15-10-2023
Библиография журналиста и медиаменеджера Евгения Додолева.
Содержание |
Название | Обложка /иллюстрация | Годы выпуска | Издательство | Примечания |
---|---|---|---|---|
«Процессы. Гласность и мафия, противостояния» |
|
|
Тираж 50 000 экземпляров. ISBN 5-235-00980-0. | |
«Пирамида-1» |
|
|
В соавторстве с Тельманом Гдляном.
Лен Карпинский отмечал, что это первая в СССР книга о советской коррупции[1]. Тираж первого выпуска 100 000 экземпляров, тираж второго выпуска 150 000 экземпляров. ISBN 5-7260-0193-1. |
|
«Мафия времён беззакония» |
|
|
В соавторстве с Тельманом Гдляном.
Тираж первого выпуска 200 000 экземпляров, тираж второго выпуска 100 000 экземпляров. ISBN 978-5-8079-0222-1. |
|
«Les Coulisses du Kremlin» |
|
|
В соавторстве с французским журналистом Франсуа Маро[2][3]. ISBN 2-7152-1749-8. | |
«Их Кремль» |
|
|
В соавторстве с Андреем Ванденко[4]. Тираж 50 000 экземпляров. В сборнике представлены активные участники постперестроечной политики: | |
«Три слоя помады» |
|
|
Тираж 12 500 экземпляров. Сборник очерков об «испытателях жизни и смерти», знаменитых женщинах XX столетия[5], где рассмотрена дихотомия Мерилин Монро и Эвиты Перон. | |
«Преступление: русский вариант» |
|
|
Тираж 50 000 экземпляров.
Репортажи о громких уголовных делах конца 80-х-начала 90-х[4][6][7][8]. |
|
«Мессии. Мифологизация религиозных вождей» |
|
|
Тираж 5000 экземпляров. | |
«Вещий генерал или Исповедь генерала Калугина» |
|
|
Тираж 10 000 экземпляров. Сборник эссе об отставном генерале КГБ СССР Олеге Калугине. Валерий Аграновский говорил, что эта книга «совершеннейшим образом изменила [его] представление о роли КГБ в перестроечных процессах»[4] | |
«Битлы перестройки» |
|
|
Мемуары о телепередаче «Взгляд» и Константине Эрнсте.
ISBN 5-94663-301-7, ISBN 978-5-94663-301-7. Предисловие Михаила Леонтьева[10]который заявил[11]:
|
|
«Влад Листьев. Пристрастный реквием» |
|
|
О неизвестных фактах биографии Владислава Листьева[12][13][14][15].
Предисловие Кирилла Разлогова[16]. |
|
«Красная дюжина. Крах СССР: они были против» |
|
|
В предисловии Михаил Леонтьев высказался о героях книги (членах ГКЧП)[19]: «Самое показательное — контраст между масштабом события и масштабом личностей». ISBN 978-5-7400-0173-3[20][21]. «Парламентская газета» отмечала, что эта работа «представляет интерес… как исследование нравов отечественного истеблишмента»[22]. | |
«Семь скандалов нашего ТВ» |
|
|
Описано семь скандальных историй из летописи постперестроечной телеиндустрии, которые, по утверждению автора, «обсуждались не только в российской прессе, но и зарубежными телевизионщиками» (с 1990 по 2011 годы)[23][9]. | |
«Неизвестный Градский» |
|
|
В книге воспроизведена «не вполне хрестоматийная трактовка карьерного взлёта» Александра Градского, публикуются очерки героя и «даётся слово его родным и близким»[23]. | |
«Политковский. Человек в кепке» |
|
|
О семье Александра и Анны Политковских. Книга основана на серии бесед с героем произведения и его коллегами[24]. | |
«Лимониана, или Неизвестный Лимонов» |
|
|
Книга называется рецензентами как «воистину редакторское произведение» (отмечено, что книга во многом состит из «забытых» произведений Лимонова)[25]. ISBN 978-5-905629-29-7. | |
«Узбекское дело Галины Брежневой» |
|
|
О семье Брежневых. Книга основана на материалах закрытого уголовного дела[16]. | |
«The Взгляд» |
|
|
Переиздание книги «Битлы перестройки» с новыми материалами (из биографии Ивана Демидова). ISBN 978-5-470-00172-6. |
В начале 90-х опубликовал несколько книг, в том числе и в соавторстве с Тельманом Гдляном («Пирамида-1», «Мафия времён беззакония», «Кремлёвское дело»)[26]. Все книги были переведены и напечатаны в США.
Первая из книг трилогии была в течение семи месяцев подготовлена к выпуску издательством «Юридическая литература» весной 1989 года, однако партийные органы категорически воспрепятствовали выходу разоблачений. Через год соавторский труд (со значительными купюрами) выпустило в свет издательство АПС[27]. Книга стала раритетом[28].
«Ма́фия времё́н беззако́ния» — документальный роман о расследовании наиболее громких коррупционных дел конца 80-х[29][30][31][32][33]. Хрестоматийный образец историко-документальной публицистики. Один из соавторов с 1983 года возглавлял самую большую следственную бригаду за всю историю Генеральной прокуратуры СССР, другой освещал работу следователей в центральной прессе и на ТВ (1987—1990)[34]. Тираж первого выпуска 200 000 экземпляров[35]. Книжная новинка прогнозировлась экспертами как «сенсационная»[36][37]. В книге озвучены имена высокопоставленных коррупционеров[38]
Авторами была задумана трилогия «Кремлингейт». Но хотя первая книга («Пирамида-1», М., 1990) имела значительный резонанс и стотысячного тиража не хватило для удовлетворения заказов дистрибьюторов, «Пирамиду-2» опубликовать не удалось: столичные издательства столкнулись с явным давлением властей. Эдуард Тополь вспоминает в своём «Московском полёте»[39][40]:
Читатели «Tokyo Readers Digest», куда я напишу об этой беседе, знают, что следователи Гдлян и Иванов обвинили Лигачева во взяточничестве, — про это писали все газеты мира. И всем интересно, что будет дальше. Гдлян открыл нижний ящик своего стола и вытащил какую-то толстую — страниц на 300 — книгу в новеньком тёмно-синем переплете, протянул мне. Я открыл обложку, на титульном листе значилось: "Тельман Гдлян и Евгений Додолев. ПИРАМИДА-1. Издательство «Юридическая литература», Москва, 1989. — Это материалы нашего «узбекского» дела. Уже написана «Пирамида-2» —московская, и должна быть «Пирамида-3» — кремлевская. Евгений Додолев — мой соавтор, член Союза журналистов СССР. — Я его знаю, я работал с ним когда-то в «Комсомольской правде». Вы можете подарить мне эту книгу? — К сожалению, не могу. Это единственный экземпляр. Книгу запретили, весь набор рассыпали, издательство расторгает с нами договор. Чувствуя, что я упускаю из рук сенсационный материал, я со вздохом отдал ему книгу…
В доработанном виде (с купюрами относительно Политбюро ЦК КПСС и родственников Брежнева — Галины Брежневой и Юрия Чурбанова) и под иным названием книгу удалось выпустить в Армении (хотя Армянская ССР на тот момент входила в СССР). Как писал Фёдор Раззаков про Гдляна — "потом вместе с тем же Е. Додолевым написать вторую часть книги под названием «Мафия времен беззакония: „армянское дело“»[35][41]. Согласно выходным данным, книга была напечатана по заказу Фонда прогресса, защиты прав человека и милосердия. Купированный эпизод, связанный с устранением министра МВД Николая Щёлокова, был опубликован газетой «Комсомольская правда» только в 2012 году[42].
Самые рейтинговые книги, написанные в жанре историко-документальной публицистики эксплуатировали популярные темы. Здесь мы имеем и фактор подобного рода конъюктуры. Рукопись даёт представление о предпосылках формирования новой политической элиты России в контексте борьбы советского криминалитета за власть. Текстовый контент рукописи мог стать сенсацией, если бы был обнародован до 1989 года. Однако к моменту релиза книги большинство наиболее скандальных материалов уже в той или иной степени было представлено широкой публике.
Предисловие написал профессор Сурен Золян[43]:
Гдляну не дали поставить последнюю точку в его блестяще начатой роли. Ушли от возмездия те, кого он разоблачал и как дотошный юрист, и как взрывной оратор. Но его не смогли ни купить, ни сломить, ни заставить замолчать, и при колоссальном неравенстве сил выстояв, он остался в народном сознании — победителем…". Позднее многие увидели в рукописи некий тайный конспирологический смысл: «Без сомнения, так называемое „узбекское дело“ ставило конечной целью не борьбу с коррупцией, а являлось звеном в цепи операций „кремлевских глобалистов“ по развалу Советского Союза. Вместо того, чтобы начать „разминировать бомбу с замедленным действием“, каковой являлся вовсе не Узбекистан (и не Средняя Азия в целом), а Закавказье, кремлевские политехнологи ловко переключили внимание общественности на самый спокойный и лояльный Центру регион»
В оформлении использовались материалы следствия (архив Генпрокуратуры СССР, протоколы допросов, криминалистическая фотосъёмка). В контексте того, что криминалистические фотоработы по сути используют спецвиды фотосъёмки и научно обобщённые данные (при их использовании в криминалистических целях), т. н. видеоряд книги представляет бесспорный интерес (в отличие от текста).
Сюжетная линия как таковая прописана весьма условно и выстроена на хронологии ряда уголовных дел (коррупция в Узбекистане и Кремле: «Дело Чурбанова», «Хлопковое дело», etc.). Поскольку такого рода публицистика эксплуатирует т н. факты-образы (с упором на первую составляющую), авторы пользовались художественными приемами, исходя из положения, что образ все же функционирует в соответствии с художественными законами, хотя и несёт в себе ряд признаков факта как категории гносеологической. При этом очевидно наличие интриги и вполне профессиональной фабулы.
Но несколько книг свет так и не увидели: например, «Два лица Ильи Глазунова» (основана на выдержках из публикаций о Глазунове в советской прессе, материалах оперативно-розыскной работы МВД бывшего СССР и личных наблюдениях автора)[44] и «Московское дело или Пирамида-2»[45]. Фрагменты неизданных манускриптов были опубликованы в газете «Московский комсомолец» и бюллетене «Совершенно секретно» (в 1989, 1990 и 1992 годах).
Осенью 2011 года вышла книга Евгения Ю. Додолева «Битлы перестройки» о программе «Взгляд», «в которой подробно анализируется феномен самого успешного российского телепроекта»[46][47][48]. Предисловие написал Михаил Леонтьев, который лаконично изложил концепцию[49]:
Эта книга — собрание свидетельских показаний, по сути, перекрёстных допросов, препарированных автором. Это не только про «Взгляд» и взглядовцев.
В продолжение была выпущена книга «Влад Листьев. Пристрастный реквием», в рецензии на которою Андрей Добров отметил, что автор ушёл «от понятия каноничности», описывая героя повествования и отмечает[50]:
Место этой книге на полке учебников по журналистике — как по фактуре, в ней собранной, как по осмыслению этой фактуры, так и по стилю. Евгений Додолев пишет, как говорится, «с яйцами» — из текста так и «прёт мужик». И поэтому автор часто принимает правила чисто мужской игры — описывая не столько людей, участвовавших в Перестройке ЦТ, сколько образы, которые они в тот момент создавали... Владимир Мукусев, когда мы обсуждали книгу Додолева, сказал, что в принципе Женя пишет правильно, хотя многие выводы, детали и события у него неверны
«Парламентская газета» охарактеризовала обе книги как «сенсационные»[22].
В книгу включены письма Эдуарда Лимонова автору и материалы, написанные писателем по заказу автора[16]. Сам объект книги высказал предположение, что она тенденциозна[51].
В одной из рецензий отмечалось[25]:
Книга способна вызвать острейшую ностальгию по ещё неумелому, во многом наивному, но крайне креативному и разухабистому медийному буйству первых постсоветских лет. «Лимониана» — документ десятилетия, которое на наших глазах в массовом восприятии подверглось демонизации и одновременно стало легендарным.
Обатила внимание рецензентов и старомодная («винтажная») авторская интонация[25], с которой повествуется об объекте книги, который описан как «ещё „дотюремный“ и „допутинский“ Лимонов времён первого периода после возвращения с Запада»[25].
<ref>
; для сносок bibliotekadlavseh.narod.ru
не указан текстБиблиография Е. Ю. Додолева.