Lt304888.ru

Туристические услуги

Ведический социализм

08-06-2023

Социализм
Идеи
Эгалитаризм
Смешанная экономика
Общественная собственность
Демократия
Влияния
Марксизм
Анархизм
Плановая экономика
Внутренние течения
Марксизм-ленинизм
Демократический социализм
Социал-демократия
Социализм XXI века
Либертарный социализм
Религиозный социализм
Ведический социализм
Христианский социализм
Исламский социализм
Буддийский социализм
Африканский социализм
Арабский социализм
Аграрный социализм
Экосоциализм

[шаблон]

Ведический социализм (от слов «веды» и «социализм») — социально-политическая доктрина в современном индуизме и индуистской политике, выдвинутая некоторыми представителями хиндутвы и реформаторских движений в индуизме[1].

Содержание

Индийские доктрины

Идеи ведического социализма были выдвинуты такими реформаторами индуизма, как Вивекананда и Ауробиндо[2]. Позже ведическим социализмом стали называть утопическую социалистическую теорию Махатмы Ганди, которая также получила известность как «индийский социализм»[3], «сарводая»[3] или «социализм Ганди»[4][5]. Теория социализма Ганди основывалась на идее о социальном равенстве, об обеспечении минимального уровня жизни для бедных слоёв населения, на сочетании материального процветания и духовного роста.

В 1970-е годы основные положения доктрины ведического социализма были сформулированы в трудах религиозного и государственного деятеля Свами Агнивеша[6] (одного из лидеров индуистского реформаторского движения «Арья самадж»)[1] и индуистского деятеля Нитья Нараяны Банерджи[7]. В своей книге «Ведический социализм» Банерджи провёл сравнительный анализ «западного» и «ведического» социализма[7]. Идея ведического социализма была взята на вооружение рядом религиозно-политических движений в Индии[8]. В 1960-е годы ведический социализм Ганди стал официальной доктриной «Бхаратия джаната парти», а в 1980-х годах на его основе была сформулирована политическая философия интегрального гуманизма[9]. В 1985 году интегральный гуманизм был избран как официальная доктрина «Бхаратия джаната парти».

Автор книги «Ведический социализм» (1974)[1] Свами Агнивеш в 1970-е годы собрал группу последователей и активно пропагандировал идеи ведического социализма среди деревенского населения Северной Индии[10]. Агнивеш и его сподвижники организовывали многолюдные демонстрации и марши, пели гимны, в которых отражались идеи ведического социализма[10].

Согласно сторонникам доктрины, социализм и основанная на ведических писаниях духовность являются двумя сторонами одной и той же монеты[10]. Истинный социализм должен основываться на «научном духовном процессе»[10], и, с другой стороны, человек, желающий прогрессировать духовно, должен иметь социалистический взгляд на мир[10]. Создатели доктрины почерпнули вдохновение из содержания Вед и Упанишад[5], некоторые из текстов которых призывают людей к борьбе против эксплуатации, неравенства и несправедливости[10]. Фундаментом ведического социализма является понятие всеобщего блага, основанное на доктрине равенства[11], а его сердцем — ведическая дхарма. Для решения проблем современного общества, оно должно быть построено согласно принципам ведического социального устройства[12].

Русское неоязычество

В середине 1990-х годов идею ведического социализма взяли на вооружение некоторые представители русского неоязычества. Авторами новой вариации доктрины выступили Владимир Данилов (19481999) и Инга Мочалова. Основные её принципы они изложили в книге «Русь ведическая в прошлом и будущем (Евангелие от ариев)» (1996, 178 с). Ведический социализм Данилова и Мочаловой базировался на принципах общинности и «арийскости». На основе идеологии ведического социализма Данилов и Мочалова создали Партию духовного ведического социализма (ПДВС), которая выступала против политики Ельцина и выражала симпатии религии гаудия-вайшнавизма.[13] Согласно Данилову и Мочаловой,

Духовный Ведический Социализм — система общественного и государственного устройства, описанная Господом в Ведах. Она дает возможность каждому человеку организовать свою жизнь в соответствии со своим представлением о цели жизни, но при этом, не вступая в борьбу с природой и обществом, а живя с ними в полной гармонии.[14]

«Махатма Ленин»

О параллелях между индийскими учениями об устройсте общества и теориями социализма говорит и случай с посланием индийских махатм «махатме Ленину». В 1926 году Николай Рерих привёз из Индии руководству «социалистической» Советской России послание от махатм Агартхи (Шамбалы), которое гласило:

На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения свершатся в 28—36 годах. Привет вам, ищущим общего блага![15]

Примечания

  1. 1 2 3 Elst 2001, p. 112
  2. F. Cass Co. 1987, p. 236
  3. 1 2 Bose 1990, p. 248
  4. F. Cass Co. 1987, p. 245
  5. 1 2 Fox 1989, p. 38
  6. O'Connor 1994, p. 33
  7. 1 2 Banerjee 1980, p. 213
  8. Thapar 1987, p. 18
  9. Nanda 2003, p. 216
  10. ↑ Liberating spirituality in the Hindu tradition
  11. Sharma 2000, p. 328
  12. Banerjee 1980
  13. New Age в русской версии
  14. Данилов В., Мочалова И. Русь ведическая в прошлом и будущем (Евангелие от ариев). 1996. с.5
  15. АГАРТХА — статья энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы», авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 494, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Литература

  • Banerjee, Nitya Narayan (1980), Vedic socialism, Hindutva Publications, <http://books.google.com/books?id=NpQcAAAAMAAJ>
  • Kumar, Pushpendra (2004), Socialism in the Vedic literature, Īsṭarna Buka Liṅkarsa, http://books.google.com/books?id=L5buAAAACAAJ>
  • Jestice, Phyllis G. (2004), Holy people of the world: a cross-cultural encyclopedia, http://books.google.com/books?id=H5cQH17-HnMC>
  • Prophets facing backward: postmodern critiques of science and Hindu nationalism in India, http://books.google.com/books?id=UyoqbCobZOMC>
  • Varma, Vishwanath Prasad (1971), Modern Indian political thought, Lakshmi Narain Agarwal, http://books.google.com/books?id=ICBYAAAAMAAJ>
  • Sharma, Bhu Dev (2000), New perspectives on Vedic and ancient Indian civilization, World Association of Vedic Studies, <http://books.google.com/books?id=AextAAAAMAAJ>
  • F. Cass Co. (1987), The Journal of Commonwealth & comparative politics, vol. 25-26, <http://books.google.com/books?id=bVwpAAAAYAAJ>
  • Sharma, R. D. & Bharatendra Nath (1971), The Vedic fundamentals, Jan Gyan Prakashan, <http://books.google.com/books?id=I1EqAAAAYAAJ>
  • O'Connor, Daniel (1994), Relations in Religion: Westcott Lectures, Allied Publishers, http://books.google.com/books?id=5HdNxWly0A4C>
  • Alexander, P. J. & Paul David Devanandan (1962), Problems of Indian democracy, Christian Institute for the Study of Religion and Society, <http://books.google.com/books?id=Zw9MAAAAMAAJ>
  • Thengadi, Dattopant Bapurao (1989), Pandit Deendayal Upadhyaya: Concept of the Rashtra / C.P. Bhishikar, Suruchi Prakashan, <http://books.google.com/books?id=kMm1AAAAIAAJ>
  • Decolonizing the Hindu mind: ideological development of Hindu revivalism, Rupa & Co., http://books.google.com/books?id=b_ltAAAAMAAJ>
  • Towards a culture of harmony and peace, Delhi Peace Summit, http://books.google.com/books?id=Eu8nAAAAYAAJ>
  • Thapar, Romesh (1987), Seminar, <http://books.google.com/books?id=rDBuAAAAMAAJ>
  • Fox, Richard Gabriel (1989), Gandhian Utopia: experiments with culture, Beacon Press, http://books.google.com/books?id=KcPuAAAAIAAJ>
  • Bose, Sugata (1990), South Asia and World Capitalism, Oxford University Press, <http://books.google.com/books?id=MWOFAAAAIAAJ>

Ссылки

  • Критика доктрины Данилова
  • MYTH OF VEDIC SOCIETY: BETWEEN REALITY, RELIGION AND POLITICS
  • Liberating spirituality in the Hindu tradition

Ведический социализм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01