20-09-2023
Бедная невеста | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1850-1851 |
Публикация: |
1852 |
«Бедная невеста» — пьеса (комедия) в пяти действиях Александра Островского 1851 года.
Содержание |
Летом 1850 года Островский сообщал Погодину о своих литературных занятиях. Среди начатого была и «Бедная невеста». 31 октября 1850 года Островский читал у Погодина отрывок из этой пьесы. В конце марта 1851 года драматург, рассчитывая на скорое завершение пьесы, обращался к Погодину с просьбой о публикации «Бедной невесты» в «Ведомостях».
Весь апрель прошёл в напряженной работе над «Бедной невестой». В мае Островский пишет Погодину: «надеялся сделать Вам сюрприз, то есть прислать 2 акта своей комедии, но теперь обстоятельства изменились и я закончу их только к субботе». Пьеса была закончена летом 1851 года, однако автор продолжал вносить в неё дополнения и поправки.
3 ноября драматург извещал Погодина, что «комедия позамешкалась несколькими днями, потому что я слышал комедию Писемского («Ипохондрик») и нашёл нужным свою подкрасить настолько, чтобы не краснеть за неё»[1].
В декабре Островский сдал пьесу в цензуру и 1 января 1852 года получил разрешение на её отдельное издание. Но и после этого работа над пьесой не прекращалась. Драматург вносил в неё новые правки: «Завтра, то есть в четверг, я вам отдам невесту» — уведомлял он Погодина в письме от 30 января 1852 года.
19 февраля 1852 года было получено цензурное разрешение на печатание пьесы в журнале «Москвитянин», в четвертом номере которого она и появилась. Готовя первое собрание своих сочинений в издании Кушелёва-Безбородко, Островский вносит в «Бедную невесту» ряд дополнительных изменений. Приняв во внимание критические замечания, высказанные в журналах «Современник» и «Отечественные записки», драматург сокращает отдельные сцены, устраняет неудачные выражения, уточняет характеристики образов, усиливает колоритность языка действующих лиц. Новая редакция пьесы была напечатана в собрании сочинений Островского, изданного Кушелёвым-Безбородко в 1859 году.
Официант и разные лица, являющиеся в пятом действии смотреть свадьбу.
20 марта 1852 года (после появления «Бедной невесты» в «Москвитянине») Алексей Писемский писал драматургу: «Комедию Вашу я прочитал с неистовым удовольствием и нахожу, что она не только не уступает „Свои люди — сочтемся“, но даже выше, потому что комизм её тоньше, задушевнее — выведенные липа до того живы, что мне снятся во сне»[2].
Тургенев, указывая на недостатки комедии, однако, находил, что «общий колорит её верен», а второй акт «прекрасен с начала до конца». «Островский начал необыкновенно, и читатель ждёт от него необыкновенного. Со всем тем, мы от всей души приветствуем комедию г-на Островского»[3]. В 1879 году, перепечатывая статью, Тургенев, имея в виду свои критические замечания, заявил, что его оценка «одного из лучших произведений драматурга» оказалась неверной.
Чернышевский считал, что в сравнении с пьесой «Свои люди — сочтёмся» идея «Бедной невесты», не имея достоинства новизны, принадлежит «слишком тесному кругу частной жизни», но комедия в целом, по его мнению, «очень хороша»[4].
Свою характеристику пьесы дал в 1859 году Добролюбов. Охарактеризовал безысходное положение «бедной невесты», Марьи Андреевны: «А из-за чего же терпит несчастная все эти оскорбления? Что ее держит в этом омуте?» … «Ясно что: она бедная невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как ждать или искать выгодного жениха. Замужество — это её должность, работа, карьера, назначение жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник — места, нищий — подаяния, так девушка должна искать жениха… Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать девушка, не вышедшая замуж?». В «Бедной невесте» Добролюбов находил «категорический ответ» на злободневный вопрос современной Островскому действительности — «почему у нас женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой».
Разрешение на театральную постановку «Бедной невесты» было получено лишь 15 сентября 1852 года. Этому разрешению много способствовало то, что цензор Гедерштерн представил пьесу в своей рецензии обычной любовно-бытовой драмой. Драматическая цензура полностью вычеркнула из пьесы роли Дуни и Паши. Запрещение играть эти роли было снято драматической цензурой лишь 3 октября 1861 года.
«Бедная невеста» была в первый раз поставлена в Московском Малом театре 20 августа 1853 года. Роли исполняли: Незабудкиной — Сабурова, Марьи Андреевны — Е. Н. Васильева, Мерича — Черкасов, Милашина — С. В. Васильев, Добротворского — Шумский, Беневоленского — П. М. Садовский, Хорькова — Полтавцев, Хорьковой — Акимова.
Первое представление «Бедной невесты» на сцене Александрийского театра состоялось 12 октября 1853 года, в бенефис артистки Читау. Роли исполняли: Незабудкиной — Громова, Марьи Андреевны — Читау, Мерича — Смирнов 1-й, Милашина — Бурдин, Добротворского — Прусаков, Беневоленского — Мартынов, Хорьковой — Линская, Хорькова — Степанов.
Для представления на народных театрах «Бедная невеста» была разрешена только 3 мая 1893 года, но с изъятием ролей Дуни и Паши. Наиболее замечательными исполнителями основных ролей пьесы были: П. М. Садовский — Беневоленский, С. Васильев — Милашин, Шуйский и Варламов — Добротворский, Далматов — Мерич.
Яркие сценические образы создали артистки Е. Н. Васильева, Читау и Стрепетова в роли Марьи Андреевны, Садовская — в роли Незабудкиной, Стрельская и Линская — в роли Хорьковой.
Бедная невеста (пьеса).