10-05-2023
Экспресс-AM4 | |
Заказчик | |
---|---|
Производитель | |
Оператор | |
Задачи | |
Спутник | |
Выход на орбиту |
18 августа 2011 года на нерасчётную орбита |
Запуск |
17 августа 2011 21:25:01 UTC |
Ракета-носитель | |
Стартовая площадка | |
Сход с орбиты | |
NSSDC ID |
2011-045A |
SCN |
37798 |
Технические характеристики | |
Платформа | |
Масса |
5700 кг |
Мощность |
14 кВт |
Срок активного существования |
15 лет |
Элементы орбиты | |
Точка стояния |
80° в. д. (расчётная) |
Целевая аппаратура | |
Транспондеры |
C-диапазон: 30 |
«Экспресс-AM4» — планировавшийся первый российский высокоэнергетический космический аппарат, запущенный 18 августа 2011 года[4] не выведенный на расчётную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока. Признан окончательно[5] потерянным 30 августа 2011. Сведён с околоземной орбиты в воскресенье, 25 марта 2012 года и затоплен в Тихом океане.[6]
Внутреннее расследование показало, что авария стала результатом программной[7] ошибки и небрежности работников космической отрасли ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны Роскосмоса.
Основное предназначение «Экспресс АМ4» — обеспечение цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к Интернету. Спутник изготовлен в первом полугодии 2011 года.[1] Изначально дата начала эксплуатации была намечена на 2012 год,[8] однако по сообщениям ГПКС не исключалась возможность начала эксплуатации в более ранние сроки из-за дефицита орбитально-частотного ресурса, усугубившегося аварией «Экспресс АМ2» в марте 2009 года.[9].
Стоимость спутника министр связи Игорь Щёголев оценил в 150—200 млн долларов США. Контракт на строительство спутника был подписан в 2008 году, кредит на постройку спутника выдал «Сбербанк», на страхование — «Еврофинанс Моснарбанк» (аппарат был застрахован «Ингосстрахом» на 7,5 млрд рублей).[10] «Ингосстрах» в конце 2011 года выплатил 7,5 млрд руб. Однако на плечи самой компании ляжет выплата лишь 225 млн руб. — то есть 3 % всей суммы. Остальные 97 % выплатят компании, у которых «Ингосстрах» перестраховал риски.[11]
Содержание |
Спутник должен был быть выведен на орбиту в рамках Федеральной космической программы России (ФКП) на период 2006—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 635 от 22.10.2005. (.doc) Заказчиком является ГПКС[1]. Поставщиком спутникового оборудования для космического аппарата выступила европейская компания EADS Astrium[2], в кооперации с ФГУП ГКНПЦ. Аппарат строился на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium с мощностью полезной нагрузки 14 кВт.[8] Eurostar E3000 использовалась при строительстве таких спутников, как Inmarsat-4F1 и 4F2, Hot Bird 8, Eutelsat W3A, Intelsat 10-02.[12] Предполагалось, что «Экспресс АМ4» станет первым российским космическим аппаратом (исключая «Бонум-1»), практически полностью изготовленным за рубежом.[12]
Спутник должен был покрывать практически всю территорию России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также страны СНГ и Центральной Европы. Основное предназначение «Экспресс АМ4» — обеспечение цифрового вещания. Кроме того, с помощью трансподеров Ka-диапазона, должно было начаться осуществление проекта народного спутникового доступа в Интернет, одобренного президентским советом по модернизации в 2009 году. Проект предусматривает создание компактных и доступных по цене VSAT-станций со стоимостью трафика 50 руб/ГБ, к сети планируется подключить около 2 млн абонентов. Так как на спутнике только два трансподера Ка-диапазона, поэтому они могли использоваться только для тестирования системы передачи данных. Основная нагрузка по работе в Ka-диапазоне будет возложена на спутники «Экспресс АМ5» и «Экспресс АМ6», а также проектируемые специально под этот проект спутники «Восточный» и «Западный».[10]
30 транспондеров C-диапазона, 28 Ku-диапазона, 2 Ka-диапазона и 3 L-диапазона (всего 63 транспондера), а также 10 антенн с перенацеливаемыми лучами.[1][13] Питание полезной нагрузки спутника — 14кВт, суммарная емкость составляет 2,722 Ггц — около 1/3 от емкости всей спутниковой группировки ГПКС.[10]
Расчётная точка стояния — 80° восточной долготы, по плану должен был заменить аварийный «Экспресс АМ2»[9][13], в дополнение к находящемуся там же Экспресс МД1.[14] В настоящее время принято решение об изготовлении аналогичного КА со сроком запуска 2014 год. [15]
Запуск был произведен 18 августа 2011 года 01:25 (МСК) ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М»[16]. Чуть более чем через 11 минут отработали все три ступени и подключился маршевый двигатель разгонного блока «Бриз-М». В этот момент блок вместе с пристыкованным к нему аппаратом находился на суборбитальной траектории с наклонением 51,55°. В последующие несколько часов за счет пяти последовательных включений аппарат должен был выйти на расчетную орбиту. Разгонный блок корректно отработал четыре включения двигателя, после чего в 11:18 (MSK) от него перестала поступать телеметрическая информация[17]. Кроме того вовремя не включился передатчик на самом спутнике. Чуть позже, Роскосмос сообщил, что пятое включение разгонного блока состоялось, поэтому аппарат не погиб, но находится на нерасчетной орбите[18]. Затем в Командовании воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) сообщили, что также не обнаружили аппарат, но засекли бак, отделившийся от разгонного блока. Позже был обнаружен разгонный блок, а затем появилась информация о том, что спутник от него так и не отделился[19].
Межведомственная комиссия пришла к выводу, что в циклограмме работы разгонного блока был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы, это привело к ошибке ориентации при выполнении манёвра[20]. Прочие системы разгонного блока отработали нормально. Было объявлено о начале расследования степени вины должностных лиц[21][22].
На поиск спутника на нерасчётной орбите понадобилось около недели. Спутник полностью работоспособен, частично раскрыл панели солнечных батарей, ориентирован на Солнце и находится в режиме «стабильного ожидания», но при этом его невозможно перевести на рабочую орбиту. Европейские специалисты поддерживают регулярную связь с аппаратом[23].
25 марта 2012 года спутник был сведён с нерасчётной орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. Несгоревшие обломки были затоплены в северной части Тихого океана, к северу от Гавайских островов[24].
Стоимость аппарата «Экспресс-АМ4» — около 300 млн долларов.[25]
Спутниковая группировка ФГУП «Космическая связь» | ||
---|---|---|
Действующие | Бонум 1 • Экспресс А2 • Eutelsat W4 • Экспресс А4 • Экспресс АМ22 • Экспресс АМ1 • Экспресс АМ2• Экспресс АМ3 • Экспресс АМ33 • Экспресс АМ44 • Экспресс МД1 | |
Планируемые | Экспресс АМ5 • Экспресс АМ6 • Экспресс МД2 • Экспресс АМ7 • Экспресс АМ8 • Экспресс АТ1 • Экспресс АТ2 • Экспресс РВ • Экспресс АМ4R | |
Бывшие | Экспресс АМ4 • Экспресс АМ11 • Экспресс А3 • Экран М |
Экспресс-АМ4.