Lt304888.ru

Туристические услуги

Белорусское фэнтези

12-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Белорусское фэнтези — художественные произведения написанные белорусскими авторами в жанре фэнтези.

Фэнтези, как отдельный жанр начал формироваться на рубеже XIX—XX в. В основе жанра заложены сказочные и мифологические мотивы. Среди основных героев обычно люди с волшебными способностями (маги, друиды, провидцы и т. д.) или с волшебными предметами (рыцари с заколдованной оружием), мифические создания, нередко заимствованные из средневековых бестиариев (драконы, единороги, оборотни).

В белорусской литературе элементы фэнтези можно найти намного раньше до появления жанра. Особенно ярко это отражено в произведении Яна Барщевского — «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-46). Наибольшее развитие в белорусской литературе жанр получил в XXI веке.

XIX век. Основатели жанра в белорусской литературе

Фэнтезийные элементы присутствовали в белорусской культуре ещё с давних времён, поскольку жанр тесно связан с фольклором и мифологией. Элементы мистицизма и образы мифологических существ использовал в своём творчестве ещё Адам Мицкевич. Во время работы над своими балладами в 1819-21 годах Мицкевич обращался к богатству белорусского фольклора[1]. Так, к образу Свитязянак (жителей озера Свитязь, белолицых девушек с длинными распущенными волосами, в которых превратились женщины города Свитязь, затопленного богами по их просьбе водой, чтобы избежать захвата враждебным русским войскам) и легенд, связанных с ними, поэт обращался в своих балладах «Свитязь» (1820), «Свитязянка» (1821), «Рыбка» (1822)[1].

Обложка «Шляхтич Завальня» издания 1884 года

Но наиболее ярко белорусская мифология отражена в произведения Яна Борщевского — «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-46), в котором автор переносит нас в фантастическую, вымышленную Белоруссию, в которой читатель встретится с оборотнями и волкодавами, с великанами и драконами, чудовищами, магами и чернокнижниками. Его персонажи пришли в произведение из национальной мифологии, населённой русалками, водяными, лешими, волкодавами, но некоторых персонажей Борщевский придумал сам — Сына Бури, Белую Сороку, Плачку. Именно Ян Борщевский считается основателем жанра фэнтези в белорусской литературе. Он, как настоящий писатель-фантаст, смотрел вперёд, в будущее, и как бы предвидел появление ― прозы ужасов, фэнтези, научной фантастики[2]. По мифологической основе произведений Борщевского, его творчество следует отнести к такому субжанру, как славянский фэнтези, в основе которого лежит сочетание славянского фольклора (преданий, былин, мифов) и стандартных фэнтезийных канонов.

На презентации своей фэнтезийной повести на вопрос о традиции белорусской фантастики белорусский поэт и филолог Серж Минскевич сказал: «Мы самые первые написали фэнтези, когда еще и не придумали этому жанру название. Еще не было Толкина, а у нас уже был Ян Борщевский…»[3].

В 1852 году из-под пера белорусского поэта и фольклориста Александра Рыпинского вышла романтическая баллада «Бес». Подзаголовок к поэме был «баллада белорусская», чем автор отмечал не только фольклорную основу своей баллады, но и своеобразие произведения, её созвучие с традициями белорусской поэзии середины XIX века. В предисловии к «Лукавому» Александр Рыпинский написал, что в результате обработки народной песни у него получилось долгая история и он, «добавил к ней кое-что странное и адское, сделал из этого крестьянскую балладу»[4].

Литераторы XIX века
Ян Борщевский. К. Жуковский, XIX в.

XX век

Мифологические персонажи присутствует и в поэзии Янки Купалы. Некоторые исследователи (напр .: канд. Фил. Наук Г. М. Метлицкая) даже употребляют такой термин, как Купаловский мифологизм. Определенное время мифологическая образность в творчестве поэта была чуть ли не доминирующей. «Цемнатворцы» до такие мифычныя и языческие существа, как ведьмы, вурдалаки, черти, водяные, русалки и другие, господствуют в его стихах «В вечно бори …» (1912), «Русалка» (1912), «Хохолок» (1911), «Где ни вылете из неволи …» (1906), «Забытая таверна» (1907), «баю, баю, мужичок!» (1905—1907), «Ночь за ночкой» (1909), в поэму «Сон на кургане» (1910). Чего только стоит отрывок из его стихотворения «Забытая таверна»: «Женят ведьму с волкодавов, сватает шинкарь, попом — раввин, ведьма — дьяком, а черт — хозяин. Так играют, пока где-то не крикнет петух … погибает все, и по банкетам пусто, скучно вкруг»[5].

«Лабиринты» Вацлава Ластовского. Издание 1944 г., Берлин

Вацлав Ластовский в 1923 году издал исполненную загадками повесть «Лабиринты», которой наверняка и на сегодня нет жанровых аналогов ни в белорусской, ни в мировой литературе. Жанр произведения занимает пограничное положение между утопией и научной фантастикой, в нём наблюдается единство исторического и фантастического[6]. В произведении мы видим переплетение нескольких сознательных авторских мистификаций, главная из которых связана с существованием Полоцкого лабиринта. И как и в древнегреческой мифологии существовал миф о Лабиринт на Крите и о Минотавре, который послужил темой для ряда литературных произведений, так и Полоцкий лабиринт в трактовке Ластовского стал для него одним из центральных артефактов, на котором базировалась его Кревская теория[7].

В белорусской драматургии фэнтезийные элементы присутствуют в ряде пьес Евстигнея Мировича. Одними из наиболее значимыми в его творчестве стали фэнтезийно-исторические пьесы: «Машека» (1922 г.), «Кузнец-воевода» (1924)[8]. Его «Машека» стала первой пьесой, поставленной на белорусском языке[9].

В контексте создания новых художественных миров проводил ассоциацию Владимира Короткевича с Толкином исследователь Андрей Хаданович. По словам Хадановича, Белоруссия Короткевича — идеального страна, населённая знатными рыцарями, мужественными патриотами и национально сознательными аристократами с поэтическими способностями. И создателям белорусского фэнтези Ходонович считает именно Короткевича[10]. И на самом деле, для творчества Короткевича характерны не только историзм, но и придание ей отдельных мифологических черт. Критик Алексей Ненадовец в статье «Мифология в произведениях Владимира Краткевича» замечает «что в произведениях писателя сами понятия чародейка, волшебник, знахарь, гадатель почти не отличаются по смыслу, хотя здесь были, соответственно свои тонкости, выработанные многовековым практическим опытом народа»[11].

Литераторы XX века

XXI век

По мнению председателя секции «Приключения и фантастика» в СПБ Владимира Куличенки, белорусские фантасты больше преуспели в жанре «фэнтези» чем в жанре «научной» фантастики, так как «фэнтези» и его поджанр более доступные для восприятия современного читателя, чем произведения «научной» фантастики, и поэтому быстрее находят отклик читателей[12]. Наверное наиболее ярко в этом жанре выделяется Ольга Громыко, чьи книги (издаётся с 2003 года), которые созданы в жанре юмористического фэнтези, отличает ирония, местами переходящая в сарказм. Главными героями её книг являются персонажи, в традиционном фэнтези относящиеся к отрицательным: ведьмы, вампиры, оборотни, драконы, тролли и другие[13].

Еще по одной выдуманной стране, на этот раз основанной на легендах и преданиях Великого княжества Литовского, мы можем попутешествовать в романе «Гонитва», писательницы Ники Ракитиной (наст. имя — Людмила Богданова). Герои романа — настоящие белорусские персонажи. Также при прчтении романа можно заметить множество сходств с Белоруссию. На конгрессе «Еврокон-2008», учреждённого Европейским союзом научной фантастики, эксперты признали белорусскую писательницу Нику Ракитину лучшим молодым писателем-фантастом[14].

На белорусских землях разворачиваются приключения в цикле сказок Петра Васюченко «Приключения господ Кублицкого да Заблоцкого» («Приключения господ Кубличская и Заблоцкого» (1997) и «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» (2003)). Данные произведения имеют иногда и абсурдный, и комический, и философский характер, и позволяют нам со стороны взглянуть на нелогичность человеческих чрезмерных желаний. И все это подаётся с народным юмором. Это хорошо видно, например, в отрывке, где паны дают советы Куре-Щабятуре по поводу того, какого она должна принести цыплёнка ("[Заблоцкий] Чтобы сало на том цыплёнке было с ладонь толщиной … [Кублицкий] Да ростом чтобы оно было с изрядного борова … [Заблоцкий] Не из борова, а с быка, чтобы было величиною! Во! "). Но вместо желаемого господа получают яйцо размером с бочку, из которого вылупляется Страшила, которое требует еды. В 2003-м за книгу «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» Петр Васюченко удостоен премии «Глиняный Велес» (за лучшую художественную белорусскоязычную книгу года)[15]. А в 2013 году автор обратился и к мифологии древней Греции, рассказав в свойственной ему манере, увлекательно и с юмором, о подвигах известного силача Геракла («Двенадцать подвигов Геракла»)[16].

С 2002 года из-под пера соавторов Андрея Жвалевского и Игоря Мытько выходит цикл фэнтезийных романов-пародий на известную во всем мире серию историй о Гарри Поттере — «Порри Гаттер» («Порри Гаттер и Каменный Философ», «Личное дело Мергионы или четыре Чертовы дюжины», «Девять подвигов Сена Аесли»). Пародия построена на «переворачивании» сюжета: почти каждая вещь, описанная в оригинале, вывернуто наизнанку. Порри Гаттер здесь обычный мальчик, который появился в колдовской семье, но к огорчению своих родителей, вовсе не обладает магическими способностями[17]. В начале пародии сходство с оригиналом просматривается достаточно четко, даже выдерживается соответствие сюжетных линий. Но уже примерно после четверти книги сюжет начинает заметно отклоняться от оригинала.

Примечания

  1. 1 2 Лойка, А.А. Адам Міцкевіч і беларускі фальклор // Адам Міцкевіч і Беларусь / Уклад. В. Грышкевіч, навук. рэд. А. Мальдзіс, Т. Нягодзіш. — Мн.: ННАЦ імя Ф.Скарыны, 1997. — С. 110–111. — 320 с. — 1000 экз. — ISBN 985-6419-06-9.
  2. Словы ў часе. Літаратура ад рамантызму да сімвалізму і нашаніўскага адраджэння — Санкт-Пецярбург, 2014. — С. 52. — 374 с.
  3. Мінскевіч Серж (рус.). Архив фантастики. Проверено 10 сакавіка 2015.(руск.) . Архив фантастики. Праверана 10 сакавіка 2015.
  4. Штэйнер І. Ф. Балада «Нячысцік» Аляксанлра Рыпінскага // Роднае слова : журнал. — Мн.: Мінадукацыі Беларусі, 2011. — В. 286. — № 10. — С. 3—5.
  5. Сімвалічная функцыя міфалагічных персанажаў у паэзіі Янкі Купалы / Г. М. Мятліцкая // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2005. — № 3. — С. 13-18.
  6. Васючэнка, П.В. Першаадкрывальнік з роду Ластаў. Мастацкія адкрыцці Вацлава Ластоўскага // Ад тэксту да хранатопа : статьяы, эсэ, пятрогліфы / Пад рэд. М. Тычыны. — Мн.: Галіяфы, 2009. — С. 54—56. — 200 с. — 300 экз. — ISBN 978-985-6906-13-1.
  7. Васючэнка, П.В. Першаадкрывальнік з роду Ластаў. Мастацкія адкрыцці Вацлава Ластоўскага // Ад тэксту да хранатопа : статьяы, эсэ, пятрогліфы / Пад рэд. М. Тычыны. — Мн.: Галіяфы, 2009. — С. 54—56. — 200 с. — 300 экз. — ISBN 978-985-6906-13-1.
  8. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. — 860 с.
  9. "Белпочта" помнит о юбилеях. Советская Белоруссия (6 августа 2003). Проверено 5 ноября 2015.
  10. Уладзімер Караткевіч і філязофскі камень (белор.) // Архивировано 7 апреля 2015.
  11. Ненадавец, А.М. Міфалогія ў творчасці Уладзіміра Караткевіча (белор.) // Маладосць : журнал. — 2005. — № 11. — С. 136.
  12. Беларусь 3 (11 декабря 2014). Проверено 10 марта 2017.
  13. Ольга Громыко (рус.). Лаборатория Фантастики. Проверено 10 марта 2015.
  14. Я пишу неформат (рус.). — Мн.: БелГазета. — № 22.
  15. «Вялес» — Васючэнку. Наша Ніва (5 сакавіка 2004). Проверено 10 марта 2015.
  16. Кисть и меч : Газета. — Советская Белоруссия. — № 4 (24387).
  17. Порри Гаттер. Лаборатория Фантастики. Проверено 10 марта 2015.

Литература

Белорусское фэнтези.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01