01-10-2023
Ээлян Овла или Овла Эляев (1857 г., урочище Багши-Ээджи, Ики-Бухусский аймак (сегодня - посёлок Красносельский, Малодербетовский район), Калмыкия, Российская империя - осень 1920 г., Калмыкия) — калмыцкий сказитель-джангарчи, со слов которого был записано главное фольклорное поэтическое произведение калмыцкого народа — «Джангар». Именно от него были впервые записаны десять песен эпоса "Джанагар", которые составили основу калмыцкой национальной героической поэмы «Джангар», получившей всемирную известность.
Содержание |
Не существует подробной биографии Ээляна Овлы. Имеются лишь некоторые полевые заметки учёных Номто Очирова и В. Л. Котвича. В советское время калмыцкий исследователь А. Ш. Кичиков записал со слов родственников Ээляна Овлы его некоторые биографические данные[1].
Ээлян Овла родился в бедной семье джангарчи. Его предки с XVIII века происходили из устной калмыцкой сказительной школы Гин-Тёмр. Дядя Ээляна Овлы стал обучать Ээляна Овлу калмыцкому эпосу и способам его исполнения с двенадцати лет.
Ээлян Овла странствовал по хотонам, распевая фольклорные сказания о народном герое калмыков — Джангаре. Объем эпического репертуара Ээлян Овла составлял около 8 тысяч стихотворных строк. В 1908 году известные Ээляну Овла песни были с его слов записаны калмыцким учёным Номто Очировым.
В 1910 году в Санкт-Петербурге вышла книга на тодо-бичиг с записями песен в исполнении Ээляна Овла. Эта книга издавалась под название "Джангъгър. Хальмг героическ эпос. Йасврнь Баснга Баатрин" в 1940, 1960 и 1990 годах.
В 1963 году песни Ээляна Овла были переведены на монгольский язык и изданы в Улан-Баторе.
Песни "Джангара" в исполнении Ээляна Овла на русском языке издавались четырежды в 1940, 1958, 1971 и 1990 годах.
В 1910 году учёный В. Л. Котвич, совершив научную экспедицию в Калмыкию, оставил запись об характере исполнения песен Ээляном Овлой:
«Мелодия была довольно однообразная... Она крепко врезалась мне в память, но, не обладая музыкальными способностями, я лишён возможности дать ей надлежащую характеристику»[2].
Сохранилась небольшая фонографическая запись, сделанная В. Л. Ковичем, охарактеризованная учёным следующим образом:
«Начало мелодии совпадает с началом определённой строфы, оно связано с членением песни в смысловом отношении , и эта "заунывная нота" обычно не совпадает с начальным слогом первого слова строфы, а звучит как некий сигнал о предстоящем исполнении песни или возобновлении пения после паузы. Речитатив Овла, если сравнить с исполнением других рапсодов, не производит впечатления быстрого, он ритмично равномерен во всех его частях, за исключением несколько растянутого начала и редко окончания» [3].
На родине джангарчи, в поселке Ики-Бухус, создан музей Ээляна Овла, а средняя школа носит его имя. В 1967 году в Элисте была организована научная конференция, посвященная 110-летнему юбилею джангарчи.
В 1990 году в Элисте был установлен памятник «Джангарчи Ээлян Овла» (архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин, художник С. Кузнецов).[4]
Ээлян Овла.