26-08-2023
«Арктика» | |
---|---|
Флаг | Россия |
Назван в честь | Арктика |
Класс и тип судна | Ледокол класса КМ(*) ЛЛ2[2] А |
Порт приписки | Мурманск |
Номер ИМО | 7429061 |
Позывной | UCKH |
Организация | Российская Федерация |
Оператор | ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» |
Изготовитель | Балтийский завод, Санкт-Петербург[1] |
Спущен на воду | 26 декабря 1972 года |
Введён в эксплуатацию | 25 апреля 1975 года[2] |
Статус | Выведен из эксплуатации в августе 2008 г. |
Награды и почести | |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 23460 тонн |
Длина | 147,9 метров |
Ширина | 29,9 метров |
Осадка | 11 метров |
Мощность | 75 000 лошадиных сил |
Движитель | 3, фиксированного шага |
Скорость хода | 20,8 узлов (38,5 км/ч) |
Автономность плавания | 7,5 месяцев |
Экипаж | 150 человек |
Изображения на Викискладе | |
А́томный ледоко́л «А́рктика» — второй в мире атомный ледокол, первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Не следует путать данный ледокол с одноименным класса ЛК-60Я.
Атомный ледокол «Арктика» (головной корабль серии проекта 1052) заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний — 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года.
10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев. Согласно постановлению ЦК КПСС было решено увековечить память Л. И. Брежнева. Есть версия, что из-за опечатки в постановлении имя было присвоено не строящемуся ледоколу, а действующему, и в период с 1982 года и до 1986 года ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев», вместо строящегося ледокола, который впоследствии был назван «Советский Союз»[3].
Позднее на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977)[4], «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007). Все эти ледоколы относятся к ледоколам типа «Арктика».
2008 год — вывод ледокола из эксплуатации.
В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.
Для поддержания связи ледокол оснащен[5]
Радиопозывным ледокола был UKTY. Позже был присвоен новый позывной — UCKH, который сохранился и по настоящее время.
На ледоколе имеется возможность базирования вертолёта и лётного состава для проведения ледовой разведки.
На ледоколе имеется медицинский блок, который включает в себя, помимо всего прочего, стоматологическую установку и операционную.
4 — 27 июля 1998 года атомный ледокол «Арктика» осуществлял проводку немецкого научно-исследовательского судна «Поларштерн» (нем. "Polarstern"). Целью экспедиции являлось исследование хребта Альфа, входящего в область Центрально-Арктических поднятий Северного Ледовитого океана, восточнее хребта Ломоносова.
4 июля в (O) [6]
В 2004 году ледокол «Арктика» проводил научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров», с борта которого была высажена дрейфующая станция «Северный Полюс-33».
21 августа 2008 год у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению некоторых руководителей техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствует. Запас ядерного топлива в реакторах требует замены.
03.10.2008 была остановлена атомная энергетическая установка ледокола «Арктика».
В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в "холодный " отстой в ожидании утилизации.
Судно исключено из Регистровой книги судов с 31.07.2012[7].
|
Арктика (атомный ледокол проекта 10520).