06-06-2023
Чемпионат мира по турингу | |
Категория | |
---|---|
Дебют | |
Пилоты |
27 |
Команды |
20 |
Конструкторы | |
чемпион | |
команда-чемпион | |
Официальный сайт |
fiawtcc.com |
Текущий сезон |
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе туринг (англ. World Touring Car Championship (WTCC)) — международный чемпионат среди кузовных автомобилей, проводимый FIA.
Содержание |
Первый розыгрыш чемпионата мира прошёл в 1987 году по регламенту Группы А. По сути, это был проводившийся в тот же год туринговый чемпионат Европы (ETCC), дополненный несколькими раундами в других частях света. В частности в календарь были включены две гонки в Австралии (в том числе и легендарная Bathurst 1000), Новой Зеландии и в Японии (на Фудзи Спидвей). Чемпионом мира стал итальянец Роберто Равалья на BMW M3. Дебютный чемпионат получился слишком успешнм и популярным — опасаясь оттока спонсорского и болельщицкого внимания от Формулы-1 FIA предпочла временно закрыть чемпионат в данной категории.
В 1993-м году идее введения мирового первенства среди легковых автомобилей вернулись. FIA создала кубок мира для набравшей большую популярность супертуринговой техники. Соревнование проводилось в один этап для пилотов, участвующих в различных национальных чемпионатах по всему миру. Соревнование продержалось три года — с 1993 по 1995 год — и было закрыто в 1996-м из-за малого числа заявок.
C 2001-го года FIA возобновила поддержку ETCC. К 2005-му году, набрав довольно большое число заинтересованных производителей, федерация переименовала серию в чемпионат мира. Ныне WTCC считается третьим по силе чемпионатом мира FIA после Формулы-1 и WRC.
Нынешний регламент чемпионата предполагает использование техники, подготовленной по регламенту Super 2000. Рабочий объём двигателя ограничен 2000 куб. см. Регламент серии запрещает многие обычные технологии, используемые в серийных машинах — изменение фазы газораспределения, изменение геометрии турбины, АБС тормозов и система контроля тяги.
В 2008-м году WTCC стал первым чемпионатом FIA, который был выигран на машине, оснащённой турбодизельным двигателем. Первым турбодизельным чемпионом стал SEAT и его автомобиль SEAT León TDI. Титул марке принёс француз Иван Мюллер.
Как и некогда в 1987 году основная часть этапов проводится в Европе. Календарь также дополнен этапами в Бразилии, Марокко, Японии и Китае (в том числе и хорошо известный этап на Guia Circuit).
В гонках принимают участие автомобили различных марок. Например BMW, SEAT, Chevrolet, Honda, Lada и другие, подготовленные для участия в категории Super 2000 и Diesel 2000. На нескольких этапах вне зачета участвовали автомобили Volvo с гибридным двигателем, работающим на биоэтаноле E85 (смесь бензина и спирта). С 2009 года все автомобили, участвующие в гонках, используют в качестве горючего биотопливо двух видов: биоэтанол второго поколения (E10) и био-дизель (для дизельных машин).[1] С 2011 года в чемпионат, по новым спецификациям, будут допущены переднеприводные и заднеприводные автомобили в классе S2000 с моторами S1600-турбо, а также автомобили по старым спецификациям S2000, включая переднеприводные автомобили с дизельным мотором. [2]
Квалификация WTCC состоит из двух сегментов. Первый длится 20 минут, и в нём участвуют все участники чемпионата. Второй сегмент длится 10 минут, и в нём участвует лишь первая десятка лидеров первого сегмента квалификации. До 2009 года квалификация длилась 30 минут и проходила в один сегмент. На каждом этапе WTCC проводится по 2 гонки. Старт первой гонки производится с хода, второй — с места. Расположение автомобилей на стартовой решётке в первом заезде — согласно квалификации, второй — в обратном порядке первой восьмерки финишировавших. Очки в чемпионате начисляются финишировавшим за места с 1 по 8, по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. С 2010 года, так же как и в Формуле-1 начисление очков ведется по новой системе: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Теперь вместо восьми пилотов зачетные очки получает первая десятка. При этом стартовая решётка второй гонки формируется как и прежде: в обратном порядке первой восьмерки финишировавших. С 2011 года формирование стартовой решётки второй гонки изменено. Теперь она формируется не по результатам первой гонки, а по результатам 1 части квалификации, при этом реверсивно переставляются не 8 автомобилей как ранее, а десять.
Гоночный уик-энд проводится в 2 или 3 дня в зависимости от места расположения трассы. Обычно этапы, проходящие за пределами Европы, проводятся за 2 дня. С 2009 года так проводятся все этапы.
В WTCC присутствуют Абсолютный и Независимый (частный) зачёт. В Абсолютном зачёте борются заводские команды (зачёт марок). Участвуют в нем и независимые команды и пилоты, но поскольку возможности частников ограничены, специально для них был создан Независимый зачет Yokohama Trophy. Сделано это было чтобы сохранить в чемпионате присутствие частников, так как они составляют практически половину всего пелотона. С 2010 года введены новые зачёты. Зачёт новичков чемпионата, в котором участвуют только те пилоты, которые проводят свой первый сезон в WTCC, а также зачёт быстрых кругов, поддерживаемый одним из спонсоров WTCC — компанией Monroe. В сезоне 2011 года с приходом турбодизельных моторов объёмом 1.6 литра введён новый зачёт Jay-Ten Trophy, для автомобилей подготовленных по старой спецификации S2000 с 2.0 литровыми двигателями.
Чемпионат пилотов | Командный чемпионат | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Пилот | Команда | Машина | Команда | Машина | |
1987 | Роберто Равалья | Schnitzer Motorsport | BMW M3 | Eggenberger Racing No. 7 | Ford Sierra RS Cosworth Ford Sierra RS 500 |
|
Чемпионат пилотов | Чемпионат производителей | |||||
Сезон | Пилот | Команда | Машина | Марка | Машина | |
2005 | Энди Приоль | BMW Team UK | BMW 320i | BMW | BMW 320i | |
2006 | Энди Приоль | BMW Team UK | BMW 320si | BMW | BMW 320si | |
2007 | Энди Приоль | BMW Team UK | BMW 320si | BMW | BMW 320si | |
2008 | Иван Мюллер | SEAT Sport | SEAT León TDI | SEAT | SEAT León TDI | |
2009 | Габриэле Тарквини | SEAT Sport | SEAT León TDI | SEAT | SEAT León TDI | |
2010 | Иван Мюллер | Chevrolet | Chevrolet Cruze LT | Chevrolet | Chevrolet Cruze LT | |
2011 | Иван Мюллер | Chevrolet | Chevrolet Cruze LT | Chevrolet | Chevrolet Cruze LT |
Победители трофея «частников» | ||||
---|---|---|---|---|
Сезон | Пилот | Команда | Машина | |
2005 | Марк Хеннерици | Wiechers-Sport | BMW 320i | |
2006 | Том Коронель | GR Asia | SEAT León | |
2007 | Стефано Д'Асте | Wiechers-Sport | BMW 320si | |
2008 | Серхио Эрнандес | Proteam Motorsport | BMW 320si | |
2009 | Том Коронель | SUNRED Engineering | SEAT León 2.0 TFSI | |
2010 | Серхио Эрнандес | Proteam Motorsport | BMW 320si | |
2011 | Кристиан Поульсен | Liqui Moly Team Engstler | BMW 320 TC |
Сезоны WTCC | |
---|---|
|
Чемпионы WTCC | |
---|---|
Роберто Равалья (1987) • Энди Приоль (2005-2007) • Иван Мюллер (2008) • Габриэле Тарквини (2009) • Иван Мюллер (2010) |
WTCC.