23-07-2023
Бичевание Христа — эпизод Страстей Христовых, происходящий во время суда римского прокуратора Понтия Пилата над Иисусом Христом.
Содержание |
О бичевании Иисуса Христа рассказы евангелистов различаются друг с другом и все они очень кратки:
Иоанн затем рассказывает, как после бичевания воины насмехались над Иисусом: надели на него багряницу, возложили на голову венок, сплетённый из терния, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу. Этот рассказ Иоанна повторяет евангелист Марк (Мк.15:19), но как и бичевание помещает уже перед распятием.
Относительно данного расхождения синоптиков и Иоанна Богослова Иннокентий (Борисов) даёт следующее пояснение:[1]
|
Бичевание как наказание применялось в Древнем Риме непосредственно перед казнью[2], но Понтий Пилат, убеждённый в невиновности Иисуса приказал подвергнуть его ему до вынесения приговора, чтобы этим разжалобить и удовлетворить толпу, требующую его смерти.[3] Бичевание относилось к мучительным наказаниям и ему в Риме подвергали за серьёзные преступления, но по большей части рабов и лиц без прав римского гражданина. По иудейским законам число ударов было ограничено (25:3), римляне не знали такого ограничения.
Евангельский текст не сообщает о том сколько ударов было нанесено Иисусу. При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.[4]
Евангелия не сообщают о том был ли Иисус привязан к столбу во время бичевания, но Предание придерживается именно такой версии и как реликвии, связанные с этими событиями почитаются фрагменты колонны бичевания, хранящиеся в капелле Сан-Дзено базилики Санта-Прасседе в Риме и церкви Святого Георгия в Стамбуле.
Изображения бичевания Христа у столба известны в западном искусстве с X века (например, миниатюра из кодекса Эгберта).[5] В более поздних работах появляется традиция изображать бичевание в колоннаде дворца Пилата (работы Дуччо, Пьеро делла Франческа, Франческо ди Джорджо).
В искусстве Раннего Ренессанса столб бичевания изображали как колонну коринфского ордера. Поскольку удары стремились изобразить как наносимые по спине, но при этом хотели показать Христа, обращённым лицом к зрителю, то использовали следующие варианты изображения:
Воинов, наносящих удары, обычно изображают двух (Дуччо, Жак Бланшар), но на некоторых работах их число может быть больше. Иногда в сцене бичевания изображаются воины, которые вяжут розги или плетут терновый венец (Иоганн Кербеке). На некоторых изображениях изображают Понтия Пилата, сидящим на возвышении в судейском кресле. Иногда на его голову помещают лавровый венок, как символом римской власти. Также власть Рима на некоторых изображениях символизирует фигура императора, помещаемая на столб бичевания.
В иконописи сцена бичевания Христа имеет название «Бичевание у столпа Господа нашего Иисуса Христа». Ерминия Дионисия Фурноаграфиота даёт следующие указания по написанию этой сцены — «Два воина бичуют Христа, привязанного к колонне. По телу Его течет кровь».[6] Изображение может сопровождать надпись цитата из Ветхого Завета, трактуемая в христианстве как пророческое указание на бичевание Иисуса Христа — «Плещи моя вдах на раны и ланите мои на заушение» (Ис.50:6).
|
||
---|---|---|
События | Страсти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте | |
Места | Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа | |
Иисус и ученики | Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы | |
Иудеи | Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники | |
Римляне | Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин | |
Предметы | Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренников | |
Иконография | Ecce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство) |
Бичевание Христа.