приезжавшие к хану знакомые или родственники чиркасы уходили затем к немногим христианам, оставшимся в Сивурташе, и сильно стесняли тех, а потому они, 30 лет тому назад, со всеми семьями, переселились в Феччиалу (Нижняя Фоти-Сала или Ашагы-Фоти-Сала), на полдня пути далее, но в стороне, в прелестной местности, орошенной рекой, с источниками вкуснейшей воды и изобилием плодов.»

Последнее надгробье старого кладбища с надписями на итальянском языке (местное название Френк-мезарлык — кладбище франков) датировано 1685 годом.

К концу XVII века потомки генуэзцев и френккардаши растворились среди местного христианского населения, переняв язык и религию и через век были выселены в Приазовье как крымские греки (румеи и урумы), после русско-турецкой войны 1768−1774 годов.

Примечания

  1. Хотко С. К. Cадзы-джигеты.
  2. Лукка Дж., Описание… 1625.
  3. — Разд. 5. — Гл. 5.
  4. Рашид ад-Дин, 1952. — Т. 2. — С. 39.
  5. Путешествие в Восточные страны. Гийоме де Рубрук
  6. Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454−1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии — Симферополь, 1912. — № 47. — С. 86.
    Мавродин В. В. Славяно-русское население Нижнего Дона и Северного Кавказа в X−XIV веках // Учёные записки ЛГПИГ — Л., 1938. — Т. 11. — С. 47.
  7. Kressel R. Ph. The Administration of Caffa under the Uffizio di San Giorgio. — University of Wisconsin, 1966. — P. 396.
  8. Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья : диссертация на соискание степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 — Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. Р. Бербекова, 2001. — 171 с.
  9. Страбон География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. — М.: Ладомир, 1994.
  10. Ситник И. Суровые зимы на Кубани // Газета «Вольная Кубань», 27.01.2006.
  11. ↑ Гл. 42.
  12. Рашид ад-Дин, 2002. — Т. 1. — Кн. 2. — С. 68, 275.; Т. 2. — С. 72.
  13. Карпов С. П. История Трапезундской империи — СПб., 2007. — С. 321.
  14. О существовании великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом : Летопись / пер. С. А. Аннинского // Известия венгерских миссионеров XIII—XIV вв. о татарах и восточной Европе // Исторический архив — М.−Л., 1940. — Т. III.
  15. Воронов Ю. И. К локализации Никопсии // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: Тезисы докладов. — Махачкала, 1988. — С. 72−73.
  16. ↑ Глава III Церковь Христова в древней Сарматии, или нынешнем кавказском крае.
  17. Очерки по истории Адыгеи. т. 1. А. Ш. Бузаров, С. А. Надюков. Христианство в Шапсугии. с. 30.
  18. В мае этого года проходил собор, осудивший митрополита Трапезундского Анфима. В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. т. IV. c. 383. Встречается датировка 326 годом, но, вероятно, это ошибка: собор под председательством патриарха Мины проходил именно в 536 году. См. В. В. Болотов. c. 382
  19. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae.
  20. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII веке. с. 174.
  21. Версию, по которой в это время упомянутые епархии были подчинены Зихскому архиепископу, высказал А. В. Гадло. Однако стоит заметить, что эти, наиболее древние епархии Крыма, сохранили титул автокефальных.
  22. А. Ю. Виноградов. Зихия.//Православная энциклопедия. т. 20. с. 186—192.
  23. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. с. 86-88.
  24. В. Г. Васильевский. Труды. Том II. с. 324-325.
  25. Очерки по истории Адыгеи. т. 1. А. Ш. Бузаров, С. А. Надюков. Христианство в Шапсугии. с. 30.
  26. В мае этого года проходил собор, осудивший митрополита Трапезундского Анфима. В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. т. IV. c. 383. Встречается датировка 326 годом, но, вероятно, это ошибка: собор под председательством патриарха Мины проходил именно в 536 году. См. В. В. Болотов. c. 382
  27. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae.
  28. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII веке. с. 174.
  29. Версию, по которой в это время упомянутые епархии были подчинены Зихскому архиепископу, высказал А. В. Гадло. Однако стоит заметить, что эти, наиболее древние епархии Крыма, сохранили титул автокефальных.
  30. А. Ю. Виноградов. Зихия.//Православная энциклопедия. т. 20. с. 186—192.
  31. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. с. 86-88.
  32. В. Г. Васильевский. Труды. Том II. с. 324-325.
  33. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Чаплицкий Б. История Католической Церкви в России. — 2002. — со ссылкой на:
    ♦ Доклад французского историка Жана Ришара из г. Дижона на XXV Международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960) — «Латинские миссионеры у кайтагов Дагестана в XIV в.» (Jean Richard. Les Missionaires latins ches les Kaitak du Daghestan (XIV-e−XV-e siecles).
    ♦ Сочинение Архиепископа Жана де Галифонтэна «Книга познания мира» (Joannes de Galonifontibus. Libellus de notitia orbis) 1404 г.;
    ♦ Работа историка Ф. К. Бруна (1867 г.) о путешественнике-воине XV в. Иоганне Шильтбергере.
  34. Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде / Отв. редактор Т. В. Николаева. — М.: Наука, 1978. — 9300 экз. — С. 26.
  35. Высокопреосвященный Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России // Сайт «Православие и ислам» (www.orthodoxy-islam.com) (Проверено 5 мая 2014)
  36. Книга познания мира. — Гл. 9. Черкесия — цит. по Сведения о народах Кавказа (1404 г.) — Баку: Элм., 1979.
  37. Католицизм в Дагестане.(Средние века)
  38. Криштопа А. Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане //Вопросы истории и этнографии Дагестана. - Махачкала, 1970. - с.112.
  39. Криштопа А. Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане //Вопросы истории и этнографии Дагестана. — Махачкала, 1970. — с.112.
  40. Гл. История черкесской нации.
  41. Описание Чёрного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д'Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. 1634. // «Записки Одесского общества истории и древностей», 1902. — Т. XXIV.

Литература

  • Беджанов М. Б. Одной судьбой, одной дорогой — Краснодар: «Советская кубань», 1998. — 224 с. — ISBN 5-7221-0203-2.
  • Блиев M. Черкесия и черкесы XIX века. Краткий очерк истории. — М.: Международный Институт Новейших Государств, 2011. — 192 с. PDF
  • Инджалик Х. История Османской империи — Лондон, 1971.
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей / Пер. под. ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева — М.: «Наука», 1991..
  • Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин, Жана де Люкка, монаха Доминиканского ордена (1625) // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII−XIX вв. — Нальчик: «Эльбрус», 1974. — С. 70..
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей. В 3 т. — М.−Л., 1952.; М., 2002.
  • Хотко С. К. Cадзы-джигеты. Происхождение и историко-культурный портрет абазинского субэтноса // Сайт «АПСУАРА» История и культура Абхазии (www.apsuara.ru) (Проверено 25 апреля 2014); а также, первоначально — на Сайте «Авдыгэ макъ» (www.adygvoice.ru) 12 апреля 2011. — Часть 1.; 29 апреля 2011. — Часть 2.; 29 апреля 2011. — Часть 3.; 29 апреля 2011. — Часть 4...

См. также

  • Всемирные Абаза-Адыгские (Черкесские) сайты
  • Адыгские ученые
  • Декларация Независимости, адресованная Конфедерацией Князей Черкесии суверенным правителям Европы и Азии // Спенсер Эдмунд. Путешествие по Черкесии — 1837.

Черкессия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01