20-10-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения |
28 февраля 1940 (72 года) |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды |
Lotus, STP Corporation, Ferrari, Парнелли, Alfa Romeo, Williams, March |
Гран-при |
131 |
Чемпион мира |
1 (1978) |
Победы |
12 |
Подиумы |
19 |
Очки |
180 |
Поулы |
18 |
Быстрые круги |
10 |
Дебют | |
Первый поул | |
Первая победа | |
Последняя победа | |
Последняя гонка |
Марио Андретти (англ. Mario Gabriele Andretti, 28 февраля, 1940, Монтoна, Италия, сейчас Мотовун, Хорватия) — американский автогонщик итальянского происхождения, чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1.
До сегодняшнего дня единственный пилот, одержавший победу в чемпионате мира Формулы-1 (1978), Индианаполис-500 (1969) и Дайтона-500.
Имя Марио Андретти в США воспринимается как синоним скорости, аналогично имени Барни Олдфилда в начале двадцатого века и Стирлинга Мосса в Великобритании.
Содержание |
Марио Андретти родился в городе Монтона (итал. Montona d'Istria), итальянской провинции Истрия. Вместе с ним родился его брат-близнец Альдо. После Второй мировой войны Истрия (как часть Хорватии) была аннексирована Югославией. Семья Андретти, как и многие другие, эмигрировали, и с 1948 по 1955 жили в лагере беженцев. В июне 1955 году семью Андретти переселили в город Назарет, штат Пенсильвания, США.
Впервые с автогонками Андретти столкнулся, когда попал в качестве зрителя на Mille Miglia в 1954, где его воображение пленил Альберто Аскари. Постепенно Марио начинает гоняться в серии USAC (конец 1950-х-1994), где становится чемпионом в 1965, 1966, 1969 и 1984 годах, а также одерживает победу в Инди-500 1969 года. Дебют в Формуле-1 состоялся на Гран-при США 1968 года за команду «Лотус», где Андретти с ходу завоевал поул (финишировать не смог из-за проблем со сцеплением). За эту же команду Марио проводит 3 гонки в 1969, но ни в одной не финиширует. Переход в 1970 году в «Марч» кардинально не изменил ситуацию: 4 схода в 5 гонках и один подиум (Гран-при Испании, 3-е место). В 1971—1972 гг. Андретти выступает за «Феррари», где одерживает одну победу (Гран-при ЮАР 1971 года) (8-е место в ЧМ в 1971 году, 12-е — в 1972). В 1973 году Марио не гоняется в Формуле-1, а в 1974 проводит 2 последние гонки сезона за частную команду «Парнелли» (7-е место на Гран-при Канады) Гонщик остается в команде на следующий сезон, завоевывает 5 очков и 14-е место в ЧМ, после чего Парнелли сворачивает свои выступления в Формуле-1, выступая за океаном. Андретти же переходит в «Лотус», где начинал формульную карьеру и гоняется в команде с 1976 по 1980 год. Это был самый успешный период карьеры в Формуле-1 для него: 11 побед, 16 поулов и чемпионский титул в 1978 году (а также 3-е место в 1977). После титула результаты пилота резко упали: единожды он поднимался на подиум в 1979 году (Гран-при Испании), в 1980 и вовсе было завоевано лишь одно очко на последнем этапе сезона (Гран-при США-Восток). Марио переходит в «Альфа-Ромео», но лишь один результативный финиш за сезон (4-е место на Гран-при США-Запад) и 17-е место в ЧМ приводят к тому, что это был последний полный сезон для Андретти в Формуле-1. В 1982 году гонщик проводит одну гонку за «Уильямс» (Гран-при США-Запад, сход)и две за «Феррари» (Гран-при Италии, где Марио неожиданно завоевывает поул и финиширует на 3-м месте и Гран-при Лас-Вегаса, сход), получая тем самым последние 4 очка и 17-е место в ЧМ. В формуле-1 гонщик больше не появлялся, выступая в серии CART до 1994 года. После этого выступал эпизодически.
Оба сына Марио Андретти, Майкл Андретти и Джефф Андретти и сын Майкла — Марко Андретти также участвуют в автогонках. А Майкл, помимо прочего, был победителем серии Индикар.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Лотус | F | ЮЖН |
ИСП |
МОН |
БЕЛ |
НИД |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ИТА НС |
КАН |
СОЕ Сход |
МЕК |
НКЛ | 0 | |||||||
1969 | Лотус | F | ЮЖН Сход |
ИСП |
МОН |
НИД |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР Сход |
ИТА |
КАН |
СОЕ Сход |
МЕК |
НКЛ | 0 | ||||||||
1970 | Марч | F | ЮЖН Сход |
ИСП 3 |
МОН |
БЕЛ |
НИД |
ФРА |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
МЕК |
НКЛ | 0 | ||||||
1971 | Феррари | F | ЮЖН 1 |
ИСП Сход |
МОН НКВ |
НИД Сход |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР 4 |
АВТ |
ИТА |
КАН 13 |
СОЕ НС |
8 | 12 | ||||||||
1972 | Феррари | F | АРГ Сход |
ЮЖН 4 |
ИСП Сход |
МОН |
БЕЛ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
ИТА 7 |
КАН |
СОЕ 6 |
12 | 4 | |||||||
1974 | Парнелли | F | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
ИСП |
БЕЛ |
МОН |
ШВЕ |
НИД |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
ИТА |
КАН 7 |
СОЕ ДСК |
НКЛ | 0 | ||||
1975 | Парнелли | F | АРГ Сход |
БРА 7 |
ЮЖН 17 |
ИСП Сход |
МОН Сход |
БЕЛ |
ШВЕ 4 |
НИД |
ФРА 5 |
ВЕЛ 12 |
ГЕР 10 |
АВТ Сход |
ИТА Сход |
СОЕ Сход |
14 | 5 | |||||
1976 | Лотус | G | БРА Сход |
ЮЖН 6 |
СШЗ Сход |
ИСП Сход |
БЕЛ Сход |
МОН |
ШВЕ Сход |
ФРА 5 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 12 |
АВТ 5 |
НИД 3 |
ИТА Сход |
КАН 3 |
СШВ Сход |
ЯПО 1 |
6 | 22 | |||
1977 | Лотус | G | АРГ 5 |
БРА Сход |
ЮЖН Сход |
СШЗ 1 |
ИСП 1 |
МОН 5 |
БЕЛ Сход |
ШВЕ 6 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 14 |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА 1 |
СШВ 2 |
КАН 9 |
ЯПО Сход |
3 | 47 | ||
1978 | Лотус | G | АРГ 1 |
БРА 4 |
ЮЖН 7 |
СШЗ 2 |
МОН 11 |
БЕЛ 1 |
ИСП 1 |
ШВЕ Сход |
ФРА 1 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 1 |
АВТ Сход |
НИД 1 |
ИТА 6 |
СШВ Сход |
КАН 10 |
1 | 64 | |||
1979 | Лотус | G | АРГ 5 |
БРА Сход |
ЮЖН 4 |
СШЗ 4 |
ИСП 3 |
БЕЛ Сход |
МОН Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА 5 |
КАН 10 |
СШВ Сход |
12 | 14 | ||||
1980 | Лотус | G | АРГ Сход |
БРА Сход |
ЮЖН 12 |
СШЗ Сход |
БЕЛ Сход |
МОН 7 |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 7 |
АВТ Сход |
НИД 8 |
ИТА Сход |
КАН Сход |
СШВ 6 |
20 | 1 | |||||
1981 | Альфа-Ромео | M | СШЗ 4 |
БРА Сход |
АРГ 8 |
САН Сход |
БЕЛ 10 |
МОН Сход |
ИСП 8 |
ФРА 8 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 9 |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА Сход |
КАН 7 |
ЛВС Сход |
17 | 3 | ||||
1982 | Уильямс | G | ЮЖН |
БРА |
СШЗ Сход |
САН |
БЕЛ |
МОН |
СШВ |
КАН |
НИД |
ВЕЛ |
ФРА |
ГЕР |
АВТ |
ШВА |
ИТА 3 |
ЛВС Сход |
19 | 4 |
Год | # | Команда | Шасси | Мотор | Шины | Старт | Финиш | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1965 | 12 | Dean Van Lines | Hawk RE | Ford | 4 | 3 | ||
1966 | 1 | Dean Van Lines | Brawner | Ford | 1 | Сход 18 |
||
1967 | 1 | Dean Van Lines | Hawk | Ford | 1 | Сход 30 |
||
1968 | 2 | Overseas National Airways | Brawner | Ford TC | 4 | 33 | ||
1969 | STP Oil Treatment | Hawk III | Ford TC | 2 | 1 | |||
1970 | 1 | STP Oil Treatment | McNamora | Ford TC | 8 | 6 | ||
1971 | 5 | STP Oil Treatment | McNamora | Ford TC | 9 | 30 | ||
1972 | 9 | Viceroy | Parnelli | Offenhauser TC | 5 | 8 | ||
1973 | 11 | Viceroy | Parnelli | Offenhauser TC | 6 | 30 | ||
1974 | 5 | Viceroy | Eagle | Offenhauser TC | 5 | 31 | ||
1975 | 21 | Viceroy | Eagle | Offenhauser TC | 27 | 28 | ||
1976 | 6 | CAM2 Motor Oil | McLaren | Offenhauser TC | 19 | 8 | ||
1977 | 9 | CAM2 Motor Oil | McLaren | Cosworth TC | 6 | 26 | ||
1978 | 7 | Gould Charge | Penske PC-6/78 | Cosworth TC | 33 | 12 | ||
1980 | 12 | Essex | Penske PC-9/80 | Cosworth | 2 | 20 | ||
1981 | 40 | STP Oil Treatment | Wildcat | Cosworth TC | 32 | 2 | ||
1982 | 40 | STP-Intermedics | Wildcat 8B | Cosworth | 4 | 31 | ||
1983 | 3 | Newman/Haas Budweiser | Lola T700 | Cosworth TC | 11 | 23 | ||
1984 | 3 | Budweiser-Newman-Haas | Lola T800 | Cosworth | 6 | 17 | ||
1985 | 3 | Beatrice | Lola T900 | Cosworth | 4 | 2 | ||
1986 | 2 | Newman/Haas | Lola T8600 | Cosworth TC | 30 | 32 | ||
1987 | 5 | Hanna Car Wash | Lola T8700 | Chevrolet A | 1 | 9 | ||
1988 | 6 | Amoco/K-Mart | Lola T8800 | Chevrolet A | 4 | 20 | ||
1989 | 5 | Kmart/Havoline | Lola T8900 | Chevrolet A | 5 | 4 | ||
1990 | 6 | Kmart/Havoline | Lola T9000 | Chevrolet A | 6 | 30 | ||
1991 | 6 | Kmart/Havoline | Lola T9100 | Chevrolet A | 3 | 7 | ||
1992 | 2 | Kmart/Texaco/Havoline | Lola T9200 | Ford Cosworth XB | 3 | 23 | ||
1993 | 6 | Kmart/Texaco/Havoline | Lola T9300 | Ford Cosworth XB | 2 | 5 | ||
1994 | 6 | Newman/Haas Racing | Lola T9400 | Ford Cosworth XB | 9 | 32 |
Спортивные достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Ричард Петти |
Победитель Дайтоны-500 1967 |
Преемник: Кэйл Ярбороу |
Предшественник: Бобби Анзер |
Победитель Индианаполис-500 1969 |
Преемник: Эл Анзер |
Предшественник: Ники Лауда |
Чемпионы Формулы-1 1978 |
Преемник: Джоди Шектер |
Предшественник: Эл Анзер |
IROC Champion IROC VI (1979) |
Преемник: Бобби Эллисон |
Предшественник: Эл Анзер |
Чемпион CART 1984 |
Преемник: Эл Анзер |
|
Чемпионы IndyCar / CART / Champ Car | |
---|---|
1979 Рик Мирз • 1980 Джонни Ратерфорд • 1981 Рик Мирз • 1982 Рик Мирз • 1983 Эл Анзер • 1984 Марио Андретти • 1985 Эл Анзер • 1986 Бобби Рэйхол • 1987 Бобби Рэйхол • 1988 Дэнни Салливан • 1989 Эмерсон Фиттипальди • 1990 Эл Анзер-мл. • 1991 Майкл Андретти • 1992 Бобби Рэйхол • 1993 Найджел Мэнселл • 1994 Эл Анзер-мл. • 1995 Жак Вильнёв • 1996 Джимми Вассер • 1997 Алессандро Дзанарди • 1998 Алессандро Дзанарди • 1999 Хуан Пабло Монтойя • 2000 Жиль де Ферран • 2001 Жиль де Ферран • 2002 Кристиано да Матта • 2003 Пол Трэйси • 2004 Себастьен Бурдэ • 2005 Себастьен Бурдэ • 2006 Себастьен Бурдэ • 2007 Себастьен Бурдэ |
Андретти, Марио.