16-10-2023
Катастрофа Boeing 737-200 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Падение при попытке вернуться в аэропорт вылета. |
Причина |
Ошибка экипажа ВС |
Место |
село Жаны-Жер, в 2 км от аэропорта Манас |
Погибшие |
65[1] |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
EX-009 |
Пассажиры |
83 |
Экипаж |
7 |
Выживших |
25 |
Авиакатастрофа под Бишкеком 24 августа 2008 — катастрофа самолёта Боинг 737—219 Advanced, произошедшая 24 августа 2008 года в районе международного аэропорта Манас. Боинг 737, принадлежащий компании Itek Air и арендованный иранской авиакомпанией Aseman Airlines, выполнял чартерный рейс 6895 из Бишкека в Тегеран.
Хронология событий изложена в соответствии с заявлением министра транспорта и коммуникаций Киргизии Нурлана Сулайманова.[2]
20:30 [3] — вылёт из аэропорта Манас согласно расписанию;
20:35 — экипаж запросил возврат в аэропорт вылета по технической причине;
20:43 — катастрофа самолёта.
В окончательном отчёте межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования авиационного происшествия, в «Заключении» (пункт 3) указана следующая причина[4]:
Причиной катастрофы самолета Б737-200 ЕХ-009 авиакомпании «Итек Эйр» явилось допущенное экипажем снижение самолета ночью до высоты ниже минимальной высоты снижения при визуальном заходе на вынужденную посадку на аэродроме вылета из-за разгерметизации кабины (вероятно, вследствие «закусывания» уплотнения левой передней двери), что привело к столкновению самолета с землей, разрушению конструкции самолета с последующим пожаром и гибелью людей. Катастрофа явилась следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- невыполнение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа в полете (Boeing 737—200 Standard Operating Procedures (SOP);
- невыполнение экипажем правил визуального захода на посадку в части сохранения постоянного визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами и действий экипажа при потере визуального контакта с ВПП;
- потеря экипажем контроля за высотой полета при выполнении маневра для повторного захода на посадку (осуществление которого было обусловлено неправильной оценкой КВС положения самолета относительно расчетной траектории снижения при принятии решения о визуальном заходе на посадку с прямой);
- невыполнение экипажем предписанных действий при срабатывании системы предупреждения о приближении земли TAWS (англ.).
Кроме того, в отчете перечислены недостатки, выявленные в ходе расследования и подлежащие устранению. Рекомендации касаются приведения в соответствие со стандартами гражданской авиации документов, касающихся управления воздушного движения.
На борту находились 83 пассажира и 7 членов экипажа. Оба пилота и четыре бортпроводницы — из штата авиакомпании Itek Air, также в составе экипажа находился менеджер от авиакомпании Aseman Airlines. Среди пассажиров находилась молодёжная сборная Киргизии по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях.
Источник:[5]
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего | Выжило |
---|---|---|---|---|
Иран | 54[6] | 1 | 55 | 12 |
Казахстан | 3 | 3 | ||
Киргизия | 24 | 6 | 30 | 14 |
КНР | 1 | 1 | ||
Турция | 1 | 1 | ||
Всего | 83 | 7 | 90 | 26 |
26 августа 2008 года было объявлено в Киргизии днём траура по погибшим в авиакатастрофе.[7] Все погибшие были опознаны, из них 12 человек опознаны родственниками в Бишкеке, остальные 52 жертвы авиакатастрофы были опознаны по результатам анализа ДНК в Иране.[5]
Выживший в катастрофе командир экипажа Юрий Гончаров был арестован.[8]
Самолёт Boeing 737—219 Advanced с регистрационным номером EX-009 принадлежал киргизской авиакомпании Itek Air. Самолёт был выпущен в 1979 году (по другим данным — в 1980 году[9]), в мае 2008 года проходил полную техническую проверку.[10]
Как и все авиакомпании Киргизии, Itek Air находится в «черном списке» ЕС — ей запрещены полеты над территорией Европейского союза.[11]
Авиакатастрофа под Бишкеком 24 августа 2008 года.