Lt304888.ru

Туристические услуги

На пустынных островах

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Опера
На пустынных островах
Композитор

С. С. Прокофьев

Автор(ы)
либретто

С. С. Прокофьев

Жанр

детская опера

Количество действий

неизвестно

Год создания

1901—-1903

Первая постановка

не была завершена

Место первой постановки

никогда не исполнялась

Сергей Прокофьев в 1900 году

На пустынных островах —- вторая опера Сергея Прокофьева (так и не завершённая композитором), сочинялась им в 1901—-1903 годах.

История создания оперы

Работу над оперой композитор начал в возрасте девяти с половиной лет[1] Она включила в себя мелкие сочинения, созданные композитором после завершения оперы «Великан». Прокофьев так и не сумел завершить свой замысел, создав только увертюру и первый акт в трёх картинах[2]. Сам он признавался, что многие эпизоды оперы создавались под сильным воздействием Шопена и Бетховена[1]. Композитор работал над оперой с перерывами до одиннадцатилетнего возраста. Он собирался довести работу до конца, и даже на нескольких фотографиях Серёжи Прокофьева рядом с белым листом, стоявшим на пюпитре, сослуживец его матери по её просьбе вписал название в этот лист надпись «Опера „На пустынных островах“»[1].

Фрагменты оперы «На пустынных островах» (наряду с фрагментами «Великана») Прокофьев исполнил сначала Юрию Померанцеву, а затем и Сергею Танееву в январе 1902 года[1]. Танеев с живым интересом отнёсся к юному композитору, посоветовал начать систематические занятия музыкой, но отметил однотипность гармоний, использованных в произведении[3]. Дал ли он рекомендации по сочинению двух опер —— неизвестно[4]. Прокофьев продолжил сочинять оперу и начав систематические занятия музыкой под руководством Юрия Померанцева и Рейнгольда Глиэра.

Последний раз Прокофьев попытался возобновить работу над оперой в 1903 году, начав сочинять стихотворный текст к уже существующим музыкальным фрагментам[1]. От этой работы композитора отвлекла работа над новой оперой, начатой в июне 1903 года, —- «Пир во время чумы»[5].

Сюжет оперы

В бурю разбивается корабль, три героя (Серёжин, Васин и Стенина[1]), плывшие на нём, оказываются на необитаемом острове.

Увертюра

  • Акт I.
    • Картина 1. Набережная. Отъезд героев на корабле.
    • Картина 2. Буря на море.
    • Картина 3. Сам композитор в своих воспоминаниях признавался, что не может вспомнить её содержания[1].

Сохранившиеся эпизоды

  • В Автобиографии Прокофьева: Фрагмент Увертюры (начальные 4 такта), фрагмент сцены «Отъезд на корабле» (9 тактов), 2 фрагмента из Картины 2 (сцена бури, 10 тактов).
  • В Каталоге сочинений композитора[6]: 5 тактов Увертюры, 13 тактов Картины 1, 4 такта Картины 2, 5 тактов картины 3.

Интересные факты

  • Первой оркестровкой Прокофьева стала «Буря» из «На пустынных островах», переложенная автором для струнного квинтета[1].
  • Оперу композитор включил в первый Каталог своих сочинений, созданный в 1902 году и сохранившийся до нашего времени[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Прокофьев С. С. Автобиография. М. 1982. С. 63—-66, 74—-75, 87, 94.
  2. Розинер Ф. Токката жизни. М. 1978. С. 14.
  3. Солнечный свет музыкальной гармонии. Красноармійський Індустріальний Інстітут. Бібліотека.
  4. Александра Ахонен. Роль С. И. Танеева в профессиональном музыкальном образовании С. С. Прокофьева. Opera musicologica № 4 (22), 2014. С. 78—-86.
  5. Глебов И. Сергей Прокофьев. Л. 1927. С. 19.
  6. Сергей Прокофьев. Человек. События. Время. М. 1981. С. 19.

Литература

  • Мартынов Н. И. Сергей Прокофьев. М. 1974. С. 11—-12.

На пустынных островах.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01