22-10-2023
Барымта — понятие, первоначально возникшее в казахской традиционной правовой культуре (обычном праве, то есть праве, основанном на обычаях). Обычай «барымта» сменил кровную месть на экономическую у казахов, башкир, калмыков и других кочевых народов в период феодализма. Практиковался в виде ритуализированого вооружённого набега (с запретом на использование боевого оружия) для захвата имущества и отгона скота.
Человек, совершающий «барымта» — барымташи.
Содержание |
Любое мщение, а особенно кровная месть приводила к бесконечным межродовым и межличностным войнам и распрям. Казахские ханы пытались заменить институт кровной мести уплатой куна. В архаичных правовых отношениях барымта играла немаловажную роль.
Если виновная сторона под различными предлогами отказывалась от уплаты куна, суд бийев или совет старейшин (аксакалов) официально выносил решение о барымте, т.е. признавал право потерпевшей стороны угнать принадлежащий виновной стороне определённое количество животных прямо с пастбища. Так же барымтовали при нарушении границ пастбищ, при неравном дележе добычи, а также других нарушениях привычного степного уклада. После барымты обязательно производили счёт.
Только с приходом русских властей в казахскую степь барымта постепенно причислилась к преступлению, к простому воровству.
С начала XIX века описание обычая «барымта» попадает в художественную, а затем в этнографическую литературу.
Известный оренбургский писатель П. М. Кудряшев (1797—1827) использовал подобный сюжет в своей повести «Абдряш».[1]
Во второй половине XIX века подобную практику, уже выродившуюся в вымогание выкупа вооружёнными отрядами кочевников с проходящих караванов, описывает Чокан Валиханов.
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Барымта.