Lt304888.ru

Туристические услуги

Бурцев, Павел Семёнович

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Бурцев, Павел Семёнович ((7 января 1918, Мозырь, Белоруссия22 октября 1979, Москва) – заслуженный строитель РСФСР (1970), почётный транспортный строитель (1977)[1], лауреат Ленинской премии (1963)[2], лауреат Государственной премии СССР (1968), автор ряда изобретений в метростроении, с 1952 по 1973 – начальник СМУ № 8 Метростроя. С 1973 г. – начальник Управления 10-А, также связанного с подземными работами в СССР. Награждён орденами Ленина (1963), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями.[3]

Бурцев, Павел Семёнович
Дата рождения:

7 января 1918({{padleft:1918|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:7|2|0}})

Место рождения:

Мозырь, Белоруссия

Гражданство:

Россия Россия

Дата смерти:

22 октября 1979({{padleft:1979|4|0}}-{{padleft:10|2|0}}-{{padleft:22|2|0}}) (61 год)

Место смерти:

Москва

Награды и премии:

Биография

Трудовую деятельность П. С. Бурцев начал в 1933 году рабочим. После окончания ФЗО Метростроя в 1935 году пришёл на строительство Московского метрополитена, где работал арматурщиком, бетонщиком, проходчиком, нагнетальщиком, совмещая работу с учёбой на рабфаке. В 1943 году окончил МИИТ по факультету «Мосты и тоннели» и работал начальником смены, начальником участка, главным инженером и начальником СМУ-8 Метростроя. С 1973 г. – начальник Управления 10-А.

Под непосредственным руководством П. С. Бурцева построены станции «Белорусская»-кольцевая, «Фили», «Октябрьская», «Волгоградский проспект», «Щербаковская», «Юго-западная», «Площадь Ногина», «Щукинская» и ряд других крупных инженерных сооружений, при строительстве которых были внедрены новейшие достижения науки и техники. Впервые были внедрены новые механизированные щиты для проходки тоннелей в малоустойчивых грунтах, применена индустриальная обделка тоннелей из блоков сборного железобетона, монолитно-прессованный бетон. [3]

Калужский радиус: Одним из главных достижений метростроевцев под руководством П.С. Бурцева было строительство Калужского радиуса, где впервые был внедрён новый способ сооружения перегонных тоннелей – комбинированная конструкция тоннеля с плоский лотком, который П.С. Бурцев начал разрабатывать ещё будучи начальником участка. Построены станции Октябрьская-радиальная, пл. Ногина (в настоящее время – Китай-город).

Замоскворецкий радиус: Станции: Нагатино, Каширская, Коломенская. При строительстве этого радиуса (в песчаных грунтах) был установлен мировой рекорд скоростной проходки – 430,6 м. за месяц.

Ждановский радиус (в т.ч. ст. Баррикадная): Во время строительства этого радиуса одновременно велись работы по созданию универсального щита, способного обеспечить скоростную проходку тоннелей не только в сыпучих, но и в мягких грунтах. Эта работе была выдвинута на соискание Государственной премии СССР (присуждена в 1968 г.). Предложенную технологию вслед за Советским Союзом берут на вооружение и зарубежные тоннелестроители: при сооружении берлинского метрополитена, коллектора крупного сечения в г. Вашингтон и др. Конструкции щитов, разработанные советскими инженерами под руководством П.С. Бурцева, в СССР были защищены авторскими свидетельствами, а за рубежом – в США, Англии, Канаде, Франции, ФРГ, Венгрии и др. странах – патентами.

В 1959 г. Павла Семёновича в составе делегации от Метростроя из четырёх человек впервые после падения "железного занавеса" отправили в служебную командировку в Англию, о которой он сделал подробный профессиональный отчёт.

П.С. Бурцев приглашался в качестве советника при строительстве и пуске первой линии Ленинградского метрополитена (1954 г.), строительстве метрополитена в Праге (1963 г., главный консультант), Будапеште (главный консультант по сооружению первой линии), главного консультанта по сооружению метрополитенов в Тбилиси (Грузия) и Ереване (Армения).[4]

По воспоминаниям дочери, П.С. Бурцева предполагали назначить начальником строительства Асуанской плотины, а, спустя некоторое время – начальником строительства Байкало-Амурской магистрали. Однако врачи категорически запретили ему такие долгие командировки.

По воспоминаниям современников П.С. Бурцев сочетал высокую профессиональную требовательность с заботой о безопасности труда и улучшении бытовых условий сотрудников. Сам при этом проявлял скромность. Так, уже будучи депутатом Моссовета, 28 лет (до 1978 г.) с семьёй не переезжал в благоустроенное жильё из приспособленного помещения (без горячей воды и т.п.), пока другие сотрудники ещё жили в бараках. Пример в этом с него брал и брат Михаил, трудившийся на одном из московских заводов начальником литейного цеха.

Павел Семёнович Бурцев умер 22 октября 1979 г. Гроб с его телом возили для прощания по многим объектам в Москве, строительство которых велось под его непосредственным руководством. Попрощаться с ним пришли сотни людей. Похоронен на Новодевичьем кладбище (Кунцевский филиал).[4]

Преемники и сотрудники

Преемником П. С. Бурцева на посту начальника СМУ-8 с 1973 г. стал горный инженер Ю. П. Рахманинов, работавший в СМУ-8 с 1963 г. Он же был назначен руководителем Управления-10А с 1980 г.

Любопытные факты

  • Во время строительства Филёвской линии П.С. Бурцев выступил против использования технологий глубокого заложения, поскольку ещё во времена правления Екатерины II, Григорию Орлову было поручено хоронить в этом месте умерших от чумы, которая в ту пору свирепствовала в Москве. Последствия такого захоронения могли быть небезопасны.
  • Когда вышел приказ срочно!!! построить мост через Москва-реку в районе МГУ к очередной дате, П. С. Бурцев: наотрез отказался его исполнять (дело было зимой, и единственным доступным на то время способом выполнить бетонирование было использование не замерзающего на морозе солевого раствора, что заметно повышало в будущем скорость коррозии железобетонных конструкций, т.е. по существу, было халтурой). Мост всё же построили (уже без участия Бурцева), но впоследствии он пришёл в негодность и был закрыт на реконструкцию почти на 15 лет.
  • Памятные таблички на станциях метрополитена обычно увековечивает имена зодчих-строителей вестибюлей, но не имена людей, строивших собственно тоннели (линии) метрополитена. Но две памятных таблички с именем П. С. Бурцева на станциях в московском метро всё же есть. Это "Улица 1905 г." и "Щёлковская".[4]

Награды и звания

Павел Семёнович Бурцев удостоен звания

Он был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями[3].

Среди последних - Медаль «За оборону Москвы», вручённая в августе 1944 г.[6]

Семья

Супруга Людмила Яковлевна.

Дочери: Галина Дубатова – филолог, переводчик, на 2014 г. преподаватель английского языка в вузе и Татьяна, ныне покойная.

Ссылки

  • М. Неволина. Инженер Павел Бурцев (они строят Калужский радиус) // Метростроевец, 1962 г.
  • Наверху — Москва М.: Советская Россия, 1975. (упоминание П.С. Бурцева в главах «Последнее кольцо» и «Далёкое – близкое»).
  • Нина Катаева. Золотое правило Владимира Матякина (с упоминанием П.С. Бурцева) // Метростроевец, 2006, № 15 (28 апреля).
  • Памяти товарища (о П.С. Бурцеве) // Метростроевец, 1979 г., октябрь.
  • Дубатова Г.П. Мой отец – Павел Бурцев (воспоминания). Москва, 2014 г.

Примечания

  1. Приказ 380-К от 8.08.1977 № 268
  2. Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1963 № Е042969.
  3. ↑ Памяти товарища (о П.С. Бурцеве) // Метростроевец, 1979 г., октябрь.
  4. ↑ Мой отец – Павел Бурцев (воспоминания). Москва, 2014 г.
  5. О присвоении почётного звания "Заслуженный строитель РСФСР" Бурцеву Павлу Семёновичу (опись дела № 2924 в ГА РФ от 2 февраля 1970 г.)
  6. Удостоверение к медали «За оборону Москвы», вручённое в августе 1944 г., В № 040333.

Бурцев, Павел Семёнович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01