03-08-2023
Hongdu L-15 | |
---|---|
Тип | учебно-боевой самолёт |
Разработчик | Hongdu (HAIG) ОКБ Яковлева |
Производитель | Hongdu (HAIG) |
Главный конструктор | Чжан Хун (张弘)[1] |
Первый полёт | 13 марта 2006 год[2] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Основные эксплуатанты | ВВС КНР |
Годы производства | с 2010[3] |
Стоимость единицы | ~$10 млн (на 2012 год)[4] |
Изображения на Викискладе |
Hongdu L-15 — китайский учебно-боевой самолёт, разработанный компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева.[5]
Создан для замены морально устаревшего учебно-боевого самолёта Hongdu JL-8. Предназначен для подготовки китайских пилотов на новейших истребителях ВВС КНР: Су-30, Shenyang J-11 (копия Су-27), Shenyang J-15 (копия Су-33) и Chengdu J-10.
Содержание |
Разработка сверхзвукового учебно-боевого самолёта L-15 была начата в начале 2000-гг совместно с российским ОКБ Яковлева и украинским ЗМКБ «Прогресс». Российское КБ предоставило техническую документацию на самолёт Як-130, а украинское — поставило двигатели ДВ-2 для испытания прототипов.[1]
В 2004 году была впервые продемонстрирована модель L-15 на авиашоу в Чжухае.
В 2006 году опытный образец самолёта выполнил свой первый полёт.
В 2009 году Юрий Ехануров, Министр обороны Украины, объявил о намерении наладить совместное производство учебно-боевого самолёта L-15 с компанией Hongdu.[6][7]
В 2010 году на авиасалоне Air Show China 2010 было представлено улучшенную версию L-15 Lift (Lead in fighter training), которая совершила свой первый полёт 20 октября 2010 года. Модернизированная версия получила украинские реактивные двигатели с форсажной камерой АИ-222-25Ф. Силовыми установками АИ-222-25 (без форсажной камеры) оснащаются российские Як-130.[8] Благодаря модернизации маневренность L-15 улучшилась до уровня истребителей третьего поколения, а по скороподъёмности самолёт не уступает американскому F-16 и французскому Mirage 2000.[8]
15 августа 2010 года Hongdu объявила, что разработка самолёта L-15 завершена.[3]
В 2011 году компания Hongdu заказала 250 украинских двигателей АИ-222-25Ф для учебно-боевых самолётов L-15 с поставкой к 2015 году.[9]
На самолёте применяется четырёхкратно резервированная система дистанционного управления. Также реализована «стеклянная кабина»: имеется шесть многофункциональных разноцветных дисплеев (по три для каждого пилота).
В кабине пилота установлен коллиматорный индикатор. Размеры самолёта позволяют разместить современную БРЛС с АФАР.
Конструкция самолёта на 25% выполнена из углеродных композиционных материалов, в том числе хвостовое оперение и закрылки. Предпологаемый срок эксплуатации — 10 000 летных часов или 30 лет.[4]
Самолёт оснащается двумя украинскими турбореактивными двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой и современным бортовым оборудованием, в том числе цифровой системой управления силовой установкой.
Источник данных: [5][10][11][12]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Hongdu L-15 является конкурентом Guizhou JL-9 в тендере на поставку учебно-боевых самолётов нового поколения для подготовки лётчиков ВВС КНР.
1 мая 2012 года Ян Липин, главный экономист компании Hongdu Aviation Industry Group, заявил про контракты на поставку L-15 в страны Латинской Америки и Африки. В 2012 году зарубежным заказчикам планируется поставить не менее 12 L-15.[13][14]
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Hongdu L-15.