Lt304888.ru

Туристические услуги

Авианесущие крейсера проекта 1143

23-10-2023

Авианесущие крейсера проекта 1143
«Новороссийск» в 1986 году
Основная информация
Тип Тяжёлый авианесущий крейсер
Верфь Черноморский судостроительный завод, г. Николаев, СССР, Украина
Параметры
Водоизмещение 31 900 т (стандартное)
37 000 т (полное)
Длина 273 м
Ширина по ватерлинии — 31 м
полётной палубы — 51 м
Осадка 8 м (при стандартном водоизмещении)
Технические данные
Силовая установка котло-турбинная установка, 4 вала
Мощность 180 000 л. с. (суммарная)
Винты 4
Скорость 30 узлов (максимальная)
Автономность корабля 45 суток
Экипаж до 1300
Вооружение
Авиационная группа 36 самолётов Як-38;
вертолёты Ка-25,
Ка-27
Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев», 1985 г.

Проект 1143 «Кречет» — проект авианесущих противолодочных крейсеров, который создавался как продолжение серии кораблей проекта 1123 «Кондор».

Содержание

История

Ещё до начала Великой Отечественной войны, в Союзе началась разработка собственного полноценного авианосца водоизмещением до 35 000 т, но до постройки дело так и не дошло. После войны адмиралу флота Николаю Кузнецову удалось включить в планы по проектированию кораблей на 10 лет, но проекты авианосцев так и не появились. К концу 60-х годов XX века, в СССР уже существовали два противолодочных крейсера проекта 1123 «Кондор». В это же время, после показа правительству прототипа Як-36, благодаря стараниям Устинова, началось проектирование нового противолодочного корабля с авиационным вооружением. В результате появилось постановление правительства от 2 сентября 1968 года № 685—251 о прекращении строительства на ЧСЗ в г. Николаеве крейсера проекта 1123.3, и о начале строительства противолодочного крейсера проекта 1143 «Кречет» с авиационным вооружением. В задачи новых кораблей должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

По инициативе Невского ПКБ началась проработка нескольких вариантов корабля. Из предложенных вариантов был выбран проект, максимально совместимый с кораблями прошлого проекта 1123, его утвердили 30 апреля 1970 года.

Описание

Новый противолодочный крейсер, был построен по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на которой были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар, размерами 130 м x 22,5 м x 6,6 м для хранения авиакрыла, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника.

В носовой части корабля и позади надстройки, располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части, были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для обороны корабля, расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК, служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

Для решения боевых задач, на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.[1]

Всего было построено четыре корабля подобного типа:

Также в состав проекта 1143 входят три корабля, фактически являющиеся дальнейшей его эволюцией. Основным их отличием является возможность взлётов и посадки самолётов традиционной схемы. Для этого крейсера имели значительно увеличенную полётную палубу (за счёт освобождения её от ракетно-артиллерийского вооружения) и трамплин для взлёта самолётов. Кроме того, проект «Ульяновска» отличался от предшественников наличием ядерной силовой установки и паровых катапульт.

ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после распада СССР.


Примечание

  1. Палубная авиация II

Литература

  • В. Бабич «Наши авианосцы»

Ссылки

  • http://ship.bsu.by/main.asp?id=100000
  • http://grani.ru/War/m.88034.html
  • http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_07/01.htm

Авианесущие крейсера проекта 1143.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01