14-10-2023
На пустынных островах | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Жанр |
детская опера |
Количество действий |
неизвестно |
Год создания | |
Первая постановка |
не была завершена |
Место первой постановки |
никогда не исполнялась |
На пустынных островах —- вторая опера Сергея Прокофьева (так и не завершённая композитором), сочинялась им в 1901—-1903 годах.
Работу над оперой композитор начал в возрасте девяти с половиной лет[1] Она включила в себя мелкие сочинения, созданные композитором после завершения оперы «Великан». Прокофьев так и не сумел завершить свой замысел, создав только увертюру и первый акт в трёх картинах[2]. Сам он признавался, что многие эпизоды оперы создавались под сильным воздействием Шопена и Бетховена[1]. Композитор работал над оперой с перерывами до одиннадцатилетнего возраста. Он собирался довести работу до конца, и даже на нескольких фотографиях Серёжи Прокофьева рядом с белым листом, стоявшим на пюпитре, сослуживец его матери по её просьбе вписал название в этот лист надпись «Опера „На пустынных островах“»[1].
Фрагменты оперы «На пустынных островах» (наряду с фрагментами «Великана») Прокофьев исполнил сначала Юрию Померанцеву, а затем и Сергею Танееву в январе 1902 года[1]. Танеев с живым интересом отнёсся к юному композитору, посоветовал начать систематические занятия музыкой, но отметил однотипность гармоний, использованных в произведении[3]. Дал ли он рекомендации по сочинению двух опер —— неизвестно[4]. Прокофьев продолжил сочинять оперу и начав систематические занятия музыкой под руководством Юрия Померанцева и Рейнгольда Глиэра.
Последний раз Прокофьев попытался возобновить работу над оперой в 1903 году, начав сочинять стихотворный текст к уже существующим музыкальным фрагментам[1]. От этой работы композитора отвлекла работа над новой оперой, начатой в июне 1903 года, —- «Пир во время чумы»[5].
В бурю разбивается корабль, три героя (Серёжин, Васин и Стенина[1]), плывшие на нём, оказываются на необитаемом острове.
Увертюра
|
На пустынных островах.