Lt304888.ru

Туристические услуги

Lockheed P-3

11-06-2023

P-3 Orion
Тип береговой патрульный самолёт
Разработчик Lockheed
Производитель Lockheed
Lockheed Martin
Kawasaki
Первый полёт 25 ноября 1959 года
Начало эксплуатации 1962 год
Статус Эксплуатируется
Эксплуатанты Военно-морские силы США
и ещё 17 стран
Единиц произведено Lockheed — 650
Kawasaki — 107
Всего — 757
Базовая модель Lockheed L-188 Electra
Варианты Lockheed AP-3C Orion[en]
Lockheed CP-140 Aurora[en]
Lockheed EP-3[en]
Lockheed WP-3D Orion
Lockheed P-7[en]
Медиафайлы на Викискладе

«Орион»[1] (англ. Orion [əˈraɪən] произн. «Ора́йен», общевойсковой индекс — P-3) — береговой патрульный самолёт[2]. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его военной модификацией. Больше всего данных самолётов находятся на службе в Военно-морских силах США и в Морских силах самообороны Японии. Производство самолётов велось в США и Японии.

История

P-3 пролетает над советской подводной лодкой проекта «Щука» в 1983 году

История P-3 начинается ещё в конце 1950-х годов, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя «Орион». Экспериментальный образец впервые поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 — 15 апреля 1961 года. Ранее самолёт получил обозначение P-3. По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Фюзеляж был также изменён для добавления оружейного отсека и установки нового авиационного оборудования[3]. Оружейный отсек был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под крыльями, предназначенных для размещения различного вооружения[4]. 28 января 1971 года: командир ВВС США Дональд Х. Лилиенталь на P-3C Orion установил мировой рекорд скорости для тяжелых турбовинтовых двигателей. На дистанции 15—25 километров он достиг скорости 501 мили в час, побив рекорд советского Ил-18, установленный в мае 1968 года — 452 мили в час. В 2020 году снят с вооружения ВМС США.

Конструкция

В отличие от прародителя, L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирские иллюминаторы упразднены. В верхней герметичной части разместили кабину и посты управления, а также разместили бортовое оборудование. В нижней негерметичной части размещён отсек вооружения и радиогидроакустических буев, а также другое оборудование и системы самолёта.

Первоначально на самолёте стоял поисково-прицельный комплекс (боевая информационно-управляющая система) A-NEW под управлением БЦВМ AN/AYK-10. В дальнейшем самолёты поэтапно модернизировались, состав оборудования неоднократно менялся, в том числе и центральная БЦВМ была заменена на более современную ASQ-144.

Топливо размещено в четырёх интегральных топливных баках в крыле и фюзеляжном баке. На крыле установлены четыре турбовинтовых двигателя фирмы Allison T56-A14 взлётной мощностью 4х4910 л. с.

Шасси трёхстоечное, с двумя колёсами на каждой стойке, убирается против потока. В мотогондолах внутренних двигателей для основных стоек имеются ниши, закрываемые парными створками.

Задействованные структуры

В разработке и производстве самолётов P-3 были задействованы следующие структуры:[5]

Генеральный подрядчик работ
Субподрядчики
Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFE)
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE)

Основные варианты

  • P-3A — основной противолодочный вариант
  • P-3B — модификация с обновлённым оборудованием и модифицированными двигателями Т-56-Ф-14. Построено 145 машин
  • P-3C — противолодочный самолёт с полностью обновлённым поисково-прицельным комплексом на базе БЦВМ Univac ASQ-114. Имеются три основные варианта обновления (Update 1 — Update 3). Построено 143 машины. По лицензии также выпускались в Японии.
  • P-3F — патрульный и противолодочный самолёт с упрощённым составом оборудования. Построено 8 самолётов, поставлены Ирану в 1975 году.
  • EP-3 — самолёт радиолокационной разведки
  • RP-3D — самолёт для изучения магнитного поля земли
  • WP-3D — самолёт для исследования атмосферы и погодных явлений
  • CP-140 Aurora — самолёт для дальней морской разведки и для борьбы с подводными лодками. Построено 18 самолётов для Королевских военно-воздушных сил Канады на базе P-3C Orion, но с более продвинутой электроникой от Lockheed S-3 Viking.
  • CP-140A Arcturus — три самолёта, построенные для Королевских военно-воздушных сил Канады, без оборудования для борьбы с подводными лодками, предназначенные для обучения экипажей CP-140 Aurora и берегового патрулирования.

Операторы P-3

P-3C Морских сил самообороны Японии
AP-3C Королевских ВВС Австралии
Оператор Модель
Военно-морские силы Аргентины 6 P-3B
Королевские военно-воздушные силы Австралии 19 AP-3C
Военно-воздушные силы Бразилии 8 P-3A
Королевские военно-воздушные силы Канады 18 CP-140, 3 CP-140A
Военно-морские силы Чили 4 P-3A
Военно-морские силы Германии 8 P-3C (до этого принадлежали Королевским военно-морским силам Нидерландов)
Военно-морские силы Греции 6 P-3B
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран 5 P-3F
Морские силы самообороны Японии 101 P-3C, 5 EP-3, 1 UP-3C, 3 UP-3D
Военно-морские силы Республики Корея 8 P-3C, 8 P-3CK
Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии 6 P-3K
Королевские военно-воздушные силы Норвегии 4 P-3C, 2 P-3N
Военно-морские силы Пакистана 10 P-3C, 3 P-3 AEW также заявлены
Военно-воздушные силы Португалии 5 P-3C
Военно-воздушные силы Испании 2 P-3A, 5 P-3B
Военно-морские силы Китайской Республики 12 P-3C (заказаны)
Военно-морские силы Таиланда 2 P-3T, 1 VP-3T
Военно-морские силы США 154 P-3C
Национальная гвардия США P-3 с радарами AWACS

Известные катастрофы, происшествия и инциденты

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации P-3C. Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER [10]

Технические характеристики
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 746 км/ч на 6096 м
  • Крейсерская скорость: 648 км/ч (без подвесок)
  • Скорость сваливания: 228 км/ч (при нормальной взлётной массе с выключенными двигателями)
  • Боевой радиус: 2371 км (c 4 торпедами и 4 ракетами AGM-84)
  • Перегоночная дальность: 8375 км (с полной заправкой)
  • Практический потолок: 7315 м
  • Скороподъёмность: 13,36 м/с
  • Нагрузка на крыло: 525 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 228 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1420 м (при нормальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 430-503 м (в зависимости от посадочной массы)
Вооружение

См. также

Родственные разработки
Аналоги
Списки

Примечания

  1. «Локхид» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 316. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. Базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион» Зарубежное военное обозрение, № 8 1972
  3. Противолодочные самолёты Зарубежное военное обозрение», № 2, 1976 год
  4. Lockheed P-3 Orion (Локхид P-3 Орион). Дата обращения: 12 августа 2007. Архивировано 9 октября 2007 года.
  5. / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.900 — 1556 p.
  6. ↑ Архивировано 10 мая 2015 года.
  7. Спасение «Ориона»
  8. Архивировано 27 мая 2021 года.
  9. Архивировано 13 октября 2020 года.
  10. Standard Aircraft Characteristics. P-3C updane II. — Published by Direction of The Commander of The Naval Air Systems Command, 1984. — (NAVAIR 00-110AP3-4). Архивировано 10 апреля 2008 года.

Литература

  • Никольский М. Дозорные океана. "Орион" гроза субмарин // Lockheed Martin
ИстребителиУдарныеВоенно-транспортныеРазведывательныеПассажирскиеТяжеловооружённыеОбщего назначенияУчебно-тренировочныеПатрульныеБеспилотныеВертолётыКосмические аппаратыСпутникиВоенные спутникиРакеты-носители

Lockheed P-3.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01