Lt304888.ru

Туристические услуги

Эфталиты

23-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Государство эфталитов.

Эфталитыбелые гунны»[1]) — племенное объединение раннего Средневековья (IV — VI веков), создавшее обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия).

Об эфталитах писал Прокопий, тогда как другие авторы называют их гуннами и хионитами.

История

В 420—438 годах эфталиты поселились в Бактрии[источник не указан 478 дней]. В 438—457 годах воевали с Йездигердом II, который оттеснил эфталитов за Амударью[источник не указан 478 дней]. Однако уже 457 году царь эфталитов Вахшунвар подчинил себе Чаганиан, Тохаристан и Бадахшан. Эфталиты наложили тяжелую дань на Иран и заняли Мерв. Затем заняли долину Кабула и Пенджаб, завоевали Карашар, Кучу, Кашгар и Хотан. Таким образом, они объединили в могучую единую державу территории Синьцзяна, Узбекистана[источник не указан 463 дня], Таджикистана, Кыргызстана, Афганистана, восточной Туркмении (Мерв). Далее, в ходе своей экспансии на восток, захватили северные части Индии и Пакистана (Кашмир и Пенджаб), войдя в контакт с государством гуптов в Индии, а с 460 года совершили несколько походов против гуптов, фактически уничтожив их государственность.

Прокопий сообщает, что шахиншах (с 459 по 484 год н. э.) Пероз попал в плен благодаря хитрости эфталитов, которых также называет и «белыми гуннами»[2]. Сообщая об этих событиях, Прокопий добавляет, что эфталиты завели Пероза на дорогу, кончавшуюся тупиком в горах, где гуннами была устроена засада, в результате чего персы были окружены. На основании сообщения Табари, можно утверждать, что война происходила в областях Хорасана[3]. Пероз был пленён и оставил гуннам в заложниках своего сына Кавада, которого затем выкупил.

Другие авторы, воевавших с Перозом гуннов, называют гуннами и хионитами. Захария пишет, что в тринадцатый год Анастасия (504 год), гунны, те кто «подобно злосчастным зверям, изгнаны богом в северо-западную страну», пройдя через «ворота Кавказа» охраняемые персами, достигли их пределов[4]. Пероз, выйдя на встречу гуннам, осведомился о причине их вторжения. На что те отвечали, что ромейский (византийский) император обещал им умножить подати, если они разорвут дружбу с персами, и если персы не дадут столько же, то «примут войну». Пероз согласился с условиями, что, после трапезы, клятвенно, простирая руки к небу, было закреплено сторонами. Для сбора подати осталось около четырёх сотен гуннов, остальные были отпущены и рассеялись. Узнав, что гуннов много меньше, Пероз нарушил договор и приготовился к войне. Желая победить лжецов, гунны принесли клятвы, на пылающие угли вылили мускус и ароматы, принеся их богу. Гунны, начав битву с Перозом, убили его и множество из его войска и возвратились в свою землю[5].

Иешу Стилит, описывая смерть Пероза, сообщает, что Пероз воевал с «хионитами, которые суть гунны»[6], добавляя, что на большом поле гуннами были вырыты ямы, едва покрыты досками и землёй. Расположившись у поля, в районе города Горго (совр. Горган), один из отрядов гуннов показался персам и увлёк их к опасному проходу. Хитрость удалась, все войско с Перозом и его сыновьями погибло, остальные были взять в плен. Сходный сюжет представляется и Прокопием[7]. Согласно Стилиту Пероз дважды попадал в плен к хионитам, причём оба раза был выкуплен Зеноном, который и примирил стороны[8].

Кавад, сын Пероза, будучи изгнанным из своей страны магами и знатью, бежал к царю у которого был заложником, где женился на его дочери и своей двоюродной сестре. По просьбе Кавада тесть дал ему войско, с помощью которого Кавад восстановился на престоле и предпринял поход на подвластные Византии азиатские территории. По результатам этих походов Константинополь был вынужден выплатить контрибуцию[9].

Эфталитский царь Торамана (умер в 502 году), правивший в Кабуле, покорил бассейн Инда, дойдя до Малвы. Михиракула, сын и преемник Тораманы, царствовал государством эфталитов в период между 502 и 530 годом и был известен по своему «культовому» индийскому имени — «солнечная раса». Он сделал своей столицей Сакалу, что находится в Восточном Пенджабе. Именно с этим царём Гандхары в 520 году встречался Сонь-Юнь, который сообщает, что этот царь завоевал Кашмир. В 533 году индийский раджа Ясодхарман похваляется в своих надписях, что он победил племена эфталитов и заставил Михиракулу покориться ему. После этих поражений Михиракула отступил в Кашмир, откуда обрушил на своих подданных в Гандхаре кровавые репрессии, о которых сообщает Сонь-Юнь. Буддийские древние историки изображают его как ярого врага их религии. В буддийских текстах за все его жестокости предрекается жестокая смерть.

Царь эфталитов Гатфар спровоцировал войну, приказав убить тюркских послов, направлявшихся в 560 году с дипломатической миссией в Иран через его территории. Позже Хосровом был заключён союз с тюрками, закрепленный династийным браком с дочерью тюркского кагана Истеми. Около 562 года Хосров, хвастаясь перед Константинополем, говорил, что он разрушил власть эфталитов, но покончили с ними тюрки[10]. Перейдя реку Чирчик, Истеми занял Самарканд. Основные войска эфталитов, сосредоточившиеся у Бухары, не решившись принять бой на равнине, отступили в горы. Решающее сражение состоялось в 565 году возле Карши, длилось восемь дней и завершилось победой Истеми. Побежденные эфталиты свергли своего царя Гатфара, избрав вместо него чаганианского князя Фагониша, который пытался склонить Иран против тюрков.

Потеряв контроль за «Шелковым путем» оставшаяся часть государства эфталитов приходит в упадок. Эфталитское образование севернее Гиндукуша прекратило своё существование и было разделено между тюрками и иранцами. Подчинив эфталитов своей власти, Хосров провёл границу между Персией и каганатом по Амударье. Со второй половины VIII века, эфталиты Индии так же исчезают из поля зрения истории. Дольше всего эфталиты держались в районе Кабула, где они дожили до исламского вторжения.

Происхождение и антропология

Эфталитская монета царя Лахана из Уддияны.
Эфталитский царь.

Большинство исследователей отождествляют эфталитов Прокопия и хионитов Аммиана[11][12][13]. Некоторые из них считают эфталитов кочевниками, проникшими из Центральной Азии (Джунгарии) в Припамирье. Другие, ссылаясь на средневековых историков, таких как Менандр и Прокопий, отмечают, что эфталиты жили в городах[14], так же существует мнение, что в Согдиану эфталиты попали не с севера, а с юга[15].

По мнению некоторых исследователей, судя по надписям на монетах эфталитов, выполненным греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было «хион» («OIONO»)[16].

Тюркская версия

Согласно другой точке зрения, которую высказывает Паркер, эфталиты — это «юэбань», последние из которых, по его мнению, были «прототюркским» народом[17]. Аналогичной точки зрения придерживаются исследователи Блоше[18] и советский исследователь С. П. Толстов считал первоначальным ареалом обитания древних эфталитов берега Сырдарьи, в связи с описываемым им «общим подъёмом варварских племен в IV веке»[19]. Давид Кристиан (D. Christian) также считает эфталитов «прототюркским» народом[20]. Однако «это мнение разбивается о прямое указание Бэй-ши, что язык эфталитов не тюркский»[21].

Одним из аргументов сторонников тюркской версии происхождения одного из компонентов эфталитов является интерпретация имени эфталитского правителя VI века Михиракулы, которое состояло из двух частей иранского слова «Михр» — солнце и тюркского «кул», то есть «рука» либо синоним "раб".

Китайский путешественник Сунь Юн, наблюдавший эфталитов в Индии в 520 г., описывал их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты, что говорит в пользу тюркской версии происхождения эфталитов.

Восточно-иранская версия

Согласно Л. Н. Гумилёву, эфталиты — горцы, выходцы из Припамирья[22][23]. По этой версии, эфталиты считаются древнеиранским народом, предками современных пуштунов[24].

Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», выводит гуннов от массагетов, сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами»[25]. В то же время Прокопий отделяет эфталитов от других гуннов, с которыми эфталиты не имеют общих границ, а потому не смешиваются с ними, добавляя, что

они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов[1].

Прокопий Кесарийский.

Существуют также мнения, что в этногенезе эфталитов приняли участие как мигрировавшие племена тохаров, так и согдийское население[26].

Управление и культура

Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету. В этом государстве было несколько видов письменности: согдий­ская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь».

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников[источник не указан 459 дней], живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковер.

Эфталиты практиковали полиандрию, причем «братья имели одну жену». Китайские историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с рогом, имеющим столько отростков, сколько у неё мужей. Крайне важно, что аналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии.

Известно, что среди эфталитов распространялось христианство несторианского толка. В 549 году эфталиты получили своего собственного епископа[27]. О силе влияния христианства среди эфталитов свидетельствует тот факт, что они руководствовались идеей христианской солидарности в борьбе против поборника зороастризма персидского шаха Йездигерда II (V век)[28]. К местной (кушанской) греко-буддийской культуре они относились весьма враждебно.

Наиболее вероятными потомками эфталитов считаются пуштуны[29].

Происхождение раджпутов в Индии тоже отводят к эфталитам, а также другим выходцам из Центральной Азии — сакам, юэчжи, гурджарам.

Примечания

  1. 1 2 Procopius, I, 3.
  2. Procopius, I, 3. — Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941. — С. 36.
  3. Tabari — Nöldeke. — P. 119. — Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941. — С. 57.
  4. Zacharias Rhetor, VII, 3.
  5. Zacharias Rhetor, VI, 2.
  6. W. Wright. The chronicle of Joshua the Stylite, § 9. — Cambridge, 1882.
  7. Procopius, I, 4.
  8. W. Wright. The chronicle of Joshua the Stylite, § 10-11. — Cambridge, 1882.
  9. Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941. — С. 62—65.
  10. Menander, Fragmenta, 18. — Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941. — С. 70.
  11. Массон В. М., Ромодин В. А. История Афганистана, 1964. — Т. 1.
  12. Ghirshman R. Les Chionites — Hephtalites. Le Caire, 1948.
  13. Altheim F., Striel R. Die Araber in der Alten Welt. Bd. I—V. . — Berlin, 1969.
  14. Procopius, I, 3. — Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. Л., 1941. — С. 52.
  15. Гумилев Л. Н. Эфталиты и их соседи в IV в. — С. 10.
  16. Гафуров Б. Г. Таджики. — Душанбе: Ирфон, 1989. — Т. 1. — С. 260.
  17. Parker E. Thousand Years of the Tartars. — Shanghai, 1895. — P. 168.
  18. Hoffmann H. Quellen zur Geshichte der tibetishen Bon-Religion. — Wiesbaden, 1950. — P. 211.
  19. Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М. Л., 1948.
  20. D. Christian. A History of Russia, Inner Asia and Mongolia. — Oxford: Basil Blackwell, 1998. — P. 248.
  21. Гумилев Л. Н. Эфталиты и их соседи в IV в. — С. 3.
  22. Эфталиты и их соседи в IV в.
  23. Эфталиты — горцы или степняки. «Вестник древней истории», 1967, 3. — С. 91—98.
  24. Татары и их соседи. Исторические связи.
  25. Прокопий Кесарийский. «Войны с вандалами», I. 11. — С. Дестунис. СПб., 1891. — С. 97.
  26. Явления искусственной деформации черепа у протоболгар. Происхождение и значение.
  27. Христианство в Центральной Азии.
  28. Армянские источники о Средней Азии, V—VII вв.
  29. Пуштуны.

Литература

  • Гумилев Л. Н. Эфталиты и их соседи в IV в.
  • Гумилев Л. Н. Эфталиты — горцы или степняки.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М. Л., 1948.
  • Parker E. Thousand Years of the Tartars. — Shanghai, 1895.
  • Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. СПб., Алетейя, 1998, ISBN 5-89329-109-3.

Ссылки

  • Эфталиты.
  • Держава эфталитов.
  • A. D. H. Bivar. HEPHTHALITES. Статья в Encyclopaedia Iranica.


Эфталиты.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01