У этого термина существуют и другие значения, см.
24 часа.
24 часа Спа — 24-часовая гонка на выносливость, проводимая ежегодно на бельгийском автодроме Спа-Франкоршам Королевским Автоклубом Бельгии (RACB).
История
Первая 24-часовая гонка состоялась в 1924 году, через год после гонки в Ле-Мане, и поэтому является второй старейшей 24-часовой гонкой в мире.
До 1979 года гонка проводилась на 14км кольце, а после перестройки гонка возобновилась на 7км кольце.
В разные годы гонка проходила под разными регламентами, входила в состав разных чемпионатов. С 1966 по 1973 она входила в зачёт Европейского Чемпионата среди легковых автомобилей. В 1953 и 1981 г. шла в зачёт Чемпионата Мира среди спортивных машин. в 2001-2009 г. она идёт в зачёт Чемпионата FIA GT, и проходит по его правилам. В 2004 г. в составе победившего экипажа впервые была женщина - Лилиан Брайнер. Наибольшое число побед в гонке одержал Эрик ван де Поэль - 5. С 2010г, после реорганизации FIA GT в чемпионат мира, гонка будет проходить в рамках чемпионата Европы GT2.
Подобно 24 часам Нюрбургринга соревнование имело и 1000-километрового собрата (с 1966 г.), проводимого для спортивных машин и спортпрототипов.
Победители гонки прошлых лет
14-километровое кольцо
Год |
Машина |
Экипаж |
Дистанция
(км) |
Скорость
победителя
(км/ч) |
Серия/
примечание |
1924 |
Bignan 2L |
Анри Спрингель
Морис Беке |
|
|
|
1925 |
Chenard-Walcker |
Андре Лагаш
Рене Леонар |
|
|
|
1926 |
Peugeot 174S |
Андре Бойльо
Луис Ригаль |
|
|
|
1927 |
Excelsior |
Робер Сенешаль
Николас Каерель |
|
|
|
1928 |
Alfa Romeo 6C 1500 S |
Борис Ивановский[1]
Аттильо Мариони |
|
|
|
1929 |
Alfa Romeo 6C 1750SS |
Робер Бенуас
Аттильо Мариони |
|
|
|
1930 |
Alfa Romeo 6C 1750GS |
Аттильо Мариони
Пьетро Герси |
|
|
|
1931 |
Mercedes-Benz SSK |
Дмитрий Джорджадзе[2]
Гоффредо Зегендер |
|
|
|
1932 |
Alfa Romeo 8C 2300LM |
Антонио Бривио
Эудженио Сиена |
|
|
|
1933 |
Alfa Romeo 8C 2300LM |
Луи Широн
Луиджи Кинетти |
|
|
|
1934 |
Bugatti Type 44 |
Жан Десвенье
Норбер Мае |
|
|
|
1935 |
Гонка не проводилась |
1936 |
Alfa Romeo 8C 2900A |
Франческо Севери
Раймон Соммер |
|
|
|
1937 |
Гонка не проводилась |
1938 |
Alfa Romeo 8C 2900B |
Карло Пинтакуда
Франческо Севери |
|
|
|
1939 -
1947 |
Гонка не проводилась |
1948 |
Aston Martin 2-Litre Sports |
Сент-Джон Хорсфалл
Лесли Джонсон |
|
|
|
1949 |
Ferrari 166MM |
Луиджи Кинетти
Жан Лука |
|
|
|
1950 -
1952 |
Гонка не проводилась |
1953 |
Ferrari 375MM Pinin |
Джузеппе Фарина
Майк Хоторн |
|
|
World Sportscar Championship |
1954 -
1963 |
Гонка не проводилась |
1964 |
Mercedes-Benz 300SE |
Робер Кревитц
Густав Госселен |
3962,100 |
164,825 |
|
1965 |
BMW 1800 Ti/SA |
Паскаль Икс
Герард Ланглу ван Офем |
3812,591 |
158,855 |
|
1966 |
BMW 2000ti |
Хуберт Хани
Жаки Икс |
4048,368 |
168,681 |
|
1967 |
Porsche 911 |
Жан-Пьер Габан
Норберт ван Асше |
4052,883 |
168,867 |
|
1968 |
Porsche 911 |
Эрвин Кремер
Вилли Каузен
Хельмут Келленерс |
4004,827 |
166,867 |
|
1969 |
Porsche 911 |
Ги Шассейl
Клод Балло-Лена |
4272,231 |
187,006 |
|
1970 |
BMW 2800CS |
Гюнтер Хубер
Хельмут Келленерс |
4252,407 |
177,183 |
|
1971 |
Ford Capri RS |
Дитер Глемсер
Алекс Солер-Ройх |
4385,100 |
182,690 |
|
1972 |
Ford Capri RS 2600 |
Йохен Масс
Ханс-Йоахим Штук |
4498,436 |
187,431 |
|
1973 |
BMW 3.0 CSL |
Тойне Хеземанс
Дитер Квестер |
4422,980 |
184,290 |
|
1974 |
BMW 3.0 CSL |
Жан Ксенвевал
Ален Пелтье
Пьер Диудонне |
4147,289 |
172,804 |
|
1975 |
BMW 3.0 CSL |
Пьер Диудонне
Жан Ксенвевал
Хью де Фирландт |
4249,270 |
177,053 |
|
1976 |
BMW 3.0 CSL |
Жан-Мари Детрен
Нико Демут
Шарль ван Столле |
4087,904 |
170,329 |
|
1977 |
BMW 530i |
Эдди Йосен
Жан-Клод Андруэ |
4083,835 |
170,159 |
|
1978 |
Ford Capri III 3.0S |
Гордон Спайс
Тедди Пилетт |
4315,594 |
179,816 |
|
7-километровое кольцо
Год |
Машина |
Экипаж |
Дистанция
(км) |
Скорость
победителя
(км/ч) |
Серия/
примечание |
1979 |
Ford Capri III 3.0S |
Жан-Мишель Мартин
Филипп Мартин |
3083,632 |
128,485 |
|
1980 |
Ford Capri III 3.0S |
Жан-Мишель Мартин
Филипп Мартин |
2952,318 |
123,013 |
|
1981 |
Mazda RX-7 |
Том Уокиншоу
Пьер Диудонн |
3183,952 |
132,737 |
World Sportscar Championship |
1982 |
BMW 528i |
Ханс Хейер
Армин Хане
Эдди Йосен |
3132,224 |
130,808 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1983 |
BMW 635 CSi |
Тьерри Тассен
Ханс Хейер
Армин Хане |
3333,726 |
130,808 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1984 |
Jaguar XJS |
Том Уокиншоу
Ханс Хейер
Уин Перси |
3055,485 |
131,091 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1985 |
BMW 635 CSi |
Роберто Равалья
Герхард Бергер
Марк Зурер |
3470,000 |
144,344 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1986 |
BMW 635 CSi |
Дитер Квестер
Тьерри Тассен
Альтфрид Хегер |
3463,060 |
144,232 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1987 |
BMW M3 |
Жан-Мишель Мартин
Дидье Тейс
Эрик ван де Поэле |
3338,140 |
139,908 |
Чемпионат мира среди легковых автомобилей |
1988 |
BMW M3 |
Альтфрид Хегер
Дитер Квестер
Роберто Равалья |
3532,460 |
146,929 |
Чемпионат Европы среди легковых автомобилей |
1989 |
Ford Sierra RS Cosworth |
Джанфранко Бранкателли
Уин Перси
Бернд Шнайдер |
3338,140 |
139,130 |
|
1990 |
BMW M3 |
Фабьен Гироль
Джонни Чекотто
Маркус Ёстрайх |
3247,920 |
135,330 |
|
1991 |
Nissan Skyline GT-R |
Андерс Олоффсон
Дэвид Брэбэм
Наоки Хаттори |
3587,980 |
149,456 |
|
1992 |
BMW M3 |
Стив Сопер
Жан-Мишель Мартин
Кристиан Даннер |
3560,220 |
148,947 |
|
1993 |
Porsche 911 RSR |
Кристиан Фиттипальди
Уве Альцен
Жан-Пьер Жарье |
2154,904 |
144,667 |
|
1994 |
BMW 318is |
Роберто Равалья
Тьерри Тассен
Александр Баргсталлер |
3625,960 |
151,047 |
|
1995 |
BMW 320i |
Йоахим Винкельхок
Стив Сопер
Петер Кокс |
3612,532 |
150,531 |
|
1996 |
BMW 320i |
Йорг Мюллер
Тьерри Тассен
Александр Баргсталлер |
3507,821 |
145,956 |
|
1997 |
BMW 320i |
Дидье де Родиге
Марк Дуэз
Эрик Элари |
3372,680 |
140,252 |
|
1998 |
BMW 318is |
Марк Дуэз
Эрик ван де Поэле
Ален Кудини |
3344,807 |
139,344 |
|
1999 |
Peugeot 306 GTI |
Фредерик Буви
Эммануэль Коллар
Антони Бельтуаз |
3428,427 |
142,588 |
|
2000 |
Peugeot 306 GTI |
Фредерик Буви
Курт Молекенс
Дидье Дефурни |
3330,870 |
138,686 |
Последний сезон для машин класса "туринг". |
2001 |
Chrysler Viper GTS-R |
Кристоф Бушу
Жан-Филипп Бельо
Марк Дуэз |
3679,104 |
152,999 |
FIA GT |
2002 |
Chrysler Viper GTS-R |
Кристоф Бушу
Себастьен Бурдэ
Давид Терьян
Винсан Восс |
3654,059 |
152,019 |
FIA GT |
2003 |
Porsche 911 GT3-RS |
Стефан Ортелли
Марк Либ
Ромен Дюма |
3327,613 |
138,557 |
FIA GT |
2004 |
Ferrari 550 Maranello |
Лука Капеллари
Фабрицио Голлин
Лилиан Бринер
Энцо Кальдерари |
3888,144 |
161,974 |
FIA GT |
2005 |
Maserati MC12 |
Михаэль Бартельс
Тимо Шайдер
Эрик ван де Поэле |
4000,896 |
166,638 |
FIA GT |
2006 |
Maserati MC12 |
Михаэль Бартельс
Андреа Бертолини
Эрик ван де Поэле |
4092,961 |
171,034 |
FIA GT |
2007 |
Chevrolet Corvette C6.R |
Майк Хеземанс
Фабрицио Голлин
Жан-Дени Делетра
Марсель Фесслер |
3726,660 |
155,241 |
FIA GT |
2008 |
Maserati MC12 |
Михаэль Бартельс
Андреа Бертолини
Эрик ван де Поэле
Стефан Сарразан |
4041,885 |
168,096 |
FIA GT |
2009 |
Chevrolet Corvette C6.R |
Антони Кумпен
Курт Молекенс
Майк Хеземанс
Йос Ментен |
|
|
FIA GT |
2010 |
Porsche 997 GT3-RSR |
Ромен Дюма
Мартин Раггингер
Йорг Бергмайстер
Вольф Хенцлер |
3789.164 |
|
Кубок Европы FIA GT2 |
Примечания
Ссылки