Lt304888.ru

Туристические услуги

Великан (опера)

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Опера
Великан

Постановка Академии молодых певцов Мариинского театра, март 2016. 1 акт оперы Сергея Прокофьева "Великан"
Композитор

С.С. Прокофьев

Автор(ы)
либретто

С.С. Прокофьев

Жанр

детская опера

Количество действий

3

Год создания

1900

Первая постановка

1901 год

Место первой постановки

Имение Раевских в Калужской губернии

Внешние видеофайлы
Финальный акт оперы Сергея Прокофьева "Великан". Постановка Академии молодых певцов Мариинского театра, март 2016.

«Великан» — первая опера Сергея Прокофьева в 3 действиях (6 картинах) на либретто композитора, созданная в возрасте девяти лет. Впервые поставлена в 1901 году силами друзей и родственников.

История создания оперы

Оперу «Великан» Сергей Прокофьев написал, когда ему было 9 лет (с февраля по июнь 1900 года[1]), в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, где его отец работал управляющим поместьем Дмитрия Дмитриевича Сонцова. Впечатление от двух опер и балета («Фауст», «Князь Игорь», «Спящая красавица»), которые он услышал, будучи в Москве, было настолько сильным, что, вернувшись в Сонцовку, Прокофьев заявил матери, что собирается написать оперу. Окончание оперы было отмечено своеобразно:

«Тетя Таня водила к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино, на пюпитре которого стоял белый лист. Готовые фотографии были отнесены к тёти-Таниному сослуживцу, обладателю каллиграфического почерка, и он мелко вывел на них: Опера „Великан“, соч. Сережи Прокофьева».

— С. С. Прокофьев. Человек, События, Время. Сборник под редакцией М. И. Нестьевой. М. 1981. С. 19.

Опера подверглась, к ужасу автора, редактированию со стороны матери после создания первого акта. Под предлогом, что рукописный текст слишком грязный, она принялась править его: поменяла имена героев, стоявшие первоначально в тексте, на производные от них фамилии; четыре форте в арии Великана были заменены на два (затем остановились на компромиссе — трёх); исправлены трёхчетвертные такты, содержавшие три с половиной чет­верти по вине автора; эпизоды, написанные на разных листках и между собою не смыкавшиеся, были согласованы друг с другом[2]. Опера была посвящена (на тот момент существовало только первое действие) вопреки желанию автора тёте композитора (тёте Тане — младшей сестре матери композитора, Татьяне Григорьевне Житковой, ум. 1912[3]) по настоянию матери, пытавшейся утешить её из-за обрушившихся на неё несчастий.

Нотный текст был переписан набело Луизой Роблен (молодой француженкой, дочерью участника обороны Парижа от прусской армии в 1871 году, которая обучала Прокофьева музыке и верховой езде[4]), в Петербурге, куда её увезла тётя Таня, партитура была переплетена в красное с золотом[2].

Сюжет[2][5]

Постановка Академии молодых певцов Мариинского театра, март 2016. 2 акт (Картина 5) оперы Сергея Прокофьева «Великан».

Увертюра.

  • Действие 1.
    • Картина 1. Дом Устиньи. Появляется Великан, который пугает Устинью. Появившиеся Сергеев и Егоров спасают девушку и «случайно» оставляют свои визитные карточки.
    • Картина 2. Устинья пьёт чай, а затем уходит на почту, чтобы отправить пригласительные открытки спасителям. Появляется Великан, не найдя Устиньи, он съедает её обед. Возвращается Устинья, снова падающая в обморок, её гости Сергеев и Егоров, видя следы побывавшего здесь Великана, решают сообщить о нём королю.
  • Действие 2.
    • Картина 3. Лес. Входит Сергеев, выслеживающий Вели­кана. Появляется Великан, называющий себя царём.
    • Картина 4. Дворец. Адъютант докладывает королю, что явился Сергеев. Король принимает его. Сер­геев сообщает королю о Великане. Выслушав Сергеева, король соглашается предоставить ему войско. Проходит мимо Великан, слышит это и поёт дуэтом с королём: «они хотят убить меня» (эту ситуацию сам композитор объяснял так: «король принимает Сергеева, сидя на балконе, а Великан проходит внизу»[2]).
    • Картина 5. Лес. Сергеев и Егоров ведут солдат. Появляется Великан, и начинается бой. Великан одерживает победу и уходит. Сер­геев отступает, убитые и раненый Егоров остаются на поле битвы. Егоров жалуется, что его бросили. Возвращается Сергеев с под­креплением и объясняет, что воен­ная необходимость заставила его отступить.
  • Действие 3.
    • Картина 6. Празднество у Устиньи. Устинья поёт ариозо. Входят Сергеев, Егоров, гости. Появляется король. Он заявляет, что не может бороться с Великаном, проклинает присутствующих и закалывается ножом. Все потрясены, поют: «Да здравствует наш Вели­кан!». На этом опера заканчивается.

Отец композитора выразил недовольство «революционным» финалом оперы, поэтому его текст так никогда и не был вписан в ноты. Отец предложил закончить оперу примирением короля с Великаном, но юный композитор отказался[2].

Судьба сочинения и постановки

Сергей Прокофьев в 1900 году

Впервые опера была исполнена летом 1901 года в имении Раевских в Калужской губернии, но исполнено было только 1 Действие[6]. Роли исполняли: сам Прокофьев, его двоюродные братья, кузина Катя и тётя Таня, изображавшая Великана. Автор не без волнений руководил репетициями спектакля.

Роль Голос Первое исполнение, лето 1901
(режиссёр — Сергей Прокофьев, фортепиано — Андрей Раевский[7])
Великан Татьяна Григорьевна Житкова[8]
Сергеев Сергей Прокофьев
Устинья Катя Раевская[9]
Егоров Шура Раевский[10]

В Москве зимой 1901/1902 года, прослушав отрывки из «Великана» и увертюру ко второй опере мальчика «Пустынным островам», Сергей Танеев дал совет начать систематическое обучение мальчика теории музыки (пояснив: «Иначе он усвоит ошибки, от которых потом трудно будет отделаться»[2]). Клавир оперы (неполный) хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства, фонд 1929[11].

Композитор оставил в своей «Автобиографии» подробное описание либретто оперы и нотные фрагменты отдельных эпизодов[2]. В архиве сохранилось всего 12 нотных страниц. В начале 90-х годов клавир «Великана» был восстановлен Сергеем Сапожниковым[12][13] по сохранившимся страницам автографа и нотным примерам из каталога детских сочинений и «Автобиографии» Сергея Прокофьева[14]. Он же в 2000 году создал свободную оркестровую версию оперы. Неоднократно высказывались сомнения в возможности считать такую реконструкцию прокофьевской:

«От оперы „Великан“ сохранились разрозненные листы. С. Р. Сапожников, дописавший музыкальные куски взамен утраченных и в 1991 году издавший сочинение под своей редакцией, построил большую часть первой картины на слегка изменённой цитате из первых тактов песни „Степь да степь кругом…“ — но это, конечно, не имеет к детскому сочинению Прокофьева никакого отношения… На самом деле, авторского в опубликованном „Великане“ чуть больше половины, включая — стоит ли удивляться? — звучащий в конце оперы вальс».

— Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М. 2009. ISBN 978-5-235-03212-5. С. 20-21.

В 1991 году детская группа Московского музыкального театра Бориса Покровского осуществила спектакль «Играем в Сергея Прокофьева», этот спектакль включал сокращённый вариант оперы. Опера была поставлена в Норвегии (Берген, 2000). В 2001 году опера была поставлена в фойе «Новой оперы» к 110-летию композитора детским театром «Светофор» под руководством Светланы Коротеевой[15]. Следующая постановка была осуществлена на Малой сцене Театра на Таганке (2002). В 2006 году в Бонне постановку приблизили к авторскому либретто. Сопровождал оперу небольшой оркестр (дирижёр Павел Брохин[16]). В 2010 году в Михайловском театре состоялась премьера оперы в Санкт-Петербурге. Режиссёр-постановщик оперы — Аркадий Гевондов, дирижёр — Михаил Леонтьев, художник-постановщик — Елена Якименко[17]. Опера входит в репертуар Академии молодых певцов Мариинского театра, исполняется в зале Прокофьева на Новой сцене театра. Музыкальной частью постановки руководит Лариса Гергиева, постановка Александра Маскалина.

Интересные факты

  • Телевизионный документальный фильм о Прокофьеве режиссёра Андрея Некрасова «Блудный сын» (1991)[18] содержит сцену премьеры оперы «Великан», но фильм показывает Прокофьева за фортепиано, в то время как на самом деле эту партию исполнял его двоюродный брат Андрей[19].
  • На некоторых экземплярах знаменитой фотографии юного Сергея Прокофьева за пианино на листе белой бумаги вписано от руки название другой (так и незаконченной) оперы композитора — «На пустынных островах».

Примечания

  1. Глебов, Игорь. Сергей Прокофьев. Л. 1927. С. 8.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Прокофьев С. С. Автобиография. М. 1973. С. 32-73
  3. Игорь Вишневецкий. Сергей Прокофьев, документальное повествование в трёх книгах. Топос. Литературно-философский журнал.
  4. Подробный рассказ о Луизе Роблен и отношениях с ней юного композитора в книге: Чимберджи, Валентина. XX век Лины Прокофьевой. М. 2008.
  5. Морозов С. А. Сергей Прокофьев. М. 1967. С. 13.
  6. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М. 1973. С. 22.
  7. Андрей Александрович Раевский на Geni.
  8. Татьяна Григорьевна Житкова на Geni.
  9. Екатерина Александровна Игнатьева (Раевская) на Geni.
  10. Александр Александрович Раевский на Geni.
  11. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М. 1973. С. 21.
  12. Издание: С. Прокофьев. «Великан». Опера в 3-х действиях 6 картинах, сочинения Сережи Прокофьева 1900 года, февраль – июнь. Клавир. Реконструкция Сергея Сапожникова. Сувенирное издание с вставками авторского уртекста (формат 60х90 1/8). М. 1991.
  13. Информация о Сергее Сапожникове в журнале «Семь искусств» № 40.
  14. Опера «Великан» на сайте Мариинского театра.
  15. Сергей Прокофьев, опера «Великан». Eclectum.
  16. Сергей Прокофьев. Опера «Великан». Артистическое общество «Ассамблеи искусств».
  17. Премьера детской оперы Прокофьева «Великан». Мuzcentrum.
  18. Andrew Grossman. Andrei Nekrasov’s documentary «The Prodigal Son, The Life and Work of Sergei Prokofiev» (1991). The Serge Prokofiev Foundation. Р. 1.
  19. Andew Grossman. Andrei Nekrasov’s documentary «The Prodigal Son, The Life and Work of Sergei Prokofiev» (1991). The Serge Prokofiev Foundation. Р. 2.

Литература

  • Мартынов Н. И. Сергей Прокофьев. М. 1974. С. 11-12.

Великан (опера).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01