Lt304888.ru

Туристические услуги

Ээлян Овла

01-10-2023

Памятник джангарчи Ээлян Овла в парке «Дружба», Элиста, Калмыкия. Поющий джангарчи изображён в характерной позе, которая называется "сидя на коленях" (калм. ӨВГЛӘД)

Ээлян Овла или Овла Эляев (1857 г., урочище Багши-Ээджи, Ики-Бухусский аймак (сегодня - посёлок Красносельский, Малодербетовский район), Калмыкия, Российская империя - осень 1920 г., Калмыкия) — калмыцкий сказитель-джангарчи, со слов которого был записано главное фольклорное поэтическое произведение калмыцкого народа — «Джангар». Именно от него были впервые записаны десять песен эпоса "Джанагар", которые составили основу калмыцкой национальной героической поэмы «Джангар», получившей всемирную известность.

Содержание

Биография

Не существует подробной биографии Ээляна Овлы. Имеются лишь некоторые полевые заметки учёных Номто Очирова и В. Л. Котвича. В советское время калмыцкий исследователь А. Ш. Кичиков записал со слов родственников Ээляна Овлы его некоторые биографические данные[1].

Ээлян Овла родился в бедной семье джангарчи. Его предки с XVIII века происходили из устной калмыцкой сказительной школы Гин-Тёмр. Дядя Ээляна Овлы стал обучать Ээляна Овлу калмыцкому эпосу и способам его исполнения с двенадцати лет.

Ээлян Овла странствовал по хотонам, распевая фольклорные сказания о народном герое калмыков — Джангаре. Объем эпического репертуара Ээлян Овла составлял около 8 тысяч стихотворных строк. В 1908 году известные Ээляну Овла песни были с его слов записаны калмыцким учёным Номто Очировым.

В 1910 году в Санкт-Петербурге вышла книга на тодо-бичиг с записями песен в исполнении Ээляна Овла. Эта книга издавалась под название "Джангъгър. Хальмг героическ эпос. Йасврнь Баснга Баатрин" в 1940, 1960 и 1990 годах.

В 1963 году песни Ээляна Овла были переведены на монгольский язык и изданы в Улан-Баторе.

Песни "Джангара" в исполнении Ээляна Овла на русском языке издавались четырежды в 1940, 1958, 1971 и 1990 годах.

Исполнение песен

В 1910 году учёный В. Л. Котвич, совершив научную экспедицию в Калмыкию, оставил запись об характере исполнения песен Ээляном Овлой:

«Мелодия была довольно однообразная... Она крепко врезалась мне в память, но, не обладая музыкальными способностями, я лишён возможности дать ей надлежащую характеристику»[2].

Сохранилась небольшая фонографическая запись, сделанная В. Л. Ковичем, охарактеризованная учёным следующим образом:

«Начало мелодии совпадает с началом определённой строфы, оно связано с членением песни в смысловом отношении , и эта "заунывная нота" обычно не совпадает с начальным слогом первого слова строфы, а звучит как некий сигнал о предстоящем исполнении песни или возобновлении пения после паузы. Речитатив Овла, если сравнить с исполнением других рапсодов, не производит впечатления быстрого, он ритмично равномерен во всех его частях, за исключением несколько растянутого начала и редко окончания» [3].

Память

На родине джангарчи, в поселке Ики-Бухус, создан музей Ээляна Овла, а средняя школа носит его имя. В 1967 году в Элисте была организована научная конференция, посвященная 110-летнему юбилею джангарчи.

В 1990 году в Элисте был установлен памятник «Джангарчи Ээлян Овла» (архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин, художник С. Кузнецов).[4]

Примечания

  1. А. Ш. Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла
  2. А. Ш. Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла, 21- 22 гл.
  3. Ээлəн Овлан репертуарин дуудын оршл нег ижл орм болж гиж, Б. Я. Владимирцовин келснлə зөвшəрх кергтə (Б. Я. Владимировцов, О «Джангаре»), Элиста, 1967.
  4. Ансамбль «Джангарчи Ээлян Овла»

Источник

  • А. Ш. Кичиков. Великий джангарчи Ээлян Овла//Учёные записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Серия филологии. - Вып. 5, Элиста, 1967
  • Ээлəн Овлан репертуарин дуудын оршл нег ижл орм болж гиж, Б. Я. Владимирцовин келснлə зөвшəрх кергтə (Б. Я. Владимировцов, О «Джангаре»), Элиста, 1967.

Ээлян Овла.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01