Lt304888.ru

Туристические услуги

Аймара

13-10-2023

Аймара

Аймара
Современный ареал расселения и численность

Всего: 3 802 729 чел.
 Боливия — 2,25 млн чел
 Перу — 1,46 млн чел
 Чили — 52,2 тыс. чел
 Аргентина — 40 529 чел

Язык

аймара, испанский

Религия

католицизм, протестантизм

Родственные народы

кечуа

Аймара (аймара Aymaranakaja) — индейский народ в Андах, на западе Южной Америки. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (по данным переписи 2006 г. ок. 2,25 млн чел. — 25 % населения Боливии), юге Перу (регион Пуно, Мокегуа, Такна и Арекипа — 1,46 млн чел. — 5,4 % населения Перу), севере Чили (по данным переписи 2008 г. 52,2 тыс. чел.) и Аргентины — (по данным переписи 2008 г. 40 529 чел.). Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии.

Язык — аймара.

Верующие в осн. католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.

Содержание

История

Кладбище Сильюстани, царство Колья — памятник инкского периода

В доиспанский период аймара были расселены до р. Вильканота на север, солончаков Койпаса и Уюни на юге и тихоокеанского побережья на западе. В XIV — начале XV вв. у аймара сложились ранние государства: Канчи, Канна, Колья, Лупака, Пакахе и др. Известным археологическим памятником аймара является древнее кладбище Сильюстани на территории Перу.

Во второй половине XV века аймара были подчинены инками, которые предоставили им некоторую автономию в составе своего государства. Вскоре аймара попали под власть Испании. Постепенно часть аймара была ассимилирована кечуа.

Культура

Традиц. муж. одежда — короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо, женская — блузка, неск. широких сборчатых юбок, шаль. Головные уборы — соломенные и фетровые шляпы, у мужчин — вязаные шапочки-лючо.

Для религии характерен синтез католицизма с доисп. культами гор (апу), предков (ачачила), Матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретич. «индейская церковь». Сохраняются обычай ряжения по католическим праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты), театрализованные «Дьяблада»), бурлескные танцы и др.

Традиционные промыслы

Осн. традиц. занятия — земледелие (картофель, киноа, ока) и животноводство (ламы). Традиц. ремёсла — ткачество (женщины — на традиц. горизонтальном станке, мужчины — на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в том числе узорное) из шерсти ламы и альпаки (вязаные муж. конические шапочки с наушниками лючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), производство лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиц. центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др.

Традиционно крестьяне-аймара занимались также выращиванием коки, листья которой они жевали, использовали в традиционной медицине, а также подносили в качестве жертв солнечному богу Инти и богине земли Пачамаме.

Музыка и фольклор

Популярны танцы уайно, исполняемые в сопровождении инструмент. ансамбля, состоящего из продольных флейт (пинкольо, кена), барабанов (бомбо, тинья), «индейской гитары» из панциря броненосца (чаранго) и др. Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование на флейтах для услаждения собственной души. Многочисленны пастушьи наигрыши на флейтах. Распространены песни-молитвы к‘очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доисп. культов и католич. святым (в том числе парауаках — моления о дожде); календарно-обрядовые песни (в том числе чахра-какой в обряде начала земледельч. работ калья). Среди лирич. песен — сольные любовные арави (есть также у кечуа); группу этих песен saucesito («ивушка») юноши-аймара исполняют также на флейте пинкольо (признаваясь в любви избранницам).

Известные аймара

Президент Боливии Эво Моралес является аймара по происхождению.

Ссылки

  • Aymara site in English
  • Society: an essay
  • Aymara worldview reflected in concept of time
  • NGO Chakana

Литература

  • Якушенков С. Н. Духовная культура аймара Перу и Боливии. Астрахань, 1999.
  • Якушенков С. Н. Семиотический анализ духовной культуры аймара. Астрахань, 2001.

Аймара.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01