Lt304888.ru

Туристические услуги

Акоп Крымеци

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Акоп Крымеци
Հակոբ Ղրիմեցի

Акоп Крымеци (портрет из рукописи 1756 г.)
Дата рождения:

1360-е

Место рождения:

Старый Крым

Дата смерти:

1426

Место смерти:

монастырь Ципна

Научная сфера:

календаровед, искусствовед, грамматик

Научный руководитель:

Геворг Ерзнкаци

Акоп Крымеци (арм. Հակոբ Ղրիմեցի) — армянский учёный, календаревед, искусствовед, истолкователь, философ и грамматик[1] XIV—XV веков[2][3].

Биография

Родился в Крыму, в городе Сурхат (Старый Крым), в 60-х годах XIV века. Начальное образование получил в местной крымской школе[4], потом переехал в Армению, в Ерзнку. В 1386—89 годах учился под руководством Геворга Ерзнкаци, сначала в школе Авагванка, потом в монастыре Капос.[5] После окончание учёбы стал преподавать там же. В 1389 году для учащихся Капоса переписывает учебные пособия, оставив на полях рукописи объяснительные записки. По просьбе Геворга Ерзнкаци готовит учебник на основе его лекций, и одно календарное пособие, впервые после Ованеса Саркавага возвращаясь к вопросам, посвящённым армянскому церковному календарю.[6] Считал календароведение "не только философией или просто богословием, а гармоничным сочетанием этих двух наук".[7] В 1410 году, по приглашению Григора Хлатеци, переезжает в монастырь Мецоп, к северу от озера Ван. В 1415 году, по поручительству Товмы Мецопеци, составил краткую редакцию двухтомной «Книги проповедей» Григора Татеваци. В 1416 году написал своё самое известное[8] сочинение — «Истолкование календаря», ставший самым обширным и всеобъемлющим календарным трудом в армянской литературе[9]. В труде Акоп обстоятельно описывает движения Солнца, Луны, звёзд и даёт правильные научные объяснения их[10], причём в вычислениях лунных циклов Крымеци сильно отличается от предшествующих армянских толкователей календаря.[11] В начале сочинения Акоп обосновывает необходимость знаний четырёх точных наук для изучения календарных систем. Помимо важнейших космографических данных[12], «Толкование календаря» содержит сведения о состоянии науки в средневековой Армении, об армянских народных инструментах и музыке, в ней, в частности, подробно описывается игра на многострунных музыкальных инструментах кнар (10 струн), сантур (40 струн), канон (70 струн) и арканон (100 струн).[13] «Истолкование календаря», как и другой труд Крымеци — «О природе», долгое время использовались как учебные пособия в армянских школах[14]. Преподавал также искусство письма, занимался грамматикой. В своих трудах касался и вопросов естествознания, считал природу сочетанием четырёх основных элементов —

  • невоодушевлённых предметов, которые только существуют,
  • растений, которые не только существуют, но и живут,
  • животных, которые существуют, живут и чувствуют,
  • людей, которые ко всему прочему ещё и думают.[15]

Умер в 1426 году в монастыре Ципна. Многие сочинения Крымеци дошли до нас в авторской рукпоиси[16] и хранятся в Ереване[17] и Санкт Петербурге[18].

Сочинения

  • «Толкование календаря» (арм. «Մեկնութիւն տոմարի»)
  • «О календарной науке» (арм. «Յաղագս տոմարական մակացութեան»)
  • «Ради всеобщей пользы» (арм. «Ի խնդրոյ հասարակաց օգտի»)
  • «О природе» (арм. «Յաղագս բնութեան»)
  • «О родственниках» (арм. «Յաղագս ազգականութեան»)
  • «О брачном союзе» (арм. «Յաղագս պսակի ամուսնացելոյ»)
  • «Просьба учителя Геворга и её послушное исполнение учеником Акопом» (арм. «Հարցումն Գէօրգէայ րաբունապետի և ծառայաբար կատարումն Յակոբոյ աշակերտի»)
  • «Об остром и облегчённом ударениях»[1] (арм. «Յաղագս շեշտի և պարուկի»)[19]

Примечания

  1. 1 2 А. В .Десницкая, С. Д. Кацнельсон.  // История лингвистических учений: средневековый Восток. — Л.: Наука, 1981. — С. 47.
  2. Армянская Апостольская Церковь: святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры, Москва, 2002
  3. Амальгама інтелектуальної традиції в українській культурі XIV–XV ст., ”Гілея: науковий вісник": Збірник наукових праць.- К., 2013. Випуск 69
  4. Два замечательных армянских календароведа XV века Акоп Крымеци и Есаи Крымеци. Ереван, 2011
  5. Հակոբ Ղրիմեցի, том 6, стр. 68, Ереван, 1980
  6. Հակոբ Ղրիմեցի, Ереван, 2002, стр. 520—521
  7. Феноменологія часу в українській культурі XIV-XV ст., Киев
  8. Толкование понятия времени и дня у Акопа Крымеци. Вестник общественных наук АН АССР (1975) № 5, стр. 62-70.
  9. «Копия великого армянского календаря» и некоторые его толковании., Вестник общественных наук АН АССР (1976) № 7, стр. 77-88.
  10. Штокало И. З., История отечественной математики. Том 1. С древнейших времен до конца XVIII в., Киев, Наукова Думка, 1966, стр. 447
  11. Два календарных вопроса в трудах Акопа Кримеци. Историко-филологический журнал АН АССР (1978) № 1, стр. 115-124
  12. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. Oxford University Press, 2008, 488 pp
  13. Тагмизян Н. К., Музыка в древней и средневековой Армении, Ереван, 1982
  14. А. Э. Хачикян, История Армении. Краткий очерк., Эдит Принт, Ереван, 2009
  15. Армянская естественнонаучная мысль в XIV-XVIII вв. Историко-филологический журнал АН АССР (1971) № 2, стр. 23-44.
  16. Абраамян А. Г., Рукописные сокровища Матенадарана., Армгосиздать, 1959, 106 стр.
  17. Матенадаран, рукописи №№ 3487, 2365, 178, 1716
  18. Институт восточных рукописей РАН, рукопись № 88
  19. Памятные записи армянсих рукописей XV века. Часть третья / сост. Л. С. Хачикян. — Ер.: изд-во АН АрмССР, 1967. — С. 344. — 713 с.

Литература к чтению

  • Дж. А. Эйнатян, Акоп Крымеци - армянский космограф XIV-XV веков. М., "Наука", 1991, 103 стр.
  • Дж. А. Эйнатян, Календароведческие труды / Акоп Крымеци. Ер., Изд-во АН АрмССР, 1987

Акоп Крымеци.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01