01-05-2023
Калмыки самоназв. — хальмг, хальмгуд |
|
«Калмык» (худ. И. Е. Репин) • чаепитие в степи (фото XIX в.) «Аннушка» (худ. И. П. Аргунов) • Л.-Ш. Тёпкин • Ф. И. Калмык К. Н. Илюмжинов • М. Т. Бимбаев • Х. Б. Сян-Белгин |
|
Экзоэтнонимы |
калмык, калмак, калмок, колмак |
---|---|
Этноиерархия | |
Раса | |
Группа народов | |
Подгруппа | |
Общие данные | |
Язык | |
Письменность | |
Религия |
— тибетский буддизм (школа Гелуг) |
Первые упоминания | |
Включают | |
Предки | |
Родственны | |
Современное расселение | |
Россия: 183 372 (Всерос. перепись 2010 г.)[2] |
|
Историческое расселение | |
— земли по рекам Иртышу, Оми и Ишиму (кон. XVI в.) |
|
Государственность | |
— Калмыцкое ханство (XVII-XVIII вв.) |
|
Калмыки на Викискладе |
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий[9].
Численность современных калмыков в России — 183372 человек (Всероссийская перепись 2010 года)[2] , имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг.
Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет)[10]. Одним из первых по этому поводу подробно высказался в 1761 году русский чиновник и учёный В. М. Бакунин, долгое время живший среди калмыцких племён, который писал: «Торгоуты <…> как себя, так и хошоутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев“»[11]. Похожие высказывания имели место и в более поздний период[12]. Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке)[12][13]. Некоторые советские и российские учёные обнаруживают корни этнонима в Восточном Туркестане[12].
По поводу интерпретации тюркского названия калмыков ведутся споры. Существуют две основные теории.
В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года)[19], а с конца XVIII века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты[12][18].
Как уже было сказано, предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже переместившиеся на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и ряд соседних регионов, впоследствии ставших частью калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику. Со временем в состав народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты[9][20].
Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монголоидным народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монголоидным разрезом глаз, смуглой кожей и чёрными прямыми волосами .
Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой[21].
В составе калмыцкого народа имеется деление на субэтносы — родоплеменные группы, наиболее крупными из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (иначе большие дэрбэты, дэрбеты, дюрбеты, дорвуды), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и бузавы, в исторический период известны этнонимы «чорос» и «зюнгар» (иначе джунгары)[22]. Названия торгоутов, хошутов, дербетов, олётов впервые упоминаются ещё в древней монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» в 1240 году. Группа бузавов появилась значительно позднее — в XIX веке, она сформировалась из донских, кубанских и терских калмыков, нёсших постоянную службу в казачьих войсках.
В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших какому-либо субэтносу. После перехода большей части калмыков с середины XIX века к оседлому образу жизни улусы получили от российских властей статус административно-территориальных единиц[12].
В настоящее время деление на родоплеменные группы проявляется в быту и политической жизни народа. Оно поддерживается большой частью российских калмыков, а также калмыками, эмигрировавшими из России (см. раздел История. Эмиграция калмыков в США и страны Европы). В современной литературе специфика калмыцких «малых этносов» получила название «улусизм»[18][23].
По приблизительным подсчётам, численность калмыков при принятии русского подданства в XVII веке была около 270000 человек, среди них помимо преобладающих торгоутов, были дербеты, хошеуты, хойты, чоросы и другие субэтнические группы[18]. Калмыки осели на Нижней Волге и некоторое время их численность в русских пределах увеличивалась за счёт подхода небольших кочевий из Восточной Сибири и Центральной Азии, но в 1771 году половина калмыков ушла в Джунгарию (около 125000 человек[18], согласно ЭСБЭ количество ушедших калмыков было 33000 кибиток, или до 169000 «душ»[10]) (см. раздел История. Исход в Джунгарию).
калмыцкий язык |
|
||
|
|
|
|
Российская империя | 99390 | 91258 | 190648 |
в том числе по регионам | |||
Европейская Россия | 89869 | 82959 | 172828 |
Привислинские губернии | 161 | — | 161 |
Кавказ | 7787 | 7025 | 14812 |
Сибирь | 104 | 9 | 113 |
Средняя Азия | 1469 | 1265 | 2734 |
В последние десятилетия существования Российской империи (нач. XX века) калмыцкий народ проживал разрозненно в различных административно-территориальных единицах России, в основном в 8 улусах (Малодербетовском, Манычском, Икицохуровском, Багацохуровском, Харахусовском, Эркетеневском, Яндыко-Мочажном, Хошеутовском) в так называемой «Калмыцкой степи» Астраханской губернии (к началу Первой мировой войны — более 147000 калмыков). Значительная часть калмыков жили в Области войска Донского (13 станиц Сальского округа — 31516 человек в 1914 году) и Ставропольской губернии (Большедербетовский улус — 8517 человек в 1914 году). По территории Терской области кочевали терские и кумские калмыки общей численностью 4000 человек. Также известно о небольших группах калмыков, которые несли службу в составе казачьих войск: Оренбургского (более 1000 человек), Астраханского (более 900 человек) и Уральского (около 700 человек)[25].
Сарт-калмаки (сарт-калмыки) в переписи 1926 года учитывались отдельно, а в последующих переписях считались уже совместно с калмыками. В 1959 году, согласно словарю национальностей, сарт-калмыки выделялись как отдельный народ, но при публикации переписи были отнесены к калмыкам.
1926 года[26] |
1939 года[27] |
1959 года[28] |
1970 года[29] |
1979 года[30] |
1989 года[31] |
|
СССР | 129321 не включая сарт-калмаков (2793) |
134402 с сарт-калмыками |
106066 с сарт-калмыками |
137194 с сарт-калмыками |
146631 с сарт-калмыками |
173821 с сарт-калмыками |
в том числе по Союзным республикам | ||||||
РСФСР в том числе в Калмыцкой АО / АССР |
129200 107026 |
129809 107315 |
100603 64882 |
131318 110264 |
140103 122167 |
165821 146316 |
Украинская ССР | 92 | 791 | 321 | 456 | 508 | 635 |
Белорусская ССР | 1 | 96 | 70 | 34 | 48 | 102 |
Молдавская ССР | — | — | 7 | 38 | 27 | 41 |
Казахская ССР | — | 564 | 1861 | 878 | 973 | 1127 |
Киргизская ССР | — | 2965 | 2443 | 3887 | 4437 | 5050 |
Таджикская ССР | — | 35 | 217 | 123 | 114 | 120 |
Туркменская ССР | 2 | 25 | 31 | 29 | 44 | 103 |
Узбекская ССР | 18 | 72 | 371 | 239 | 221 | 517 |
Закавказская СФСР | 8 | — | — | — | — | — |
Азербайджанская ССР | — | 21 | 45 | 73 | 43 | 46 |
Армянская ССР | — | 4 | 27 | 13 | 15 | 39 |
Грузинская ССР | — | 20 | 43 | 47 | 11 | 103 |
Латвийская ССР | — | — | 11 | 24 | 22 | 43 |
Литовская ССР | — | — | 7 | 26 | 51 | 46 |
Эстонская ССР | — | — | 9 | 9 | 14 | 28 |
Дополнительно:
Всё население | Городские поселения | Сельское население | |||||||
Мужчины | Женщины | Оба пола | Мужчины | Женщины | Оба пола | Мужчины | Женщины | Оба пола | |
СССР | 66650 | 62671 | 129321 | 1182 | 488 | 1670 | 65468 | 62183 | 127651 |
в том числе по республикам | |||||||||
РСФСР в том числе в Калмыцкой АО |
66570 54767 |
62630 52259 |
129200 107026 |
1151 — |
478 — |
1629 — |
65419 54767 |
62152 52259 |
127571 107026 |
Украинская ССР | 54 | 38 | 92 | 11 | 8 | 19 | 43 | 30 | 73 |
Узбекская ССР | 16 | 2 | 18 | 14 | 1 | 15 | 2 | 1 | 3 |
Закавказская СФСР | 8 | — | 8 | 4 | — | 4 | 4 | — | 4 |
Туркменская ССР | 2 | — | 2 | 2 | — | 2 | — | — | — |
Белорусская ССР | — | 1 | 1 | — | 1 | 1 | — | — | — |
Всё население | Городские поселения | Сельское население | |||||||
Мужчины | Женщины | Оба пола | Мужчины | Женщины | Оба пола | Мужчины | Женщины | Оба пола | |
СССР | 70470 | 63932 | 134402 | 6578 | 4425 | 11003 | 63892 | 59507 | 123399 |
в том числе по республикам | |||||||||
РСФСР в том числе в Калмыцкой АО |
67442 54841 |
62367 52474 |
129809 107315 |
5935 3899 |
4145 3478 |
10080 7377 |
61507 50942 |
58222 48996 |
119729 99938 |
Украинская ССР | |||||||||
Узбекская ССР | |||||||||
Закавказская СФСР | |||||||||
Туркменская ССР | |||||||||
Белорусская ССР |
В переписи 2002 года самоидентификация некоторых респондентов, отнесённых к калмыкам была: большие дэрбэты, дербеты, дэрбеты, дюрбеты, дорвуды, торгоуты, торгуты, хойты, элеты, хошеуты, бузавы и ойраты.
2002 года[32] |
|
Российская Федерация в том числе в Республике Калмыкия |
173996 155938 |
в том числе по Федеральным округам | |
Центральный | 2803 |
Северо-Западный | 902 |
Южный | 167055 |
Приволжский | 882 |
Уральский | 684 |
Сибирский | 1304 |
Дальневосточный | 366 |
Общая численность калмыков в Киргизии по данным переписей населения изменялась следующим образом[33]:
Большинство калмыков Киргизии сконцентрированы в Иссык-Кульской области, где их численность составляла в 1999 году 5 314 чел. (в том числе 952 горожан и 4 362 сельских жителя), а к 2009 году сократилась до 3 801 чел. (в том числе 709 горожан и 3092 сельских жителя)[34].
По территории Иссык-Кульской области популяция калмыков в 2009 году распределялась следующим образом[35]:
В XX веке часть калмыков эмигрировала из России и СССР. Сейчас наиболее крупные диаспоры калмыков проживают в США (около 2 000 человек)[23] и во Франции (около 1 000 человек)[18].
В США калмыки проживают в штате Нью-Джерси (города Хауэлл, Нью-Брансуик) и в штате Пенсильвания (город Филадельфия). Сохранилось деление на этногруппы: бузавы, торгоуты и дербеты. Неформальной столицей калмыцкой диаспоры в США считается Хауэлл — город-побратим Элисты, одна из улиц которого названа Калмыцкой (англ. Kalmuk road). Многие новые калмыцкие эмигранты селятся в урбанизированных американских штатах — Нью-Йорке, Вашингтоне, Калифорнии, Флориде, привлекаемые тем, что здесь легче найти работу и больше прочих возможностей[23].
В конце XVI — начале XVII веков проживающие в Джунгарии и соседних регионах племена западных монголов (ойратов) разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор, другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась в пределы Русского царства[9][20]. В этой статье представлена история последней группы с периода разделения по наши дни, именуемая сейчас «калмыками» (историю других групп см. Ойраты, Джунгарское ханство и Хошутское ханство).
В конце XVI — начале XVII вв. происходило перемещение калмыков из Джунгарии и с современной территории Восточного Казахстана на северо-восток в сибирские пределы Российского государства — в земли по рекам Иртышу, Оми и Ишиму; позже кочевья сместились юго-западнее — на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Здесь максимальная территория кочевий калмыцких племён имела границы: на юге — до реки Терек, на севере — до реки Самары, на западе — до реки Дон и на востоке — до реки Яик (Урал) (позже ареал проживания уменьшался и примерно стал соответствовать границам современной Республики Калмыкия)[36][37].
Причины такого перемещения части ойратов (калмыков, в большинстве торгутов) неизвестны, ряд исследователей предполагает что они вызваны внутреойратскими конфликтами в Джунгарском ханстве. Так пришедший на русские границы торгутский тайши Хо-Урлюк, первый хан образовавшегося на Нижней Волге Калмыцкого ханства, конфликтовал и даже имел сражение с дербетским Далай-тайшой и хошутcким Гуши-ханом. Возможно эти (или какие-то другие) причины вынудили Хо-Урлюка перекочевать на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где он вместе с сыновьями и внуками стал вести активную военно-политическую экспансию[38].
В первой трети XVII века начинаются тесные контакты и периодические конфликты калмыков с российским государством. В этот период калмыцкими тайши было дано множество шертей — присяг на верность русскому царю, они часто принимали шерти и также часто нарушали их[36]. Это непостоянство исследователь XIX в. Ф. А. Бюлер охарактеризовал особенностями кочевников: «… присяга в верности кочевых азиатских племён в глазах их самих не заключает в себе ничего святого. Она для них лёгкое средство для достижения предполагаемых выгод и нарушить её при первом удобном случае им ничего не значит…»[36][39].
Царём Василием Шуйским в 1608 году было принято одно из первых посольств калмыцких (а именно дербетских) тайши, и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского, получило полное согласие. Торгутский хан Хо-Урлюк также отправлял в Москву послов с просьбой принять его с сыновьями и внуками «под царскую руку». Дата окончательного вхождения Калмыцкого ханства в состав России остаётся предметом дискуссий. По мнению одних учёных, около 1657 года процесс вхождения калмыков в Российское государство был завершён[18]. Другие исследователи считают, что Калмыцкое ханство окончательно утратило суверенитет только после того, как в 1722 г. хан Аюка обратился к Петру I с просьбой помочь ему передать власть младшему сыну Церен-Дондуку в обход потомства скончавшегося к этому моменту старшего сына Чакдоржапа[40].
Крещёные калмыки (XVIII—XIX вв.)
Политика Российского правительства на христианизацию калмыков дала 15 ноября 1724 года ощутимые результаты, когда калмыцкий тайши Баксадай-Дорджи для захвата власти и надёжной поддержки со стороны властей крестился. Восприемником Баксадай-Дорджи (новое имя — Пётр Тайшин) стал сам Пётр I, даровавший ему титул князя и власть над всеми крещёными калмыками.
После смерти Петра Тайшина, 20 июня 1737 года, императрицей Анной Иоанновной была жаловала грамота его жене — крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города — Ставрополя (современный Тольятти), как административного центра земли, выделенной крещёным калмыкам, а также с целью защиты пограничных территорий Российской империи от набегов соседних кочевых народов. Строительство крепости началось весной 1738 года, а в сентябре сюда и окрестные сёла было переселено более 2200 калмыков. В 1739 году было образованно Ставропольское калмыцкое войско — иррегулярное воинское формирование. Но постепенно русское население в городе стало преобладать над калмыцким, возможно это было связанно с образом жизни калмыков, которые предпочитали в основном кочевать в окрестностях Ставрополя.
В 1842 году указом Николая I калмыков переселяют в Оренбургские степи и они на всегда покидают город. В Тольятти сейчас одна из улиц в старом городе названа Калмыцкой.
Хотя формально ставропольские калмыки и были христианами на протяжении тех ста лет, что они прожили в Самарском крае, они тайно практиковали буддизм. До сих пор археологи находят статуэтки будд в окрестностях Тольятти, а в краеведческом музее выставлена редкая бронзовая фигура улыбающегося Будды Шакьямуни[23].
Владения калмыцких племён на Нижней Волге и в Северном Прикаспии, основу которых первоначально составляли кочевья торгутского хана Хо-Урлюка, принято называть в историографии Калмыцким ханством. Ханы, а позднее наместники этого образования частью подчинили себе других кочевников этого региона (Больших Ногаев), а частью вытеснили их в Крым и на Кавказ (Малых Ногаев). Помимо войн с ногаями и русскими, экспансия калмыков выразилась в частых столкновениях с казахами, киргизами и Кабардой[18].
Кавалерия калмыков, сначала как союзническая, позже как нерегулярная часть русской армии, принимала участие во многих войнах Российской империи — в Северной войне (3-тысячный отряд в Полтавской битве), в Русско-турецкой войне (1672 г. — российско-калмыцкий поход на Азов, 1711 г. — 20 000 калмыков тайши Аюки-хана в Кубанской экспедиции П. М. Апраксина, 1735—1739 гг. — участие калмыцкого хана Дондук-Омбо самостоятельно и в составе корпуса фельдмаршала П. П. Ласси в походах на Кубань, взятии городов Азова и Темрюка, а также в походах на Крым).
Не смотря на подданство Калмыцкого ханства, иногда между калмыками и Российским государством происходили боевые столкновения и грабежи. Так во время внутреннего военного противостояния различных калмыцких тайши, «владелец» Дондук-Омбо в 1734 году устроил набег калмыков на Украину, и также участвовал в различных конфликтах с русской армией на Дону и Кубани.
От представителей аристократии Калмыцкого ханства произошли некоторые российские дворянские роды (также кабардино-адыгские) — Калмыковы, Дондуковы. Ханство просуществовало с 1664 по 1771 год, когда было упразднено по указу императрицы Екатерины II, в связи с массовым исходом калмыков в Джунгарию[18].
В 1771 году произошёл исход большой части калмыков с берегов Волги в Джунгарию. Называют две основные причины этого события: 1) влияние маньчжуро-китайской дипломатии цинского Пекина, который хотел привлечь волжских калмыков для содействия в успехе разрешения джунгарского вопроса; 2) притеснения калмыков правительством России[41].
Ещё во время вмешательства российского правительства в вопрос о наследии наместничества в Калмыцком ханстве в 1724 г., ханшей Дарма-Балой (вдовой Аюки-хана) высказано было одно из первых предложений откочевать в Джунгарию[36].
Весной 1771 года большая часть калмыцких тайшей во главе с ханoм Убаши совершили семимесячный переход с берегов Волги на территории, контролируемые цинским Китаем, уведя с собой около половины калмыков. Они двинулись через Урал и Киргизскую степь к озеру Балхаш (не вышли с ними только те калмыки, которые жили на правом берегу Волги и не могли присоединиться к прочим в связи с разливом реки). Болезни, голод, падёж скота, смерть людей, конфликты с казахами сопровождали это переселение[18].
Внешние изображения | |
---|---|
Карта-схема калмыцких улусов Астраханской и Ставропольской губерний XIX—XX вв. |
После упразднения Калмыцкого ханства в 1771 году его территория была включена в Астраханскую губернию, в составе которой калмыки были разделены на 8 (позже 9) улусов. Управлялись эти улусы каждый собственным тайшой, при котором имелся российский пристав[18]. В 1800 году император Павел I восстановил Калмыцкое ханство, но через три года — в 1803 году император Александр I снова упразднил его.
Набираемая из калмыков кавалерия, как нерегулярная часть русской армии, принимала участие в Отечественной войне 1812 года. Калмыцкие формирования (Ставропольский калмыцкий полк) в составе корпуса генерала М. И. Платова участвовали в Бородинском сражении, заграничных походах русской армии и были на параде войск победителей в Париже.
Эмиграция калмыков в США и страны Европы
В различные периоды истории XX века часть калмыков эмигрировала из России/СССР в так называемые «страны запада». Калмыцкая диаспора в США и странах Европы состоит из калмыков «трёх волн» эмиграции: 1) потомки тех, кто покинули Россию после Октябрьской революции и гражданской войны (1917—1922/1923), главным образом в составе казаков Войска Донского[42]; 2) потомки покинувших СССР во время Великой Отечественной войны (1941—1945); 3) эмигранты 1990-х годов[23].
Калмыки «первой волны» эмигрировали из России в Сербию, Болгарию, небольшая часть поселилась во Франции, Румынии и Чехии. Как и большинство русских эмигрантов их статус был неопределённым, они имели лишь нансеновские паспорта[23][43].
В 1945 году продвижение Советской армии на Балканы заставило осевших здесь калмыков-эмигрантов «первой волны» и пополнивших их ряды калмыков «второй волны» переселяться в Германию, так как НКВД разыскивало и преследовало переселенцев, арестовывая их и отправляя в лагеря ГУЛАГа. Перебравшись на территории, оккупированные союзниками (в лагеря для перемещённых лиц под Мюнхеном), калмыки, после отказов в гражданстве от семнадцати стран, в 1951 году смогли выехать в США благодаря помощи русских эмигрантов[23].
Проблемой перемещения в США была война в Корее (1950 — 1953 гг.), которую американцы как раз вели в этот период, и в связи с этим ограничили получение гражданства лицам азиатского происхождения. При помощи представительницы русского графского рода Толстых — А. Л. Толстой (дочери писателя Л. Н. Толстого), развернувшей кампанию в прессе в поддержку калмыков, им удалось решить этот вопрос в Верховном суде США. Толстовским фондом был инициирован приезд калмыков в Америку, также фонд участвовал в судебном процессе семьи калмыков Ремелевых в получении гражданства США[23][44].
В настоящее время наиболее крупные диаспоры калмыков проживают в США (около 2 000 человек) и во Франции (около 1 000 человек)[23].
После февральской революции в России к власти приходит Временное правительство, которое 1 июля 1917 года приняло решение о выделении территории астраханских калмыков (в «Калмыцкой степи» на землях Астраханской губернии) в «Степную область калмыцкого народа» с центром в Элисте[45].
С началом большевистской аграрной реформы в феврале 1918 года начинается период разделения калмыков на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно калмыки Области Войска Донского) оказались в рядах Белой Армии. Казачий офицер И. Д. Попов сформировал и успешно командовал калмыцким отрядом (участвовал в «Степном походе» атамана П. Х. Попова). Его отряд, и многие сочувствующие «белому движению» калмыки, примкнули к Донской Армии, а по окончанию гражданской войны, после её разгрома, ушли в эмиграцию с остатками армии П. Н. Врангеля (известно об объединении в Праге калмыцких белоэмигрантов в благотворительный союз «Хальмг тангчин тук» — Знамя калмыцкого народа)[18][45].
В то же время бывший командир эскадрона в конном полку Будённого калмык Ока Городовиков летом 1920 года командовал 2-й Конной армией.
В начале 1920 года большевики заняли территории «Степной области калмыцкого народа»[45], 4 ноября того же года Постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР была образована Калмыцкая автономная область (также — Автономная область калмыцкого трудового народа) (до 1928 года с центром в Астрахани, после — в городе Элисте). С 1928 года автономная область входила в состав Нижневолжского края, с 1934 года — в состав Сталинградского края.
Сюда же в 1922—1925 гг. переселили донских калмыков, что, как и всякое переселение, не прибавило среди них популярности существовавшей власти[45].
20 октября 1935 года Калмыцкая автономная область была выведена из состава Сталинградского края и преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику[18][45].
В довоенный период проводилась активная национальная политика Советской власти среди калмыков, главными направлениями которой были в экономической сфере — обоседление и коллективизация, в культурной — ликвидация неграмотности и борьба с религией[46].
Обоседление калмыков — 56 % в прошлом кочевых хозяйств к 1932 году стали вести оседлый образ жизни, а к 1936 году процесс оседания кочевого и полукочевого населения в основном закончился. Эта деятельность властей проходила в тесной связи с коллективизацией и сопровождалась ликвидацией кулачества[46].
Ликвидация неграмотности — помимо несомненно положительного эффекта, эта политика сопровождалась управленческой некомпетентностью (калмыцкий алфавит был переведён с латиницы на кириллицу за два десятилетия четыре раза только на русской основе и шесть раз, если учитывать все алфавиты) это создало трудности с обучением и дальнейшим применением знаний у целого поколения калмыков[46].
Антирелигиозная политика — сначала выразилась в антибуддийской пропаганде, повышении налогов для лам, снятии с поста главы калмыцких буддистов Бакши Чимида Балданова, и к 1937 году достигла своего пика — уничтожение хурулов, уничтожение ритуальных принадлежностей, текстов и статуй[45].
В 20—30-е гг. XX века калмыцкое население сменило хозяйственно-культурный тип, стало почти полностью оседлым (либо полуоседлым) и начало переходить на русский язык, так Советское правительство формировало единый коммунистический социум — «советский народ», в котором предстояло занять свое место и калмыкам[47].
Тема участия калмыцкого народа в Великой Отечественной войне долгое время в СССР, и некоторое время в Российской Федерации, была под неким негласным политическим табу, в связи с проблемой «калмыцкого вопроса» — перехода части населения на сторону фашистской Германии. Мнимость такого запрета очевидна, так как несмотря на имевший место коллаборационизм (например Калмыцкий кавалерийский корпус), большая часть калмыков героически защищала свою родину в рядах Красной Армии (среди калмыков много получивших различные награды за боевые заслуги, из них 9 Героев Советского Союза[49])[45].
Во время наступления немецких войск часть территории Калмыцкой АССР была временно оккупирована германскими войсками.
В 1943 году территория Калмыцкой АССР освобождена от частичной германской оккупации. Её органы государственной власти и автономия не были восстановлены, так как Указом Президиума Верховного Совета СССР Калмыцкая АССР упразднена и её территория присоединена к Астраханской области (город Элиста был переименован в Степной), а значительная часть калмыков была депортирована в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая[47].
Следствием репрессий стала гибель свыше 1/3 выселенного народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры[18].
В 1957 году Калмыцкая АО была восстановлена в составе Ставропольского края, с несколько уменьшенной территорией; практически все выселенные калмыки и их потомки, родившиеся в местах высылки, возвратилась на прежние места проживания. В 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР[18].
В 1990 году Верховный Совет Калмыцкой АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Калмыцкой ССР в составе РСФСР в обновленном Союзе ССР. Калмыцкая ССР с 1992 года стала назваться Республика Калмыкия — Хальмг Тангч[18], которая по Конституции Российской Федерации получила статус субъекта Федерации.
5 апреля 1994 года было принято «Степное Уложение» (Конституция Республики Калмыкия), по которой Республика Калмыкия — Хальмг Тангч была переименована в Республику Калмыкия[18].
До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С XIX в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с XIX в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные
.Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники чёрного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет
.Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей
.Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием
.Помимо собственных калмыцких (ойратских) имён, калмыками употребляются санскритские и тибетские имена, проникшие в их культуру вместе с тибетским буддизмом. Современные калмыки могут носить также русские и другие европейские имена, попавшие в использование через русский язык после переселения калмыков в Россию[50].
Собственно калмыцкие (ойратские) индивидуальные имена в семантическом плане[50]:
Тибетские и санскритские индивидуальные имена в семантическом плане[50]:
В исторический период известно об употреблении калмыками имён-оберегов[50]:
Также распространены у калмыков были двойные имена (в Яндыко-Мочажном, Хошеутском, Эркетеневском улусах) — Санж-Гаря (у калмыков Хошеутовского улуса Санҗ-Ара), Эрдни-Хал, Церен-Дорҗ. Сейчас двойные имена сохраняются в форме отчества. Существовал обычай хадм (табуирование имён), который требовал от невестки, пришедшей в семью мужа, искажения собственных имен родственников мужа (вместо Бадм — Ядм, вместо Дорҗ — Ерҗ), так рождались «новые» имена[50].
При появлением русской администрации (XVII в.) у калмыков происходит становление фамилий, которые образовывали от имени отца — Эрдниев (Эрдни), Бадмаев (Бадма), Кичиков (Кичик). Например если имя калмыка было Нема, а фамилия Дорджиев, значит, имя его отца — Дорҗ, а фамилия детей Нема Дорджиева будет Немаевы. Постепенно фамилия становиться наследственной и начинают появляться отчества, определявшиеся по имени отца[50].
Летосчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и Центральной Азии, вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю. Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь этот был введен в XIII веке монгольским ханом Хубилаем.
Сезоны в калмыцком календаре | Название месяца и соответствующие животное | Примерное соответствие григорианскому календарю | |
---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг («ясное письмо») был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени вновь используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.
Калмыки — единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм.
В XVI—XVIII веках у российских ойратов наряду с индо-тибетским учением были распространены традиционные верования и представления, прежде всего — культ неба - Тенгрианство (Менк Кок Тэнгр — «Вечное Синее Небо»), а также культы гор, деревьев, воды, земли. Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддийскую религиозную систему. В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов. Немецко-российский путешественник П. С. Паллас, побывавший в приволжских степях в конце 1760-х годов, отметил, что у местного населения шаманами были как мужчины («чародеи „бе“»), так и женщины («чародейки „удугун“»)[51].
Влияние архаических религиозных представлений сохраняется в калмыцкой культуре по сей день. Очевидно, наиболее ярко оно проявляется в современных калмыцких праздниках, в частности — в Цаган саре, связанном с началом весны (обычно отмечается в феврале).
У представителей калмыцкого народа эмигрировших в США религия продолжает играть важную роль, так как Америка, вообще, очень религиозная страна и досуг американцев (особенно в небольших городках) в основном организован вокруг церкви, церковь формирует сообщество и является центром религиозной и культурной жизни. Калмыцкая диаспора в США имеет четыре буддийских храма, один из них в Филадельфии (построен в 1973 году) и три в Холуэлле (каждый построен отдельной группой калмыков — бузавов, торгоутов и дербетов). При храме в Филадельфии действует буддийское общество (англ. Kalmyk Buddhist Society)[23].
Исследование правовых обычаев у данного народа и возникновение правовых институтов в области судебного права обобщил адвокат Н. В. Баснин[52].
Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.
<ref>
; для сносок autogenerated2
не указан текстОдни из первых европейских карт с изображением расселения калмыков:
Карта из атласа «Cosmographia». 1544 г. Себастьян Мюнстер.
Фрагмент карты Великой Тартарии. Guillaume de L’Isle. 1706 г.
Фрагмент карты Российской империи Петра Великого. Составленна пленными шведскими офицерами ок. 1709 г.
Монгольские племена и народы | |
---|---|
Протомонголы | |
Исторические | |
Собственно монголы — монг. Монгол үндэстэн | |
Буряты |
|
Северные монголы |
|
Южные монголы |
|
Западные монголы (Ойраты) |
|
Другие монгольские народы | |
Этносы монгольского происхождения, говорящие на других языках | |
кацо / юннаньские монголы1 | ираноязычные — хазарейцы | чараймаки (джемшиды, таймани , теймури, фирузкухи)
1 этногруппы, частично или полностью проживающие в КНР и объединяемые там под названием «монголы Китая». |
Калмыки.