16-10-2023
Великан | |
Постановка Академии молодых певцов Мариинского театра, март 2016. 1 акт оперы Сергея Прокофьева "Великан" |
|
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Жанр |
детская опера |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
Имение Раевских в Калужской губернии |
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Финальный акт оперы Сергея Прокофьева "Великан". Постановка Академии молодых певцов Мариинского театра, март 2016. |
«Великан» — первая опера Сергея Прокофьева в 3 действиях (6 картинах) на либретто композитора, созданная в возрасте девяти лет. Впервые поставлена в 1901 году силами друзей и родственников.
Оперу «Великан» Сергей Прокофьев написал, когда ему было 9 лет (с февраля по июнь 1900 года[1]), в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, где его отец работал управляющим поместьем Дмитрия Дмитриевича Сонцова. Впечатление от двух опер и балета («Фауст», «Князь Игорь», «Спящая красавица»), которые он услышал, будучи в Москве, было настолько сильным, что, вернувшись в Сонцовку, Прокофьев заявил матери, что собирается написать оперу. Окончание оперы было отмечено своеобразно:
«Тетя Таня водила к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино, на пюпитре которого стоял белый лист. Готовые фотографии были отнесены к тёти-Таниному сослуживцу, обладателю каллиграфического почерка, и он мелко вывел на них: Опера „Великан“, соч. Сережи Прокофьева».— С. С. Прокофьев. Человек, События, Время. Сборник под редакцией М. И. Нестьевой. М. 1981. С. 19.
Опера подверглась, к ужасу автора, редактированию со стороны матери после создания первого акта. Под предлогом, что рукописный текст слишком грязный, она принялась править его: поменяла имена героев, стоявшие первоначально в тексте, на производные от них фамилии; четыре форте в арии Великана были заменены на два (затем остановились на компромиссе — трёх); исправлены трёхчетвертные такты, содержавшие три с половиной четверти по вине автора; эпизоды, написанные на разных листках и между собою не смыкавшиеся, были согласованы друг с другом[2]. Опера была посвящена (на тот момент существовало только первое действие) вопреки желанию автора тёте композитора (тёте Тане — младшей сестре матери композитора, Татьяне Григорьевне Житковой, ум. 1912[3]) по настоянию матери, пытавшейся утешить её из-за обрушившихся на неё несчастий.
Нотный текст был переписан набело Луизой Роблен (молодой француженкой, дочерью участника обороны Парижа от прусской армии в 1871 году, которая обучала Прокофьева музыке и верховой езде[4]), в Петербурге, куда её увезла тётя Таня, партитура была переплетена в красное с золотом[2].
Увертюра.
Отец композитора выразил недовольство «революционным» финалом оперы, поэтому его текст так никогда и не был вписан в ноты. Отец предложил закончить оперу примирением короля с Великаном, но юный композитор отказался[2].
Впервые опера была исполнена летом 1901 года в имении Раевских в Калужской губернии, но исполнено было только 1 Действие[6]. Роли исполняли: сам Прокофьев, его двоюродные братья, кузина Катя и тётя Таня, изображавшая Великана. Автор не без волнений руководил репетициями спектакля.
Роль | Голос | Первое исполнение, лето 1901 (режиссёр — Сергей Прокофьев, фортепиано — Андрей Раевский[7]) |
---|---|---|
Великан | Татьяна Григорьевна Житкова[8] | |
Сергеев | Сергей Прокофьев | |
Устинья | Катя Раевская[9] | |
Егоров | Шура Раевский[10] |
В Москве зимой 1901/1902 года, прослушав отрывки из «Великана» и увертюру ко второй опере мальчика «Пустынным островам», Сергей Танеев дал совет начать систематическое обучение мальчика теории музыки (пояснив: «Иначе он усвоит ошибки, от которых потом трудно будет отделаться»[2]). Клавир оперы (неполный) хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства, фонд 1929[11].
Композитор оставил в своей «Автобиографии» подробное описание либретто оперы и нотные фрагменты отдельных эпизодов[2]. В архиве сохранилось всего 12 нотных страниц. В начале 90-х годов клавир «Великана» был восстановлен Сергеем Сапожниковым[12][13] по сохранившимся страницам автографа и нотным примерам из каталога детских сочинений и «Автобиографии» Сергея Прокофьева[14]. Он же в 2000 году создал свободную оркестровую версию оперы. Неоднократно высказывались сомнения в возможности считать такую реконструкцию прокофьевской:
«От оперы „Великан“ сохранились разрозненные листы. С. Р. Сапожников, дописавший музыкальные куски взамен утраченных и в 1991 году издавший сочинение под своей редакцией, построил большую часть первой картины на слегка изменённой цитате из первых тактов песни „Степь да степь кругом…“ — но это, конечно, не имеет к детскому сочинению Прокофьева никакого отношения… На самом деле, авторского в опубликованном „Великане“ чуть больше половины, включая — стоит ли удивляться? — звучащий в конце оперы вальс».— Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М. 2009. ISBN 978-5-235-03212-5. С. 20-21.
В 1991 году детская группа Московского музыкального театра Бориса Покровского осуществила спектакль «Играем в Сергея Прокофьева», этот спектакль включал сокращённый вариант оперы. Опера была поставлена в Норвегии (Берген, 2000). В 2001 году опера была поставлена в фойе «Новой оперы» к 110-летию композитора детским театром «Светофор» под руководством Светланы Коротеевой[15]. Следующая постановка была осуществлена на Малой сцене Театра на Таганке (2002). В 2006 году в Бонне постановку приблизили к авторскому либретто. Сопровождал оперу небольшой оркестр (дирижёр Павел Брохин[16]). В 2010 году в Михайловском театре состоялась премьера оперы в Санкт-Петербурге. Режиссёр-постановщик оперы — Аркадий Гевондов, дирижёр — Михаил Леонтьев, художник-постановщик — Елена Якименко[17]. Опера входит в репертуар Академии молодых певцов Мариинского театра, исполняется в зале Прокофьева на Новой сцене театра. Музыкальной частью постановки руководит Лариса Гергиева, постановка Александра Маскалина.
|
Великан (опера).