Lt304888.ru

Туристические услуги

Ансамбль Абди Дарун

01-09-2023

(перенаправлено с «Ансамбль Абди Дарун»)
Перейти к: навигация, поиск
Достопримечательность
Ансамбль Абди-Дарун
Abdidarun majmuasi

Мавзолей и ханака Абди-Дарун в середине XIX века. Фотография из Туркестанского альбома фотографической экспедиции, осуществлённой под патронажем К. П. Кауфмана
Страна Узбекистан
Город Самарканд
Строительство первая половина XII века—начало XX века годы

(O) Средней Азии.

История

Исламский правовед Абд-ал Мазеддин, более известный в Мавераннахре под именем Ходжи Абди, слыл знатоком шариата и был одним из самых уважаемых казиев в Самарканде. Он умер около 861 года и был похоронен по мусульманскому обычаю в саду своего обширного поместья, находившегося в юго-восточной части Самарканда у крепостной стены внешнего города. Относительно происхождения Абд-ал Мазеддина источники разнятся. Абу-Тахир-Ходжа в своей книге «Самария» называет его сыном некоего Ходжи Мухаммада Якуба и внуком Ходжи Абу ибн Усмана. В то же время исламский богослов Абу Хафса Наджметдин Умар в «Кандии» ведёт его родословную к халифу Усману и, соответственно, к самому пророку Мухаммеду. Вероятно разговоры о родстве Ходжи Абди с пророком послужили причиной возникновения его культа.

В первой половине XII века над могилой Абд-ал Мазеддина по приказу султана Санджара был возведён небольшой мавзолей в виде куба, увенчанного коническим куполом на восьмигранном барабане. Вероятно к этому времени вокруг мазара уже появились другие захоронения. Мавзолей получился настолько мал, что практически всё его внутреннее пространство было заполнено надгробием святого. Поэтому в первой половине XV века в правление Улугбека к мавзолею спереди было пристроено более просторное однокомнатное помещение с порталом и куполом, которое одни считают ханакой, другие зияратханой. Тогда же перед зданием в тени платанов был вырыт бассейн-хауз квадратной формы. Чуть позднее по бокам к ханаке и мавзолею были пристроены дополнительные подсобные помещения. По всей видимости в XV веке на мазаре появляются первая мечеть и ряд других строений, которые до наших дней не сохранились. В первой половине XIX века на западной стороне комплекса на древнем фундаменте была построена новая мечеть, которая однако не пережила реконструкцию начала XX века, и небольшой минарет. Тогда же у северо-западного угла мечети были сооружены ворота-дарваза, к которым со стороны улицы через кладбище была проложена огороженная дорожка. В 1905 году в северной части комплекса было построено небольшое медресе, а в 1909 году в его западной части на месте старой мечети было возведено более просторное здание с г-образным айваном. Среди росписей мечети сохранились имена мастеров XX века Сабира Надджары, Сиддика, Абдузахида и Абдугани Хасанхана Тайляки. В этот же период хаузу была придана форма восьмигранника. Благодаря реставрационным работам начала XX века ансамбль Абди-Дарун неплохо сохранился до наших дней. На рубеже XX и XXI веков были восстановлены утраченные ещё в средние века элементы наружного декора, в том числе и скуфья купола ханаки. С восточной стороны комплекс был охвачен террасой на деревянных колоннах. К востоку от ансамбля на территории Старого кладбища был возведён новый минарет, а к северо-западу от комплекса со стороны улицы Садриддина Айни обустроен новый вход.

Слово «дарун» (в переводе с таджикского — внутренний, то есть находящийся в пределах городской стены) появилось в названии мавзолея как противопоставление другому сакральному месту, получившему название Абди-Бирун (бирун — внешний, то есть находящийся за городской стеной), которое находится в южной пригородной зоне Самарканда.

Особенности архитектуры

План-схема комплекса Абди-Дарун по состоянию на середину XIX века

Ансамбль Абди-Дарун за исключением нескольких второстепенных строений расположен на площади размером 125×70 метров. Основные архитектурные элементы комплекса сгруппированы вокруг двора размером 25×25 метров, большую часть которого занимает восьмигранный хауз с растущими вокруг него чинарами. Вдоль северной стороны периметра вытянуто здание медресе, худжры и бытовые помещения которого обращены во двор. С востока периметр обнесён айваном с плоской крышей, опирающейся на деревянные колонны. На противоположной стороне — гузарная мечеть, состоящая из квадратного зимнего помещения и летнего г-образного айвана. Мечеть — яркий образец самаркандского народного стиля конца XIX — начала XX веков. Деревянный кессонированный потолок айвана украшен полихромной росписью. Стены мечети декорированы резным ганчем с окраской фона, характерной для этого времени.

Эскиз мавзолея Абди-Дарун (общий вид и разрез)

Южную часть комплекса занимает мавзолей с ханакой и дополнительными боковыми пристройками. Собственно мавзолей Ходжи Абди — это помещение кубической формы в торце здания. Над ним на невысоком восьмигранном барабане возведён конический купол. Какой либо декор в интерьере мавзолея отсутствует: его стены и потолок затёрты белым алебастром. Пристроенное к мавзолею помещение ханаки имеет портально-купольную композицию. Входной портал некогда был выше и его венчала декоративная галерея из стрельчатых арочек. Массивный купол, покрытый голубыми плитками, покоится на высоком цилиндрическом барабане. Снаружи ханака декорирована глазурованными кирпичиками, которые на портале образуют геометрические узоры — гирихи, а на барабане купола — эпиграфический орнамент. В интерьере в основании стен имеется голубая керамическая панель со вставкой по центру мозаики в виде многолепестковой розетки.

Народный ислам

Среди жителей Самарканда бытует поверье, что если в день праздника Курбан Хаит (Ид аль-Адха) семь раз обойти вокруг мавзолея Ходжи Абди, то это будет приравнено к пешему хаджу в Мекку[1].

Галерея

Примечания

  1. Регистан сегодня. Мавзолей Ходжа Абду Даруна

Литература

  • Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 234, 246. — 248 с.
  • Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль. / Автор текста и составитель альбома Г. А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 393—394. — 428 с.

Ссылки

  • Портал города Самарканда. Ансамбль Абди-Дарун.
  • Достопримечательности Узбекистана. Самарканд. Мавзолей Абди-Дарун.
  • Мавзолей Ходжа Абди Дарун.
  • Регистан сегодня. Мавзолей Ходжа Абду Даруна.
  • Мавзолей Ходжа Абду Дарун на сайте Ташриф Турс.
  • Достопримечательности и архитектурные памятники Самарканда. Ансамбль Абди-Дарун.
  • Золотое наследие Самаркандского зодчества. Мавзолей Абди-Дарун.

Ансамбль Абди Дарун.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01