19-06-2023
Атона́льность, атона́льная му́зыка, пантональность (нем. atonale Musik, англ. atonality, фр. musique atonale), в гармонии XX века принцип звуковысотной организации, выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности.
Атональность возникла как результат расширения тональности за счёт хроматизма, функциональной инверсии, «побочных доминант», «блуждающих» многозначных аккордов и других явлений гармонии в позднеромантической музыке Листа, Вагнера, Малера, Мусоргского, Скрябина, а также в музыке Дебюсси, Айвза, Стравинского, Бриттена, Бартока, Онеггера, Прокофьева, Мессиана, и многих других композиторов, склонных к эксперименту.
Содержание |
Арнольд Шёнберг, за которым закрепилась репутация «отца атонализма», не принимал термина «атональность», предпочитая ему «пантональность»,— термин, который означает не отрицание тональности, а «синтез всех тональностей»[1]. Кроме того, Шёнберг трактовал слово «атональный» не как «лишённый тональности», но как лишённый «музыкальных тонов». Однако, несмотря на это, термин «атональность» закрепился в музыкознании (особенно англоязычном)[2].
Начало собственно атонализма обычно связывают с финалом Второго струнного квартета Шёнберга (1908). Это был период трудных поисков новых законов музыкальной гармонии, способных заменить устаревшую систему тональности. Одновременно с Шёнбергом к атональности обратились его ученики Антон Веберн и Альбан Берг.
Период атонализма в музыке композиторов т. н. «Новой венской школы» продолжался примерно до 1920-25 года, когда Шёнбергом (а также чуть раньше Хауэром) была изобретена и впервые применена «додекафония», или двенадцатитоновая техника. Однако принципы и эстетика атонализма были подхвачены многими другими композиторами XX века. Их можно легко обнаружить и в музыке нового XXI века.
Влиятельный американский музыковед Э. Ловинский применял слово «атональность» (atonality) по отношению к западноевропейской многоголосной музыке XVI века (в частности, по отношению к мадригалам Карло Джезуальдо)[3]. При том что тональные явления той музыки непосредственно фиксируются слухом, невозможно говорить о единой и централизованной тональности в смысле позднейшей мажорно-минорной тональности. Такую «тональную неопределённость» целого Ловинский и обозначил термином «атональность».
Прежде всего я считаю, что «атональная музыка» — это самое неудачное определение, подобное тому, как если бы мы называли полёт «искусством не падать», а плавание — «искусством не тонуть».— Арнольд Шёнберг. «Стиль и идея» с.210 (Style and Idea, p.210)
Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик.— Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В.Мурадели 10 февраля 1948 г.
В популярном словоопределении «атональность» происходит от неслышания новой гармонии и представляет собой своего рода способ отмахнуться от необходимости определить то, что есть, ограничившись констатацией того, чего нет; всегда неудовлетворительное своей бессодержательностью научное недоразумение («музыка без звуков»[4])— Ю.Н.Холопов. Гармония. Практический курс. Ч.2, с.515-516
Портал «Музыка» | |
Атональность в Викисловаре? | |
Атональность в Викицитатнике? |
Атональность.